В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жизнь ведет нас вперед.  А. Арнольд                     

 

Десяток лет тому назад у нас были Карандаш, Берман, Вяткин и еще несколько популярных клоунов. Сегодня к ним прибавилась целая плеяда великолепных новых имен: Олег Попов, Акрам Юсупов, Никулин и Шуйдин, Тряпицын и Орлов, Роман Ширман, способный комик Середа и другие.

На нашем совещании много говорилось о Виталии Лазаренко. Действительно, он был выдающимся для своего времени клоуном. Не нужно забывать, что с тех пор неизмеримо вырос наш зри­тель, что идейный, культурный и художественный уровень совет­ского циркового искусства поднялся на огромную высоту. Сегод­няшний цирк и его зрителя нельзя сравнивать с цирком первых лет революции.

В то время на манеж выходили великолепные клоуны Донато и Россини. «Ты кто?» — спрашивал Донато. «Я сын фабриканта. А ты кто?» — спрашивал в свою очередь Россини. «Я сын ра­бочего».— И Донато давал партнеру по физиономии. В 1919 году это имело успех. Сейчас такую прямолинейность зритель не при­мет. Сегодня в нашем «золотом фонде» — множество замеча­тельных политических реприз, тонких, содержательных, по-на­стоящему остроумных.

Но чем дальше, тем труднее будет работать нашим клоунам и сатирикам. Меняется жизнь. Чем ближе к коммунизму, тем вы­ше достоинство советского человека, тем сознательнее, принци­пиальнее и выдержаннее его поведение. То, над чем мы смеялись вчера, уже сегодня начинает становиться анахронизмом. Жизнь выдвигает новые объекты сатиры и новые темы. Сатира становится все более тонкой, так что трудно найти адекватные приемы для воплощения новых сатирических произведений на манеже.

Клоунада советского цирка непременно должна быть злобо­дневной. Это всегда было невероятно трудно, а завтра будет еще труднее. В этой сложности — залог творческого роста наших клоу­нов, коверных и сатириков, которых жизнь заставляет изобретать новые художественные приемы, все более тонкие, остроумные и совершенные.

 

А. Арнольд, художественный руководитель Центральной студии циркового искусства

Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100