В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Радости и огорчения арены

Достоинства цирковых коллективов, кажется, никто не оспаривает. И все же многие артисты неохотно вступают в них, а нередко при первой возможности стремятся покинуть.

Разговаривая как-то с известным артистом манежа, я спросил его:

—  Вошли бы вы в коллектив?
—  А зачем? Мой номер пользуется   успехом.   Что   в   нем   изменится, если  я буду   в   коллективе, что мне это даст?
Такой взгляд достаточно распространен. Артист цирка живет своим номером. Если он оставляет erо, то для того, чтобы скорее создать новый или войти в другой. А может ли коллектив стать для исполнителя столь же необходимым и дорогим, как номер?
—  Да, может и должен, — отвечает заслуженный артист республики Виктор Владимиров.

Свой взгляд он мотивирует так. Коллектив должен объединять мастеров арены с богатым трюковым репертуаром. Каждый выступает в нескольких номерах: в одном играет ведущую роль, демонстрируя основные трюки, в других — пусть более скромную. Исполнители пробуют себя в нескольких жанрах, разносторонне раскрывая свое дарование. Таким образом, при ограниченном количестве участников коллектив располагает большим числом номеров: он может с течением времени полностью менять свою программу, подготовить детский спектакль, пантомиму, да и не одну. А главное, при таком положении коллектив объединяет уже не номера, а исполнителей.

Лет пять тому назад В. Владимиров получил возможность претворить свои теоретические положения на практике. Собрать виртуозных исполнителей, как было задумано, оказалось невозможно, пришлось идти обычным путем — объединять номера. Правда, затем Владимиров охотно принимал в коллектив отдельных артистов, по тем или иным причинам оказавшихся без партнеров. Но при этом был вынужден не предъявлять высоких требований к их подготовке и опыту. Он помогал им входить в существующие номера, создавать новые. Убежденный, что все должно основываться на добровольных творческих началах, он никого не удерживал.

Каковы итоги работы коллектива «Веселая арена» под руководством Владимирова, что несет он зрителям?
Представление начинается с забавного клоунского пролога. Между коверными завязывается спор, кто из них самый остроумный, ловкий, смелый? Дальше исполнители как бы вступают в соревнование, демонстрируя свое веселое мастерство.

Представление действительно веселое. В нем активно участвует клоунская группа в составе Владимира Кремина, Рудольфа Изатулина, ведущей Галины Кременой. Они не только разыгрывают репризы и сценки, но участвуют в номерах музыкальной эксцентрики и некоторых других. Изатулин, например, выступает как жонглер со своей партнершей Имбой Кокамяги, с ней же показывает комическую иллюзию, демонстрирует музыкальный номер на свободной проволоке. Интересная деталь: отношения между клоуном и его миловидной партнершей развиваются от номера к номеру на протяжении всего представления. Вначале к своему застенчивому кавалеру строптивая красавица относится с иронией, потом проявляет к нему некоторую благосклонность, наконец, очаровывается им.

В «Веселой арене» все артисты выступают в двух-трех номерах. Виктор и Таисия Владимировы вначале демонстрируют классический акробатический этюд, проникнутый изяществом, грацией, лиричностью. Второй их номер — «Комические акробаты». На манеже шустрый сорванец, этакий озорной Гаврош (Т. Владимирова) и добродушный увалень. Артисты, дважды выходя на арену, создают совершенно различные образы.

Наталья Смирнова выступает как воздушная гимнастка на «вертушке» и исполняет пластический этюд. Акробаты-вольтижеры Карповы выполняют сложные эффектные трюки, участвуют и в других номерах.

Примечательно, что в аттракционе дрессировщика медведей Михаила Симонова определились две самостоятельные части. Первая часть решена в установившихся трюковых традициях. Вторая — нечто вроде медвежьего КВН. Две медвежьи команды, как бы стремясь превзойти одна другую, стараются быстрее выполнить задания. Зрители невольно превращаются в азартных болельщиков, в зале не смолкает веселый гул голосов. Значит, и дрессировщик, по существу, способен демонстрировать два различных номера.
Многие артисты здесь подготовили вторые номера, подобрав партнеров тут же, в коллективе. На такой основе, например, был поставлен большой номер музыкальной эксцентрики «Веселый автомобиль». Молодежь пробует себя в разных жанрах, ей помогают более опытные товарищи. Подготовлена пантомима для детей «Приключение Лентяйкина». Если обычно утреннее представление отличается от вечернего лишь тем, что несколько урезано, «Веселая арена» на утреннике показывает специальный детский спектакль.

Но кроме радостей руководитель, да и некоторые другие участники испытывают и огорчения. Номеров пока не хватает на два полнометражных отделения, что затрудняет осуществление ряда интересных замыслов. Основная причина здесь в том, что коллектив далеко не всегда встречает поддержку и необходимую помощь у руководителей иных цирков, да и в самом Союзгосцирке. Это и создает дополнительные трудности. Не будем останавливаться на таких, как несвоевременное изготовление костюмов, реквизита. С этим справиться еще можно. Хуже, когда порой из программы «Веселой арены» под тем или иным предлогом забираются номера, которых, как уже говорилось, и без того недостаточно. Несколько примеров.

В коллективе был создан номер акробатов-прыгунов под руководством Николая Жулева, подготовившего тут и свой известный трюк — двойное сальто-мортале на ходулях с подкидной доски. Перед началом прошлого зимнего сезона Жулеву предложили выступить в программе Московского цирка. Предложение, разумеется, соблазнительное, артист поспешил согласиться. Но в номере участвовали и другие исполнители. И что же? «Веселая арена» лишилась группового номера, хотя в московской программе Жулев не выступал, а занялся перестройкой номера, и, когда писалась эта статья, он все еще пребывал на репетиционном периоде. А уж так ли необходимо было столь бесцеремонное вторжение в жизнь коллектива?

Еще пример невнимания к интересам «Веселой арены». Дрессировщик Симонов со своими животными был приглашен на съемки фильма. Сейчас мастеров арены все чаще привлекают к участию в фильмах, и с этим, разумеется, приходится считаться. Но можно было ожидать, что, как только закончатся съемки, Симонов возвратится в коллектив, о чем позаботится отдел эксплуатации и формирования программ Союзгосцирка. Но дрессировщика направили не туда, где выступала «Веселая арена». Коллектив переезжал из города в город, а встреча с Симоновым все не происходила. Наконец, когда Владимиров с товарищами готовился к премьере в Туле, туда же прибыл Симонов со своими медведями. Казалось бы, все устроилось, однако по указанию отдела формирования дрессировщик с животными был почему-то направлен в Харьков. И снова полтора месяца коллектив работал без своего аттракциона.

Кстати, в Туле произошла и другая досадная история. К программе «Веселой арены» требовалось добавить номера тех жанров, которых в ней нет, например, эквилибристов с першами. Но вместо этого к представлению, которое, напомним, строится на выступлениях клоунской группы, добавляют неизвестно зачем вторую клоунскую группу «Шутки в сторону». Это лишь нарушило единство спектакля.

Вероятно, следует планировать зарубежные гастроли или выступления на столичном манеже коллектива в целом, а не забирать из него отдельные номера. В свое время очень верно поступили, предоставив манеж Московского цирка молодежному ансамблю «Беспокойные сердца». Это подняло престиж ансамбля, сплотило его участников, помогло поднять все номера до уровня сильнейших.

Конечно, в любой программе есть номера хорошие и послабее. И если на деле, а не на словах заботиться об укреплении коллективов, следует не вырывать из них лучшее, а оказывать им серьезную творческую помощь, чтоб поднять художественный уровень всей программы. И тогда ее можно смело показывать и в столице и зарубежным зрителям.

Выступления «Веселой арены» проходят, как правило, с успехом. Но специалисты, конечно, видят недостатки отдельных номеров, их исполнителей, наконец, в построении всей программы. Художественный руководитель Виктор Владимиров обладает и знаниями (он окончил ГИТИС), и опытом (выступает с 1954 года), и вкусом, но вынужден опекать исполнителей всех жанров, везде поспевать. А в коллективе постоянно создаются новые номера (сейчас репетируются три), немало в нем молодежи, не получившей   в свое   время   серьезной подготовки. Специалисты могли бы оказать помощь в повышении мастерства, усовершенствовании номера. Но пока встречи участников коллектива с режиссерами Союзгосцирка мимолетны и редки.

Видимо, отсутствие внимания породило среди участников «Веселой арены» тревожные слухи, что скоро у них заберут аттракцион Симонова и коверного Кремина. А как же тогда коллектив, который надолго лишится своего аттракциона и одного из ведущих участников клоунской группы? Надеемся, что тревога эта лишена основания. Но что скрывать, не только некоторые артисты, но и часть работников Союзгосцирка, если судить по их действиям, не считают коллектив нерасторжимым творческим организмом.
Никому же не придет в голову в обычных условиях изъять из номера лучшего исполнителя, чтоб включить его в другую программу, скажем, из группы жонглеров Аберт — Эдуарда Аберта или в свое время единственного исполнителя сальто на ходулях Александра Саженева из номера под руководством Владимира Довейко. Почему же такие изъятия допускаются в коллективах? У нас достаточно хороших и отличных номеров, которые пока не входят в коллективы, и ими можно маневрировать, а не разрушать цельность коллектива при каждом удобном и неудобном случае.

Допускаю, что с теоретическими положениями Владимирова кое-кто не согласится. Но как бы то ни было, заслуживает, всяческой поддержки его настойчивое стремление создать коллектив на прочных творческих основах, которые изменят сложившуюся исстари психологию артиста цирка. И рядом с понятием «мой номер» возникнет понятие «мой коллектив». Творческое и организационное укрепление коллективов должно быть предметом внимания и заботы не только их непосредственных руководителей.

Пусть участники «Веселой арены», несущие радость зрителям, сами испытывают как можно больше радостей и как можно меньше огорчений.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100