Четвертый черт
Игорь Владимирович Нежный, один из старейших театральных администраторов, последнее время работал в Московском художественном театре им. Горького и в Центральном театре кукол. В 30-е годы он был тесно связан с цирком, работал директором Московского мюзик-холла. Там выступали тогда многие выдающиеся мастера советского и зарубежного цирков. И. В. Нежный готовит для издательства «Искусство» книгу своих воспоминаний. Главу из этой книги мы публикуем.
Путь мой лежал в Пензу. Я ехал туда по контракту с антрепренером Слученковым-Тамбовским на зимний сезон в городской театр. Условия были таковы: добираюсь за свой счет и лишь на месте получаю аванс. Приехал я, помню, поздно вечером, остановился в гостинице, переночевал, а наутро пошел в театр.
К моему удивлению, там никого не оказалось, кроме старичка-кассира. Он поведал мне, что антрепренер наш, даже не начав дела, почему-то отказался от него, и вся труппа переехала в Тамбов к другому антрепренеру.
И я тоже решил отправиться в Тамбов. В конце концов, мне было все равно, где служить. Но денег на дорогу не было. Требовалось что-то предпринять. Но что? Знакомых в Пензе у меня не было, помощи ждать неоткуда.
Единственным зрелищным предприятием, работающим в городе, был цирк. И я решал обратиться туда. Все-таки там свой брат актер, у которого не стыдно занять немного денег.
— Вы пришли как раз вовремя! — сказал мне управляющий цирка, когда я рассказал ему о своем бедственном положении.— Но зачем вам просить деньги взаймы? Вы можете у нас заработать! Вот, читайте...
И он показал небольшую афишку. Внизу жирным курсивом было набрано: «В случае болезни артиста или животного дирекция цирка имеет право заменить его другим». Управляющий предложил мне помочь ему осуществить священное право дирекции. Оказалось, что в одном из коронных номеров программы «Четыре черта» выбыл из строя исполнитель.
— Блестящий, великолепный номер! Полет под куполом цирка! — расхваливал управляющий.
Я робко осведомился, что должен делать «четвертый черт», которого мне предлагали заменить.
— О, сущие пустяки!— ободряюще похлопал меня по плечу управляющий,— Трюки будут делать другие. А вы войдете в номер, так сказать, только для количества. Подниметесь наверх и пару раз покачаетесь на трапеции. Вот и все. Ну как, согласны?
Выбора не было, и я с присущими молодости самонадеянностью и легкомыслием согласился. Новоявленного полетчика тут же повели на манеж и представили руководительнице и хозяйке номера — крупной, рослой гимнастке с отлично развитой мускулатурой. Она смерила меня с ног до головы оценивающим взглядом и коротко объяснила, в чем состоит моя задача. Потом на меня надели поясок с лонжей и предложили подняться на мостик прорепетировать номер.
В цирке был полумрак, и поэтому, когда я забрался по веревочной лестнице наверх, высота не так ощущалась. Успокаивали также колыхающаяся внизу сетка и время от времени натягивающаяся лонжа. Ну что ж, лететь так, лететь! Я схватился покрепче за трапецию, сильно оттолкнулся и совершил свой первый в жизни полет под куполом цирка. Все прошло вполне благополучно. Хозяйка показала мне, как нужно делать так называемые комплименты публике, я покачался на трапеции еще несколько раз, и на этом моя учеба закончилась.
Управляющий, наблюдавший снизу за моими пробными полетами, остался доволен. Он заявил, что сразу распознал во мне прирожденного гимнаста, выдал небольшой аванс и велел не опаздывать к началу представления.
Наступил вечер. Мне вручили костюм — красное облегающее трико с пружинным хвостиком, шапочку с рожками. Я облачился во все это «сатанинское» одеяние, загримировался и, все больше и больше волнуясь, ожидал выхода на манеж.
Номером «Четыре черта» начиналось второе отделение. И вот наконец помпезно объявлен наш выход. Оркестр заиграл какой-то бравурный марш, и четыре «обитателя преисподней» (два женского пола и два мужского), виляя своими пружинными хвостиками, выбежали под приветственные аплодисменты публики на арену.
Вместе с другими я раскланялся, как меня учили, и храбро полез наверх. Когда же я поднялся на мостик и глянул вниз, мне стало нехорошо: при ярком освещении манежа высота показалась значительно большей, чем днем, а самое главное, спасительная репетиционная сетка — о ужас!— исчезла. Собственно говоря, ее и не было.
Просто в первый момент я от волнения этого не заметил. Никто не собирался прицеплять мне и лонжу. Положение становилось угрожающим. Однако отступать было некуда. Веревочную лестницу уже успели подтянуть, и партнерша, нежно улыбаясь, протягивала мне трапецию. Выдавив на своем лице жалкое подобие ответной улыбки, я буквально вцепился в трапецию.
— Ап! — скомандовала руководительница.
«Конец»,— промелькнуло в моей голове. И, уже ничего не соображая, я полетел над бездной. Полетел, но не долетел. От страха я плохо оттолкнулся, и силы толчка не хватило, чтобы вернуться на мостик. Раскачиваясь все слабее и слабее, я повис над манежем, дрыгая ногами.
Публика хохотала. Кто-то захлопал в ладоши, кто-то крикнул: «Браво!» Очевидно, полагали, что я разыгрываю специально задуманный комический трюк. Но мне было не до смеху. Я висел, зажмурившись, боясь посмотреть вниз и обливаясь от страха холодным потом. И вдруг я почувствовал, что меня куда-то потянули. Приоткрыв глаза, увидел, что руководительница номера специальным крюком подтягивает трапецию вместе со мной к мостику.
Зрители же продолжали смеяться и аплодировать. И когда я выбрался наконец на мостик, мне не оставалось ничего другого, как раскланиваться. Обворожительно улыбаясь, делала публике комплименты и руководительница. Но при этом она шепотом поносила меня отборнейшими ругательствами. «Убирайтесь к черту»! — прошипела она в заключение и отцепила веревочную лестницу, понимая, видимо, что проку от меня больше не добьешься, а испортить номер окончательно я еще способен.
Вторично просить себя я не заставил, мгновенно слетел вниз и помчался пулей в уборную. Заперся, сбросил с себя красное трико и, чтобы не попадаться никому на глаза, удрал из цирка через окно.
Полученного утром аванса хватило на расплату в гостинице и на покупку железнодорожного билета. Той же ночью я был уже в поезде, уносившем меня из злополучной Пензы...
Так бесславно закончилась моя цирковая карьера.
И. НЕЖНЫЙ
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1960 г.