100-летие цирка на Цветном бульваре - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

100-летие цирка на Цветном бульваре

17 мая 1880 года газета «Русский курьер» известила о прибытии в Москву содержателя Одесского цирка Саламонского, который хотел выстроить цирк на Цветном бульваре. Строили в стремительном темпе: 12 октября того же года цирк принял первых зрителей.

На открытии выступали: хорошенькая Генриетта, жонглирующая на слабо натянутой проволоке, вольтижерка на лошади Труцци, исполнитель высшей школы верховой езды Фредди Саламонский, клоуны—акробаты Паскалини. Появление директора цирка Альберта Саламонского (1839—1913) с четырнадцатью превосходно выдрессированными жеребцами встретили овацией. В заключение представления исполнялся балет—пантомима «Жизнь в зимний вечер» с катанием но коньках и санках, с комическими приемами.

С первых дней новый цирк имел большой успех. В одном из журналов читаем: «Цирк уподобился бочонку, плотно набитому сельдями».

В 1897 году цирк был частично реконструирован. Увеличили число проходов для зрителей и расширили их, пристроили новую конюшню. Но если говорить об амфитеатре, то он был не слишком презентабелен и удобен. Купол поддерживался металлическими, некрасивыми столбами, а главное мешающими части зрителей видеть происходящее на манеже. Перед ареной возвышались пять рядов партера, далее шли ложи, выше бельэтаж и так называемые вторые места, с выкрашенными, но ненумерованными лавками, а еще выше помещалась галерея, на которую пела особая лестница. Здесь зрители стояли. Зрителей галереи в фойе не пускали.

Только в 1937 году цирк капитально переоборудовали, пристроили архитектурный фасад. Внутри был создан единый амфитеатр, в котором для каждого зрителя установили кресло, тем самым галерея оказалась уничтоженной. Оркестр перенесли на другое место — напротив артистического выхода и значительно увеличили для него место. Прежде арена освещалась висящими над ней лампами в больших шелковых абажурах. В тех случаях, когда выступали воздушные гимнасты, лампы при помощи ручных блоков поднимали выше. При реконструкции от ламп отказались, теперь цирк освещали самые различные источники света.

Но вернемся к Саламонскому. Торжественным днем в его цирке считалась суббота, именно к этому дню приурочивались премьеры пантомим, дебюты новых номеров. В ложах и партере собирались представители дворянства, купечества, дамы полусвета и стремящееся не отставать от знати мещанство. Но Саламонский заботился, чтобы не только первые места, но и галерея заполнялась публикой, и это определяло его репертуарную политику. В своей деятельности он руководствовался следующими принципами: программа должна быть разнообразной и обязательно включать одну—две сенсационные новинки. Большую часть программы должны занимать номера, связанные с лошадьми, и клоуны. Что же это за цирк, если публика в нем мало смеется! В то же время программы отличались очевидной эклектикой, здесь можно было увидеть и балалаечников и гармонистов и даже хоры.

Номер самого Саламонского с дрессированными лошадьми долгие годы оставался в центре представления. Сидел он на лошади, демонстрируя высшую школу верховой езды, безукоризненно. Шамбарьером владел, при исполнении номера «Дрессировка на свободе», — прекрасно. Саламонский работал с большими группами лошадей и проводил номер о стремительном темпе. Талантливым дрессировщиком был также приемный сын Саламонского Евгений (Эйжен) Мердер. Он выступал с громадными группами — от двадцати до тридцати голов. Сенсационным был трюк: лошадь с всадником, ходящая по канату.

В программах цирка Саламонского выступала лихая исполнительница джигитовки Мария Годфруа (о ней вспоминал А. П. Чехов), красавица танцовщица на лошади Ольга Сур (о ней рассказывал А. И. Куприн), выразительный и смелый жокей Василий Соболевский (Васильямс), гибкий, резкий и пластичный Вильям Кук, вероятно, лучший в мире парфорс— наездник Николай Сычев. Здесь действовали знаменитые клоуны, во главе с Анатолием и Владимиром Дуровыми, Таити Бедини (которого так высоко ценил К. С. Станиславский), братья Альбер, Поль и Франсуа Фрателлини, Сергей Альперов и Бернардо.

Постоянно появлялись номера, которые теперь мы бы определили в качестве аттракционов: мисс Паулина, проводившая несколько минут в аквариуме в компании с крокодилами и змеями, мадемуазель Маргарита исполняло в клетке с львами танец «Серпантина. В 1893 году огромный успех имела труппа бельгийцев Нуазетт, первая ставшая показывать фигурную езду иа велосипедах. А через несколько лет сенсацией стало выступление братьев Е. и М. Ефимовых, ездящих на велосипедах и доже мотоциклете по внутренним стенам огромной трехъярусной корзины. В 1895 году журнал восхищался номером эквилибристов на першах Красильниковых, соединивших смелость, беспримерную ловкость с чарующей грацией. Не могу не отметить, что представитель этого славного рода работает в советском цирке, он участник коллектива «Человек—невидимка», возглавляемого О. Ратиани.

Почти каждое представление у Саламонского заканчивалось балетом или пантомимой. Так в 1886 году пошла большая фантастическая пантомима «Стенька Разин — удалой разбойник», в которой участвовало до 180 исполнителей. Вся социальная сторона разинского движения оказалась снятой. Разин представлялся именно как разбойник.

В 1896 году, когда Россия искала военного союза с Францией, Саламонский поставил большую водяную пантомиму «Встреча русской эскадры в Тулоне», делая в ней прежде всего упор на развлекательность.

В начале девятисотых годов Саламонский отошел от активного руководства цирком, начал его сдавать в аренду различным антрепренерам (Р. Труцци, А. Девинье, И. Радунскому). После его смерти то же самое делала его вдова. В эти годы, чем дальше, тем очевиднее цирк переживал творческий кризис. На арену приходили номера из буржуазного варьете: исполнители танго, так называемые лапотные капеллы, цыганские ансамбли. Все чаще в номерах подчеркивалась опасность, нарочитая игра со смертью, многие клоунады отличались грубостью и даже пошлостью. Получавшие асе больше распространение чемпионаты борьбы отходили от подлинного спорта, культивировали грубость, жестокость, прямой обман зрителей.

После Великой Октябрьской социалистической революции цирк Саламонского в 1918 году национализировали, ом был превращен в Первый Государственный цирк, сыгравший выдающуюся роль в деле развития советского циркового искусства.

В первые послереволюционные годы здесь активно утверждалось агитационное искусство, наиболее талантливыми мастерами которого были Виталий Лазаренко, братья Леон и Константин Таити (Феррони). Сергей и Дмитрий Альперовы и другие. Цирк нередко посещал Анатолий Васильевич Луначарский и, как вспоминал Лазаренко, говорил о значении смеха в новых условиях, большое внимание уделял политической сатире, возможным путям ее развития.

Вокруг цирка образовался широкий актив писателей, режиссеров, художников, в него входил В. Маяковский, написавший два номера для Лазаренко. Выдающийся скульптор С. Коненков поставил на арене живые скульптуры на тему мифа о Самсоне, это начинание высоко оценил Луначарский.

Традиция творческого объединения вокруг цирка художественной интеллигенции сохраняется до наших дней. Именно в Московском цирке утвердился институт режиссеров, выдвинувший ряд интересных мастеров этой специальности. Первым среди них по времени стал Вильямс Труцци отличный знаток искусства арены в ее классических образцах, выдающийся мастер дрессировки лошадей, умеющий создавать яркие конные номера. Он поставил несколько пантомим, из них особенно выделялись «Черный пират, о восстании крестьян против феодалов, и «Махновщина», рассказывающая о героических днях Гражданской войны.

Его сменил Э. Краснянский, ставивший специальные спектакли для детей: «Конек - горбунок», «Ночь перед рождеством». Режиссер Б. Шахет особое внимание обратил на постановку прологов и эпилогов, на организацию всего циркового действия, на то, чтобы программы, составленные из разных номеров имели бы тематическую направленность. В заслугу режиссеру Ю. Юрскому следует поставить то, что он привлек к работе в цирке многих выдающихся писателен, художников, композиторов и благодаря этому поднял художественный уровень представлений. При нем большую выразительность приобрели костюмы и реквизит артистов. В оркестре чаще стали исполняться произведения композиторов-классиков и лучшие вещи советских авторов. Режиссер А. Арнольд отличался маете тановки номеров, умением найти неожиданные повороты, эксцентрические приемы. Аттракцион иллюзионистов Э. Кио-отца, им поставленный, стал выдающимся явлением циркового искусства

В Московском цирке шли многие пантомимы, о открывавшие новые горизонты в развитии циркового искусства. Назовем среди них: «Москва горит» В. Маяковского, «Индия в огне» Г. Венецианова и А. Жарова, «Тайга в огне« Б. Бродянского и Е. Кузнецова и другие

На арене Московского цирка выступали все лучшие советские цирковые артисты, здесь гастролировали выдающиеся мастера, приезжающие из-за рубежа, здесь утверждались новые принципы клоунады в деятельности артистов Н. Антонова и В. Бартенева, К. Бермана, Г. Рашковского и Н. Скалова и особенно Карандаша (М. Румянцева).

За выдающиеся заслуги в деле развития советского циркового искусства в 1939 году Московский цирк был удостоен ордена Ленина.

В годы войны при этом цирке был создан фронтовой филиал, в который вошли многие талантливые артисты во главе с Карандашом. Несмотря на трудности военного времени цирк продолжал активную творческую работу. Здесь в 1942 году пошла пантомима А. Афиногенова и М. Бурского «Трое наших» о подвигах советских разведчиков. В 1944 году состоялся всесоюзный смотр новых номеров и аттракционов.

И в послевоенные годы Московский цирк продолжает жить активной творческой жизнью. С 1954 года в нем постоянно режиссирует М. Местечкин. В его активе постановки больших тематических представлений — «Юность празднует», «Счастливого плавания»; пантомим —- «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Черный Том»; тематических номеров «Маленький Пьер» и других. Хорошо комплектуя программы, находя для каждой из них темпоритм, изобретая яркие прологи и эпилоги. Местечкин талантливо работает и над созданием номеров, особенно удачно клоунских. Ему многим обязаны Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Елена Амвросьева и Георгий Шахнин, Владимир Кремена и другие артисты. В заслугу Местечкину необходимо поставить организацию при Московском цирке студии клоунады, выпустившей многих интересных исполнителей. Сейчас в этом цирке работают режиссеры В. Плинер, В. Крымко и другие.

Многие артисты именно в Москве окончательно утвердились в качестве выдающихся мастеров. Среди них: Н. Гладильщиков, Б. Эдер, И. Бугримова, А. Александров, Э. Кио, В. Филатов, Р. Касеев, В. и Л. Шевченко и очень много других.

Такие дирижеры, как Б. Машков, Б Осипов, В. Перинац. Н. Соколов, В. Иоффе, способствовали подъему музыкального оформления программ. Талантливый балетмейстер П. Гродницкий умеет удачно описывать танцевальные выступления а паузы между номерами и включает их в самые номера. Нельзя не отметить подлинных мастеров ведения программы: Н. Дмитриева (Ллойда). А. Буше, 3. Мартиросяна. Все это вместе взятое делает Московский цирк подлинным учреждением искусства, и, хотя ему исполнилось сто лет, мы ждем от него новых открытий.

Теперь в Москве два цирка. Новый, на Ленинских горах, уже зарекомендовал себя постановкой великолепных, пышных представлений. Старый же больше склоняется к камерным действиям.

И пусть цирки будут не похожи один на другой, каждому из них хочется пожелать своеобразия и творческих удач.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования