Антракт в цирке. Без вешалки
Известная фраза К. С. Станиславского о том, что театр начинается с вешалки, в буквальном смысле слова к цирку неприменима: во многих цирках и вешалки-то нет.
Положение это, кстати сказать, абсолютно ненормальное... Люди приходят в цирк на весь вечер, а не на сеанс! Цирк ближе к театру, чем к кино, и я убежден, что когда-нибудь табличку «Раздеваться обязательно» незачем будет даже н вывешивать — это станет ясным без нее, ведь не увидишь подобного предупреждения, скажем, в Большом театре.
Говоря о вешалке, великий режиссер имел в виду приподнятое, праздничное настроение, которое должен сразу же ощутить человек, попавший в храм культуры, в здание искусства. Здесь все должно быть с самого начала (с порога!) посвящено искусству, подчиняться восприятию его.
Как в этом смысле обстоит дело в наших цирках? За последнее время мы получили великолепные цирковые здания, вроде Минского, Ростовского, Киевского и других. Насколько освоены цирковые здания (новые и старые) в свете высоких требований Станиславского? Чувствует ли уже «с порога» зритель, что он попал в храм культуры, а не в транзитный зал железнодорожного вокзала?
Ю. Благов
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий