Александр Николаевич Буслаев
Почитателям цирка со стажем хорошо известно ими народного артиста РСФСР Александра Николаевича Буслаева, прожившего на манеже долгую и счастливую творческую жизнь. Его искусство оставило заметный след, явилось тем ценным опытом, к которому еще не раз, думается мне, цирк обратится в своем неуклонном движении по пути овладения мастерством.
Мне довелось вместе с Александром Николаевичем вступить на цирковую арену. Это было примечательное для советского цирка время: конец 20-х начало 30-х годов. Время, когда в цирк пришла целая плеяда спортсменов. У одних за плечами, несмотря на молодость, уже была серьезная и сложная жизнь, как, например, у Буслаева. Другие, как я, окончив школу, только начинали свой жизненный путь.
На стадионе в Харькове мы и познакомились. Спорт в ту пору играл в моей жизни определяющую роль. Я занималась буквально всем: принятым тогда шестиборьем, бегом на коньках, хоккеем с мячом, прыжками в поду, прыжками с места в высоту, мотоспортом.
толканием ядра и даже штангой.
Сохранившиеся дипломы и грамоты не только приятное напоминание о юности, но и свидетельство развернувшегося по всей стране движения за массовый и многосторонний спорт. Стране нужны были закаленные, сильные и смелые люди.
Итак, все свободное время я пропадала на стадионе, мечтая поступить в Институт физкультуры. А пока работала счетоводом на электростанции и готовилась к экзаменам.
Александр Буслаев слыл у нас авторитетом в области физической культуры, он был инструктором-организатором физкультуры Профсоюза горняков (а это масштаб всего Донбасса), успел уже с командой футболистов-шахтеров побывать за рубежом. Вся его юность была овеяно романтикой. Воспитанник музыкантской команды сиротского приюта в Одессе, он воевал на фронтах империалистической войны, а в гражданскую служил в особых кавалерийских частях по борьбе с бандами Махно. Там он нередко выполнял обязанности инструктора по физподготовке. Словом, когда Буслаев, видя мои успехи в спорте, принял мое предложение вместе работать над аттракционом «Полет на санях из-под купола цирка», нас обоих это увлекло необычайно. Ничего подобного в советском цирке еще не было. Предстояло помериться силами с многочисленными еще тогда на нашей арене иностранными гастролерами. И не только повторить их достижения, но и сказать свое собственное слово.
Не скрою, кое-кому вся эта затея казалась прожектёрством, и они, может быть, по-своему были правы: циркового опыта у нас никакого, подобные аппараты не строились. Все, как говорится, надо начинать с нуля. А тут еще в сценарной заявке такая сложная и, прямо скажем, весьма рискованная деталь, требующая очень высокого инженерного расчета и большой смелости, — сани.
стремительно скатившись из-под купола по специальным рельсам, закругленным в конце вверх и подброшенные этим закруглением, как трамплином, должны были пролететь сквозь вращающееся кольцо и приземлиться на приемную площадку. Возможно ли такое? Скептиков да и абсолютно, категорически не верящих в это дело хватало. Но в Управлении цирков мам все-таки утвердили заявку и выдали дсиьги на постройку аппарата.
В штат же мы не были зачислены — продолжали оставаться на своих местах, а репетировали в Харьковском цирке по ночам, с свободное от представлений и репетиций время. С каким энтузиазмом мы работали! С какой отдачей, с каким неуёмным желанием осуществить свою мечту! Впрочем, так же работали многие из молодых, пришедших в цирк в те годы. Я думаю, что энтузиазм, беспредельная увлеченность искусством арены явились важными составными начавшегося вскоре бурного роста советского цирка.
Премьера нашего аттракциона состоялась в Киеве в 1931 году. Ом имел большой успех на протяжении ряда лет. И все эти годы работа в нем совершенствовалась и усложнялась. Так, например, сани стали пролетать уже не через одно вращающееся кольцо, а сразу через два, причем вращающихся в разные стороны, что значительно сложней. Мы даже отрепетировали сальто на санях, но не демонстрировали его, ток как слишком жестким, травмирующим было приземление.
Я уже упомянула, что Буслаев служил в кавалерии. Что же касается меня, то немало времени я провела с отцом, ветеринарным врачом, на ипподроме и рано научилась держаться в седле. Так что, когда мы задумали номер «Высшая школа верховой езды» (работа в Аттракционе шла своим чередом), у нас с партнером уже был кое-какой опыт s обращении с лошадью. Но создать двойную «школу», как говорим мы в цирке — это когда лошади под всадниками синхронно выполняют различные движения, — оказалось делом нелегким. И здесь Буслаев проявил не только настойчивость, но и большую изобретательность, что вообще было свойственно ему и что в полной мере раскрылось в последующих номерах.
Мы демонстрировали «Полет на санях» и «Высшую школу», одновременно взяв на воспитание трех львят, назвав их Канем, Юлием и Цезарем. Однако очень быстро эти подрастающие малыши поглотили все наше внимание и с ними связались дальнейшие творческие планы, воплотившиеся сначала в аттракцион «Круг смелости», а затем «Львы и мотоциклы», впервые показанный а Ленинграде в 1941 году. Львы к тому времени выросли, и я в начале аттракциона демонстрировала с ними полную работу. Потом в трансформированной под мототрек клетке оставалось всего два льва, которые, забавно задрав хвосты, удирали от мчавшегося за ними по треку на мотоцикле Александра Буслаева. И вот, наконец, в клетке один только лев. Буслаев заводит мотоцикл, садится, приглашая но багажник льва. Тот подсаживается, кладет ему морду на плечо, и они совершают этот круг смелости. Круг смелости... Кто же из них должен был проявить смелость, преодолеть страх? Прсдстовьте себе — оба. Каждый по-своему. Человек — перед непредвиденной и опасной неожиданностью поведения животного в столь необычных условиях, лев — перед громко работающей и неведомо как и куда влекущей его машиной. В финале номера мы с Буслаевым демонстрировали мотогонки по вертикальной стене все той же клетки, в оригинальное устройство которой Александр Николаевич вложил много труда.
Позже, когда мы уже работали самостоятельно. каждый со своим номером, Буслаев задумал и создал вместе с Тамарой Николаевной Буслаевой (настоящая фамилия Бутенко) аттракцион «Львы на лошадях». Нельзя сказать, что до него никто не демонстрировал езду хищников на лошади. Но это, как правило, были отдельные трюки с отдельными хищниками, не связанные с общей работой, — один тигр и лошадь, лев и лошадь, от силы два хищника. Можно вспомнить немецкого дрессировщика Косьми с его тигром, нашего Бориса Эдера с львицей Пупой. Да и я показывала двух львов-всадников. Но это были, повторяю, лишь отдельные трюки. То, что задумал и осуществил Буслаев, было неизмеримо сложней — совместная групповая работа исконных антиподов, львов и лошадей. Здесь, так сказать, количество переходило в совершенно новое качество. И в смысле класса дрессировки и в смысле зрелищности. А надо отметить, что эффектно, выигрышно, изобретательно подать работу, номер Буслаев был большим мастером. Под его рукой асе обретало так красящую цирк помпезность. К сожалению, сейчас нередко в номерах проглядывает унылая будничность, даже в номерах, казалось бы, выигрышных. Буслаев же умел сделать каждое свое выступление праздником для зрителей.
Работа а аттракционе строилась следующим образом. После демонстрации львами ряда трюков в клетку вступали четыре лошади и как ни в чем не бывало изящно вальсировали, грациозно обегали тумбы, на которых сидели их грозные враги. Лошади даже ложились на манеж, несмотря на опасное соседство. А в финале номера львы вскакивали на них и мчались по кругу арены. Очень эффектное зрелище!
Номер по достоинству был оценен публикой и специалистами и навсегда остался в памяти тех, кому довелось его видеть. Да и все творчество этого мастера оставило яркий след в нашем цирке.
ИРИНА БУГРИМОВА, народная артистка СССР
оставить комментарий