Цирковые замыслы Сергея Эйзенштейна
1922 год. Москва. Только что закончилась гражданская война. Кругом разруха, голод, нищета. Но в стране, уже приступившей к мирному строительству, идет бурный расцвет новой революционной культуры, на арену искусства выходят новые, молодые силы — писатели, художники, артисты.
Разгорались жаркие дискуссии. Кто-то ниспровергал классиков, кто-то требовал закрытия устаревшего Большого театра, кто-то превозносил искусство будущего — футуризм. Незадачливые руководители Пролеткульта провозглашали существование какой-то особой «пролетарской культуры». Молодые, легко воспламеняющиеся головы бросались во всякого рода «измы», во всякого рода крайности.
Все это было горячо, часто искренно, порой даже талантливо, но очень незрело, не продумано.
Но мудрая Коммунистическая партия сумела осторожно, без грубого административного нажима ввести это бурлящее море в нужные берега, помогла многим художникам найти свой путь в искусстве.
Гремел голос молодого Маяковского. Яростно утверждал свой «Театральный Октябрь» Мейерхольд. Широкую популярность завоевали острополитические басни Демьяна Бедного. Раздавалась взволнованная, убежденная, всегда глубокая по содержанию, четкая по формулировкам речь Луначарского.
И вот среди многоголосой и шумной толпы энтузиастов и новаторов нового искусства в коридорах Морозовского особняка (ныне Дом дружбы с народами зарубежных стран), где они чаще всего собирались, стал появляться двадцатичетырехлетний художник и режиссер, с буйной шевелюрой, только что снявший красноармейскую шинель — Сергей Михайлович Эйзенштейн. Около него группировались такие же молодые энтузиасты искусства, как и он: Григорий Александров, Максим Штраух и другие. Они тоже мечтали о «новом слове» в области- искусства. Совместно с драматургом С. Третьяковым Эйзенштейн взялся за постановку пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Но от Островского в результате этой постановки осталось только название да имена некоторых действующих лиц.
Эйзенштейн писал впоследствии о том, что он тогда занялся «революционной модернизацией Островского, то есть социальной перелицовкой его персонажей на такие, какими они могли бы быть сегодня (Крутицкий — Жоффр, Мамаев — Милюков и т. д., вплоть до Голутвина, который бы сейчас был нэпачем...» («Моя первая фильма», — журнал «Советский экран» от 11 декабря 1928 года).
И действительно, это было эксцентрическое театрализованное представление — не больше. Островский был только отправной течкой, трамплином. Эйзенштейн в поисках новых путей в искусстве создал в это время свою теорию «монтажа аттракционов». Суть этой теории, впоследствии преодоленной самим автором, заключалась в том, что театральнее представление, по мнению Эйзенштейна, должно являться свободным монтажом отдельных эмоционально воздействующих на зрителя моментов, «аттракционов», с острой политической и тематической направленностью.
Употребление здесь термина «аттракцион» не было случайным: Эйзенштейн в своем «Мудреце» в значительной степени шел от цирка, от циркового трюка. Это он обосновывал в своей статье «Монтаж аттракционов» (журнал «Леф», № 3, 1923 г.): «Школой монтажа является кино, и главным образом, мюзик-холл и цирк, так как, в сущности говоря, сделать хороший спектакль — это построить крепкую мюзик-холльную — цирковую программу, исходя из положений, взятых в основу пьесы».
Фактически весь эйзенштейновский «Мудрец» был насыщен цирковой спецификой: тут было и хождение по проволоке, и акробатическая работа на шесте под куполом, и тройной вольтиж на лошади (воображаемой), и главное — клоунада во всех видах. И если рассматривать спектакль не с точки зрения надуманной и явно несостоятельной теории «монтажа аттракционов», а просто как экспериментальное цирковое представление, особое театрализованное обозрение, то это был, несомненно, интересный факт для истории советского цирка.
Представление «Мудреца» состоялось в большом зале Морозовского особняка. От лепного карниза вниз была натянута проволока, по которой ходил «человек в маске». Его изображал Г. Александров, будущий постановщик «Веселых ребят» и «Цирка». На шесте на большой высоте работала артистка В. Янукова. В зале (или манеже, как именовалось в программе) выступали М. Штраух и И. Пырьев — будущие народные артисты СССР.
В своих неопубликованных воспоминаниях С. М. Эйзенштейн пишет о любви к цирку с детских лет:
«Я с колыбельных дней люблю «рыжих» и всегда немного стеснялся этого.
Папенька тоже любил цирк, но его увлекал «высший класс верховой езды» и группа дрессированных лошадей Вильямса Труцци. Свое пристрастие к «рыжим» я старательно скрывал и делал вид, что и меня безумно интересуют лошади!
В двадцать втором году я вволю «отыгрался», буквально «затопив» мой первый самостоятельный спектакль («Мудрец») всеми оттенками всех мастей цирковых «рыжих» и «белых» клоунов.
Мамаша Глумова — рыжий.
Глумов — белый.
Крутицкий — белый.
Мамаев — белый.
Все слуги — рыжие.
Турусина — тоже рыжий.
Городулин — его играл Пырьев — это стоило трех рыжих!..»
По свидетельству жены Эйзенштейна П. М. Аташевой, он любил цирк всегда, а не только в детстве и юности. Он видел в нем всегда оптимистическое и радостное искусство.
Прошло десять лет, и Эйзенштейн, уже будучи кинорежиссером с мировым именем, снова обратился к цирку. В его архиве сохранилась рукопись — схема политического обозрения для цирка «Рука Москвы», написанная, по-видимому, в 1932 году.
Вот что писал Эйзенштейн в предисловии:
«Зрелище представляет собой ряд эпизодов, характерных для 15 лет, истекших со дня Октябрьской революции. Исходные точки — конец империалистической войны и Версальский мир. Другая исходная точка — Брестский мир.
Основные действующие в обозрении лица:
Гид, сопровождающий иностранного туриста, объясняющий историю истекших лет с точки зрения нытика, маловера и паникера. Действие все время противоречит его пророчествам.
Новорожденный мир — «Малютка», символ Версаля, кровожадный солдат, бурбон, олицетворение «войны».
«Папаша» — действующее лицо, не появляющееся на сцене, но диктующее волю воспитателям, крестным и приемным отцам «Малютки». «Папаша» — символизирует капитализм.
Портретные и сатирические персонажи, известные зрителю из истории последних 15 лет.
Аллегорические звери, олицетворяющие правительства наций».
Дальше идет подробное изложение содержания этого обозрения. С одной стороны — героические события революции, жизнь новой России, с другой — остросатирическое изображение капиталистического мира, врагов молодого Советского государства. Действие переносится то на фронт, то в Версаль, то в рабочие кварталы. Перед зрителем развертывается панорама основных международных событий истекшего пятнадцатилетия. Кончается обозрение стихотворными текстами о пятилетнем плане и «парадом строящегося социализма».
Конечно, это были только наметки. Обозрение обещало многое. Перед нами интересное, оригинальное и, главное, острополитическое обозрение, которое должно было быть осуществлено средствами цирка. И можно только пожалеть, что великий мастер, знаток и любитель циркового искусства — Сергей Эйзенштейн так и не претворил в жизнь этого замысла.
Ю. КРАСОВСКИЙ
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г