В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Акробаты на велосипедах Владимира Голубева

Иногда приходится слышать, что жанр велофигуристов отмирает, интерес к нему угасает.

И в доказательство этого приводятся такие рассуждения, мол, раньше, когда велосипед только входил в быт, легко было привлечь внимание виртуозной ездой на нем. Сейчас иное время, иные скорости, авторали, трюки с автомобилями, а мальчишки, гоняя на велосипедах, проделывают бешеные виражи или мчатся, раскинув руки, не держась за руль. Да мне самому приходилось видеть, как по проселочной дороге катил на велосипеде колхозник, пристроив на раме машины жену, да еще корзины с живыми курами. Ясно было, что это для него обычная поездка на рынок, а никак не фрагмент аттракциона. И думалось, а может, и верно — пора велосипеду покинуть манеж?

Но вот группа молодежи во главе с Владимиром Голубевым подготовила большой номер велофигуристов. Владимир и его товарищи не сомневались, что их выступления смогут увлечь зрителей, отразить их сегодняшние представления, взгляды, вкусы. Они были убеждены, что это возможно, если включить в номер больше акробатики — акробатических прыжков и колонн, зрелищные, красочные сценки, юмор, клоунские шутки, такое, что можно увидеть только в цирке. Конечно же, должны быть интересные костюмы, выразительная музыка. Постановщики стремились, чтобы выступление несло зрителям самые разнообразные впечатления, эмоции.

Привязанность, скорее, даже страсть Владимира Голубева к велосипеду вполне закономерна. Он вырос в семье цирковых велофигуристов. Владимир — внук Юлии Михайловны Голубевой-Польди, чье имя хорошо известно любителям искусства манежа. Отец его — Михаил Михайлович Голубев выступал в прославленном номере велофигуристов под руководством Александра Александровича Александрова.

Сам Владимир окончил ГУЦЭИ. Он занимался на двух отделениях — акробатики и клоунады. С благодарностью Владимир вспоминает уроки своих учителей, но ближе всех по взглядам на искусство, и в частности на цирковое, оказался ему педагог-режиссер Фирс Петрович Земцев. Со временем Владимир вместе с ним и написал сценарий номера.

Обдумывая будущий номер, Голубев работал в библиотеках, выискивая литературу по истории велосипеда. Он беседовал со знатоками жанра. В частности, ему помогли советы А. Александрова, который успешно вводил в свой номер акробатику, элементы комического.

Голубев не только один из авторов сценария и постановщиков номера он вдохновитель, душа всей этой большой работы. Он проявил немало упорства для осуществления задуманного. Скажем, совсем не просто было найти и собрать партнеров, сделать их своими единомышленниками. Это удалось. Молодые артисты готовили номер с энтузиазмом. Именно этим словом надо определить их отношение к долгим и упорным репетициям, к тем трудностям, которые пришлось преодолеть.

Не одну страницу мог бы занять рассказ о перипетиях, связанных с изготовлением реквизита, костюмов. Многое должен был сделать, но ничего не сделал Художественно-производственный комбинат в Москве. Основной реквизит готовился на нескольких заводах в Пемзе, где шли репетиции. Как мог, помогал директор Пензенского цирка Николай Александрович Жуков. Иной раз выручал случай. Скажем, такой: приехала в Пензу киногруппа. Киноработники попросили у цирка для съемки какого-то эпизода велосипеды. Голубев ответил, мол, с радостью дали бы, но сами уже какой месяц не можем их получить с завода. В дело вмешались кинематографисты, был привлечен и консультант картины, занимающий ответственный пост в нужном министерстве. В результате велосипеды изготовили за две недели.

Директор Горьковского цирка Иван Панкратович Маринин помог сшить костюмы, приобрести для них нужный материал. Может возникнуть вопрос, а причем тут Горьковский цирк? Опять случай. Владимир, оказавшись случайно в Горьком, поделился с Марининым своими замыслами, рассказал о своих трудностях. Иван Панкратович захотел поддержать молодого артиста, помочь ему.
В коротком пересказе все выглядит относительно благополучно, а на деле сколько было затрачено сил, нервов, времени, так необходимых для творчества.

Не просто обстояло и с организацией репетиций. Начать с того, что долгое время на всех исполнителей имелся лишь один старенький велосипед. Если между сезонами в Пензенском цирке молодые артисты занимали манеж столько, сколько им требовалось — и семь, и восемь, и десять часов, — то, когда начинались спектакли и днем репетировали участники программы, для молодежи выкраивали весьма ограниченное время. Они приходили в цирк рано утром, тренировались после окончания вечернего представления часа два-три. Акробатикой занимались где-то в коридорах.

Владимиру Голубеву, как руководителю номера, надо было так построит» занятия, чтобы молодежь, отдавая время и силы репетициям, наиболее успешно осваивала новое. А осваивать требовалось многое — ведь часть будущих участников номера владела велосипедом, но им предстояло стать еще и акробатами, другие были хорошими акробатами, но должны были уверенно оседлать велосипед.

В группе семь исполнителей, считая Владимира Голубева. Двое пришли из номера велофигуристов Александрова: Леонид Ткаченко и Александр Булгаков. Теперь они умелые акробаты. Ткаченко оказался хорошим нижним и средним. Ом подготовил с товарищами второй номер акробатов-эксцентриков — «Вождь краснокожих» (по рассказу О. Генри).

В этом втором номере его партнеры Владимир Сычов и Юрий Губин. Оба они окончили ГУЦЭИ акробатами. Сейчас и Сычов и Губин — отменные велофигуристы.

Участница многих наиболее сложных и эффектных трюков Галина Заболоцкая раньше выступала в номере акробатов-вольтижеров. После травмы ей пришлось на время оставить манеж. Но только на время. Когда ей предложили войти в группу велофигуристов, оно согласилось. Галина быстро, как говорится, вошло в спортивную форму, освоило велосипед, подготовило трюки, которые из-за их сложности считаются мужскими.

Юрий Соколов был ассистентом у народной артистки СССР Ирины Николаевны Бугримовой. Ухаживая за животными, он репетировал номер эквилибра. Сейчас Соколов велофигурист и акробат. Участником выступления стал и Михаил Гинтя. Оказавшись в Пензе, где репетировали Голубев и его товарищи, Гинтя загорелся желанием войти в их номер. Долгое время его не отпускали из коллектива, в который он входил. И понятно — Гинтя опытный акробат. Но в конце концов он смог присоединиться к группе Голубева.

Молодые исполнители не только сами осваивали новое для себя, но и, как могли, помогали товарищам, выступая в роли тренеров. Голубев, Ткаченко воли занятия по велосипеду. Сычов и Гинтя — по вольтижной акробатике, Губин — по прыжковой.

Сейчас зрители не догадываются, кто из исполнителей акробат, освоивший велосипед, а кто велофигурист, овладевший акробатикой. Они видят цельный, слаженный ансамбль. Трюки проделываются легко, не чувствуется усилия и никак не угадывается та большая напряженная работа, которая предшествовала выпуску номера. Выступление оставляет впечатление романтической приподнятости, увлеченности, юного задора. Номер идет долго, в некоторых случаях он занимает все второе отделение, но течение времени не ощущается. Обычная реакция зрителей в конце его: «Уже все?!»

В номере много акробатических трюков. Чтобы дать представление об этой стороне выступления назову некоторые из них. На движущемся велосипеде выстраивается колонна из четырех человек. Верхняя в колонне (Галина Заболоцкая) исполняет сальто-бланш и приходит в руки партнеров, стоящих на манеже. На велосипеде колонна из трех. Верхний в колонне (Юрий Губин) исполняет сальто и опускается на плечи товарища, который едет на моноцикле. Двое на высокой велотележке подбрасывают свою партнершу, а ловит ее артист, который движется следом на высоком (трехметровом) моноцикле.

Два исполнителя, когда к ним приближается велосипед с колонной из двух, подбрасывают своего товарища, и он оказывается третьим на движущейся колонне. Оттуда он исполняет сальто в руки товарищей. Демонстрируется о группе Голубова и такой распространенный трюк: исполнитель едет по кругу манежа, стоя на руле и седле велосипеда. Но трюк усложнен — у юноши в это время на плечах стоит партнерша. На репетиции я видел прыжок с одной колонны на велосипеде на другую движущуюся колонну на втором велосипеде.

Трюки покоряют своей сложностью, эффектностью, красотой, да и тем, что они отнюдь не примелькались на наших манежах.

В номере много зрелищных эпизодов. Это, например, парад двухколесных машин разных времен и конструкций, многие из которых выглядят сейчас весьма забавно, причем их демонстрируют артисты в костюмах соответствующих эпох. Эта часть номера подается изобретательно, эксцентрично.

В номере два комических персонажа (Голубев и Булгаков). Своими проделками они то и дело вызывают в зале оживление, смех. Комики стараются так или иначе превзойти один другого, подшутить над товарищем. Их соперничество приобретает самые неожиданные и весьма забавные формы. Один выезжает на тандеме, на заднем седле которого восседает собака. Тут же и второй выезжает с собакой, но она располагается уже впереди, за рулем. Когда один превратил свой велосипед в норовистую корову, натянув на руль морду с рогами и преследует приятеля, тот, схватив алый плащ и шпагу, становится отважным тореадором и готов сразиться с агрессивным животным.

Есть и такая пародийная сценка. Один из комиков жаждет прокатиться с милой партнершей. И тогда вдруг к нему на велосипед взлетает некое существо в легком платьице, а затем проворно забирается артисту на плечи. Но вскоре выясняется, что это переодетый клоун, решивший подшутить над соперником.

Так сложилось, что работа почти над любым цирковым номером завершается уже в ходе выступлений, на зрителях. Нередко в это время осваиваются и новые трюки. Так обстоит и у Голубевых. Говоришь с Владимиром о номере, и он увлеченно рассказывает, что еще должно быть сделано. И начало будет несколько иным, появятся новые клоунские сценки, репетируются оригинальные акробатические трюки на велосипеде.

Действительно, в выступлении далеко не все идеально: можно улучшить композицию номера, желательно четче определить взаимоотношения комических да и других персонажей, наверное, неплохо ввести и новые трюки. Подобные замечания Голубев выслушивает с интересом. Ведь он собирается продолжить работу над выступлением. Замыслы Владимира широки, порой безбрежны. Увлеченно рассказывая, как ему рисуется новый эпизод, он сам спохватывается, что эпизод перерос в самостоятельный номер и уже никак не вмещается в рамки существующего выступления. Столь буйная фантазия, творческий азарт — гарантия того, что артистов ждут интересные находки, что выступление будет совершенствоваться.

Но и в теперешнем виде номер под руководством Голубева убеждает — велосипед рано изгонять с манежа. Молодые артисты доказали, что можно подготовить интересное выступление велофигуристов, которое, если потребуется, способно занять и целое отделение. И уже появляется такая мысль, а что если со временем создать представление велофигуристов на два отделения?! В нем будут номера: акробаты на велосипедах, жонглеры на велосипедах, музыкальные эксцентрики на велосипедах, гимнасты, клоуны, дрессированные животные тоже на велосипедах... Пожалуй, может создаться впечатление, что автор статьи заразился от своего собеседника вирусом безудержной фантазии. Однако была же программа «Конный цирк», готовится программа атлетов-акробатов.

Кстати, и сейчас в номере Голубевых, по существу, мы видим акробатов на велосипедах, клоунады с велосипедами, да и дрессированных собак в седлах велосипедов.

Еще одно, о чем непременно хочется сказать. Голубевы снова доказали — нет устаревших жанров, все дело о том, чтобы традиционный номер наполнить дыханием современности, умело сочетать сложные эффектные трюки с внутренней драматургией произведения.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

  • http://socexpertiza.ru
  • Получение свидетельства на товарный знак в короткие сроки
  • socexpertiza.ru
 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100