В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 






                  администрация сайта
                       +7(495) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Живу цирком. И в этом – счастье» Владимир Стихановский

В разных видах искусства звезды рождаются по-разному.

В живописи, например, бывает, затрачиваются многие годы, ЧТОБЫ когда-нибудь стать великим. На эстраде сегодня достаточно спеть одну-две забойные песенки, и к имени исполнителя прилепится желанное слово «звезда». А в нынешнем цирке существует поверье, что получить высокие награды не только у нас в стране, но и на престижных зарубежных фестивалях можно почти наверняка, если ставить номер будет главный режиссер экспериментальной творческой мастерской Центра циркового искусства Росгосцирка Владимир Стихановский. Так ли на самом деле и в чем секреты этого человека – «создателя цирковых звезд», выяснял наш корреспондент.
Несчастный случай иной раз заставляет вдруг переосмыслить все предыдущее и определить совершенно новые пути-дороги и ориентиры в жизни человека. Так вышло и у Владимира Стихановского, когда молодой и преуспеваюший, на взлете циркового мастерства, артист сорвался с проволоки над манежем и попал с переломами на операционный стол.
О том, что было после, речь впереди. А пока, в начале нашей беседы, спрашиваю у Владимира Алексеевича, как начиналась дорога на арену.
  – Я родился в Казахстане, где жила наша семья с отцом-военным. Пока учился в школе, все свободное время отдавал самодеятельному театру и спорту. Как это у многих бывало, натягивали между сараями занавес и играли спектакли. Ну а когда окончил восемь классов, родители заняли у всех родственников и знакомых денег и разрешили мне сорваться в Москву. Чтобы исполнить заветное желание и поступить в театральную школу-студию.
Но с восьмилеткой никуда не брали, а безрезультатно возвращаться домой было стыдно. Тогда мне кто-то подсказал, что есть такое эстрадное училище, где тоже готовят артистов и дают среднее образование. Я помчался туда и в дверях, могу сказать не кривя душой, встретился со своей судьбой. Это был Юрий Гаврилович Мандыч – известный артист и цирковой педагог-режиссер. Он расспросил, чего я хочу, посмотрел, что умею, и сказал: «Приходи на конкурс». Так меня зачислили в это училище, которое окончил с отличием и на год раньше, сдав экстерном все экзамены.
- Но ведь чтобы выполнять многие трюки, обычно нужна хорошая спортивная подготовка. А вы освоили это сразу и на отлично?
– У меня уже были разряды по гимнастике и акробатике. Многое осваивал сам еще до поступления в училище. А уж во время учебы очень полюбил воздушные номера и думал, что ими в основном буду заниматься. Однако Юрий Гаврилович, увидев однажды американских канатоходцев, поспорил, как потом выяснилось, с коллегами на ящик коньяка, что сделает из меня акробата на проволоке. И через полгода я действительно показал на натянутом тросе так называемую «окрошку» – рондат, флик-фляк, сальто-бланш и другие трюки эквилибра. Чуть позже Мандыч взял со старшего курса девочек и сделал нам великолепный номер на тройной вращающейся проволоке.
– И вы сразу стали работать на представлениях?
– Да, но недолго. Номер распался, так как аппаратура была еще несовершенной. И тогда мы вместе с одной из лучших партнерш – Татьяной Марковой – уехали в Киев и сделали дуэт. Это было настоящее балетное адажио с вариациями на проволоке. Такое совмещение балета и цирка появилось впервые, и мне даже говорили, что мы создали новый жанр.
А вскоре после этого пришлось выполнять обещание, данное одной из моих наставниц в училище – удивительному человеку и педагогу Ие Яковлевне Новодворской. Как-то в дружеской откровенной беседе она сказала: «Если ты не поступишь на режиссуру, я перестану тебя уважать!» Поэтому, чтобы оставаться человеком слова, мне пришлось поступать на заочный режиссерский факультет в ГИТИС, хотя особого желания, честно говоря, тогда не было. Но вскоре увлекся, опять благодаря судьбе, которая свела меня здесь с главным режиссером Цирка на Цветном бульваре Марком Соломоновичем Местечкиным. С этим великим человеком и мастером я поддерживал дружбу и творческое сотрудничество до конца его дней.
– До начала девяностых годов вы успешно работали на многих манежах в стране и за рубежом. Кто-то даже называл вашу пару «Васильевым и Улановой в цирке». Уже были многие награды, в том числе и звание заслуженного артиста Российской Федерации. Но, я знаю, проволоку пришлось оставить...
– Да, это случилось в Кейптауне. После исполненного сальто-мортале меня повело в воздухе чуть в сторону и я упал на очень жесткий манеж. Пятку разбил вдребезги, и врачи долго колдовали, чтобы меня восстановить. И вот этот перелом костный оказался еще и началом излома внутреннего, душевного.
Как только слёг, вдруг никому стал не нужен. Никто не приходил навестить. Молчал и телефон. После того как постоянно находился в центре внимания, это отчуждение довольно тяжело перенести. И я стал думать об уходе с манежа. Вспомнил, как мудрые старшие актеры не раз говорили: «Лучше уйти на год раньше, чем на день позже»...
И хотя физически я восстановился, многие месяцы сидел смотрел в окно на времена года. Единственный человек, кто позвонил и поддержал, был Юрий Никулин, с которым нас связывала давняя дружба. Он пригласил меня работать режиссером. Но параллельно предложили другое, как мне казалось, более заманчивое и перспективное дело. К сожалению, эти ожидания не оправдались. Но в то же время, к счастью, я перешел на работу в Центр циркового искусства.
– И вот здесь, можно сказать, у вас началась новая жизнь в старых стенах?
– Да, я никуда не ушел от манежа, но получил возможность реализовывать свое видение цирка как искусства и, наверное, внести свою лепту в его развитие. За эти годы поставил уже более сорока номеров. У моих номеров есть призы всех существующих в мире фестивалей…
Но главное в моей жизни – не награды. Помните, как говорил поэт: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех». Так и работаю: один номер ставлю, а в голове уже крутятся сценарии еще нескольких новых. Но, к сожалению, многое «оседает в столе», так как средств на постановки государство выделяет мало. Вот в Китае посмотрите, как торжествует цирк. И лишь потому, что государство понимает его важность и в воспитании, и в повышении уровня. культуры народа.
– Режиссер – профессия особая. И, можно сказать, очень нелегкая. Что для вас является в ней главным?
– Отвечу однозначно: команда. Когда рядом со мной люди, с которыми понимаем друг друга с полуслова, когда для них творчество, реализация задуманмрго – прежде всего. Сегодня это мои коллеги и помощники: хореограф Константин Костылев, художник-постановщик Наталья Коковина, сценограф Рита Песчанская...
Ну а насчет самой профессии скажу, что в нашем древнем искусстве еще до того как стать режиссером, очень важно самому поработать на манеже, знать этот мир, как говорится, изнутри. А уже потом наращивать всю остальную массу необходимых знаний. Ведь здесь нужны не только чисто профессиональные дисциплины, такие, как психология, педагогика, история, но и химия, физика, анатомия, графика, и даже математика…
Вообще режиссер для меня – это форма мышления, а еще точнее – форма существования.
– Зная успехи номеров, которые вы ставите, многие артисты хотят попасть к Стихановскому, хотя бы для того, чтобы только какие-то детали подкорректировать. Но попадает, конечно, не каждый желающий. Раскройте секрет: каковы ваши принципы отбора?
– Для меня отправной точкой при выборе того или иного номера является в первую очередь личность самого артиста. Это должен быть актер, фанатично преданный цирку, своему делу. Другие критерии мне не важны. Если надо – что-то в номере придумаю. Добавят своё художник, дизайнер, тренер.
– Ну а как определить такую личность?
– Я это чувствую интуитивно. Ну и, кроме того, конечно, смотрю видеоматериалы. Вижу, что человек хотя и делает номер неплохо, но исполняет его формально, без души. Такой мне неинтересен. Да и публике, думаю тоже.
А другой приходит и весь горит. И я знаю, что вместе мы сделаем все, что надо. Потому что есть определенное отношение к делу и, конечно, вера в режиссера.
Могу раскрыть еще один секрет. Балетмейстер, художник и все, кто ставит номер, когда приходят на репетицию, уже знают, что будет каждый делать. Это всё заранее расписано. Поэтому у нас нет шума, криков. Работаем тихо и спокойно.
– Владимир Алексеевич, вам недавно присвоено самое высокое звание – народный артист России, у вас, как уже говорилось, все призы мировых цирковых фестивалей. О чем еще мечтаете?
– Я не озабочен материальными благами. У меня нет виллы, нет машины. Просто мне это неинтересно. Живу цирком. И в этом – счастье.
Вот подрастает мой внук Матвей. Смотрю на него и думаю: а что он будет смотреть в цирке, когда вырастет? Покажут ли ему сказку, подобную той – у Енгибарова, – от которой даже я, взрослый, плакал?
Пока мы живы, надо делать все возможное, чтобы цирковое искусство оставалось близким и интересным людям. Чтобы национальные традиции не угасали, а пополнялись новыми интересными находками и поддерживались новыми талантливыми людьми.

Аркадий КАЗИМИРОВ. «Парад-Алле».

обсудить на форуме

 

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Дольский А.А.

Дольский Александр Алексеевич (род. 07.06.1938, г. Куйбышев) — поэт, музыкант, бард. Засл. арт. РСФСР (1989). Вырос в музыкальной семье: отец — ведущий солист оперного театра, мать — балерина, окончившая Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой. С детства знал наизусть классический оперный репертуар, в 11 лет вышел на сцену в хоре мальчиков в «Пиковой даме». В школе увлекся гитарой, джазом, но несмотря на это поступил в Уральский политехнический институт. После окончания остался на преподавательской работе. Параллельно занимался на вечернем отделении Свердловского музыкального училища по классу гитары (окончил в1963), продолжил обучение у известного на Урале музыканта и педагога Л. Воинова. Свободно играл классику — Э. Гранадоса, И. Альбениса, выступал в концертах, как исполнитель на народных инструментах стал лауреатом I Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960). Писал стихи, печатался в институтской многотиражке, исполнял их под гитару. Под сильнейшим впечатлением песен Б. Окуджавы начинает все серьезнее относиться к своим поэтическим опытам, погружается в мир поэзии, изучает законы стихосложения. Находит свою манеру исполнения песен, проникнутых неброской романтикой, светлой грустью. Участвует в больших бардовских состязаниях (Новосибирск, Москва), в конце 60-х становится победителем фестиваля туристской песни имени В. Грушина. С 1974 Д. в Ленинграде, старший научный сотрудник НИИ градостроительства, готовит кандидатскую диссертацию, все свободное время отдает сочинению стихов и песен, участию в концертах. Жизнь раздваивалась, сделать выбор убедил А. Райкин. Д. принял участие в VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1979) и оказался в числе лауреатов. Местом работы становится Ленинградский театр миниатюр под руководством Райкина. В этом же году записывает первую пластинку, в 1980 появляются первые публикации стихов в газетах и журналах. Начинается регулярная концертная жизнь, гастроли по стране, а вскоре и за рубежом. Создавая новые песни — лирические, романтические, сатирические, детские — автор использует разные формы: балладу, романс, шуточную песню, даже мини-спектакль. Шестиструнная гитара в его руках равноправный партнер. («Назвал я музыку любимою сестрою, поэзию — любимейшей сестрой» — романс «Две женщины»). Широкую известность получают песни «Баллада об упавшей звезде» («Исполнение желаний»), «Удивительный вальс мне сыграл Ленинград», «Государство синих глаз», «Два мальчика на длинном берегу», «Маленький принц», «Сентябрь. Дожди» и многие другие. Мягкий, задушевный баритон Д., выразительная нюансировка, богатство музыкальных интонаций вводят слушателей в мир мыслей и чувств автора. Виртуозно владея гитарой, включает в концерты музыкальные произведения разных направлений и стилей (в ритмах блюза, регтайма, боссанова), слегка пародируя, исполняет репертуар Диззи Гиллеспи, Луи Армстронга. Определенная, тщательно продуманная последовательность исполняемых произведений превращает программы Д. в музыкальные спектакли одного актера. Добивается камерности, интимности, выступая даже в многотысячной аудитории.
К началу 90-х чаще обращается к публицистике («Тоска по СССР», «Прощай, XX век»), однако довольно скоро уходит к философской лирике, размышлениям о природе творчества, религиозным исканиям (цикл «Беседы с Иисусом»). «Я убежал от своей публики, я понимаю это, не виню никого, не скорблю и работаю дальше», — говорит Д. в одном из интервью (АИФ, 1995. № 38). Он идет своим особым, непроторенным путем: от гитары, лирических песен, юношеской романтики к философской поэзии, к сложной, не рассчитанной на широкую публику форме мини-спектакля («Душа и тело»). Концерты  Д. теперь редки, чаще они проходят за рубежом. С 1988 издаются его сборники, выходят диски. Снялся в нескольких кинофильмах.
Соч.: Пока живешь. Стихи. М., 1989; (Библиотека «Огонек», 5); «Каменные песни»: Стихотворения. Л., 1990; Синий автопортрет: Стихи. Л., 1991; Благословение. Стихи и песни. СПб., 1993; Сонеты. СПб., 1999; Петербургское вино: Венки сонетов. СПб., 1999; Сочинения: Стихотворения. М., 2001.
Лит.: Марьяновский Вик. Александр Дольский // Певцы советской эстрады. М., 1985; Три вопроса к менестрелям // Аврора. 1981. № 11. С. 116-117; Бад-хен А. Александр Дольский — автор-исполнитель // Музыкальная жизнь. 1985. № 6. С. 23; БадхенА. Его зовут Александр Дольский // Культура и жизнь. 1987, № 5. С. 26-27; Казакова Римма. И верить в добрые приметы // Неделя. 1988. 18-24 апр. № 16. С. 16.
Е. Д. Уварова


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100