Программа в Московском цирке «Встреча друзей» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Программа в Московском цирке «Встреча друзей»  

 

Первая программа зимнего сезона идет в Московском цирке под скромным и, ка­залось бы, не очень обязывающим назва­нием «Встреча друзей». Но, думается мне, задача создания интересного и увлекатель­ного представления является самой глав­ной, независимо от придуманного названия. Ведь столичная арена должна быть образ­цовой, задающей тон не только всем цир­кам Советского Союза, но, я позволю утверждать это — и циркам Европы. Ны­нешний год снова показал, что мастера советского цирка были желанными гостями столиц и городов многих стран Европы и Латинской Америки. В самом деле, наши артисты гастролировали в Италии, Бразилии и Уругвае, Англии и Дании, Венгрии и Бол­гарии, Румынии и Франции, Финляндии и в  других  государствах.

Зрители этих стран восхищались высо­ким мастерством и профессионализмом со­ветских артистов, отточенностью их трю­ков, благородным стилем исполнения, ре­жиссерской слаженностью представлений,— словом всеми теми качествами, которые всегда были присущи советскому цирку. Именно эти главнейшие черты и подмеча­лись иностранными рецензентами в много­численных газетах и журналах. И не слу­чайно в своих рецензиях, в частности, ан­глийские критики писали, что «русские во всем задают тон:  и  в области покорения космоса, и в области политики, и в области балета, и, теперь уже это бесспорно, в области  цирка...»

Сейчас, в дни, когда в журнале «Совет­ский цирк» появится эта статья, мастера со­ветского цирка будут гастролировать и в ряде других, не упомянутых нами странах, получая заслуженные аплодисменты. Действительно, «география» зарубежных га­стролей советского цирка необычайно рас­ширилась. Советский цирк уже давно вышел на международную арену. И теперь осо­бенно трудно составить такую программу, которая отвечала бы высоким требованиям, предъявляемым к образцовой столичной арене. Лучшие актерские силы находятся за рубежом, поддерживая славу нашего циркового искусства. И режиссура (М. Местечкин) пошла по верному пути — пригла­шения в Москву не только хорошо извест­ных  и  апробированных  номеров, но  и  артистов, еще не выступавших в столице.

Участник декады искусства и литературы Северо-Осетинской АССР в Москве    Ирбек Кантемиров и его конь Буян в прологе представления

 

Гимнасты     на  кольцах  Сирицкие

 

Этот путь следует практиковать еще шире, выискивая в стационарных и передвижных цирках те номера, которые по своим худо­жественным качествам и разнообразию трюков достойны представлять в Москве советское цирковое искусство. Ведь и луч­шие столичные театры, по исстари сложив­шейся традиции пополняют свои труппы молодыми артистами из периферийных те­атров...

Программа «Встреча друзей» открывается не парадом, а проходом артистов через манеж. Диктор называет их фамилии, пред­ставляя зрителям, певец исполняет какую-то песенку (я говорю «какую-то», так как слова ее трудно разобрать!), чтец читает какие-то стихи... И это в Московском цир­ке, где давно уже пора отойти от шаблона и попытаться найти интересные формы соз­дания пролога и финала представления. Быть может для решения этой задачи сле­дует привлечь людей, обладающих выдум­кой и фантазией, пригласить видных ре­жиссеров и художников театра и кино. По­вторяю: задача эта очень трудная и поэто­му-то и следует ее решать с помощью «варягов»... Зато само представление начи­нается эффектным трюком: джигит Ирбек Кантемиров, с верхней площадки над форгангом, громко зовет своего коня: «Бу­ян, Буян!». И красавец конь, ржаньем от­кликаясь на знакомый зов, вихрем проно­сится через манеж и, к восторгу зрителей, влетает вверх по деревянным ступенькам лестницы. Затем, припав на колени, «Буян» раскланивается...

И сразу после этого, полного динамики пробега, на манеже появляется веселая и жизнерадостная компания прыгунов с под­кидными досками. Во главе со своим руко­водителем Юрием Канагиным, недавние выпускники Государственного циркового училища, демонстрируют серию прыжков, пируэтов и двойных сальто. Они прыгают на колонну из двух акробатов — рука в руку, ногой в руку, показывая отличную тренировку. Хороший темп, легкость и под­купающая молодость обеспечивают прыгу­нам успех у зрителей.

Интересные трюки показывают партер­ные акробаты Елена и Андрей Куделины. Особенно здесь следует отметить Елену Куделину, одинаково успешно выступаю­щую и в  качестве «нижней»,  выполняющей труднейшую мужскую работу, и в качестве «верхней».

Четко и слаженно демонстрирует груп­повое жонглирование трио в составе Ива­на, Евгения и Нины Хромовых. Номер обо­гащен новыми находками, братья Хромовы, жонглируя, создают оригинальные композиции и весь свой номер проводят в хоро­шей артистической манере.

Мне очень понравились гимнастки Га­лина и Мария Петринские. Свой номер — «по­лет в партере», выполняемый на рамке, артистки усложнили введением пируэтов, кабриолей, обрывов и труднейших выворотов. И все это артистки исполняют с боль­шим изяществом и легкостью, свидетельствующими о продуманности и умении по­строить свой номер по принципу постепен­ного нарастания трудных трюков. И в то же время выступлению гимнасток на коль­цах Сирицких, демонстрирующих хорошую работу, не хватает тонко разработанной ре­жиссерской партитуры. Их номер изобилует длиннотами, повторами, партнер перед на­чалом верчения очень долго, прямо на ви­ду у зрителей закрепляет трос под пиджа­ком и т. д. И в результате в общем неплохой   номер  проигрывает.

Прекрасна пара молодых красивых на­ездников — Дзера Туганова и Валерий Де­нисов. Этот номер, хорошо поставленный и прекрасно выполняемый артистами, можэт служить образцом для ряда аналогичных номеров советского цирка. Благородство и изящество, отсутствие всякого нажима и наигрыша в сочетании с мастерским владе­нием конем, доставляют зрителям истинное удовольствие.

Как и всегда, эффектно выступает Вера Сербина, превосходно чувствующая себя в танцах на проволоке. Отличную выдержку демонстрирует в своем рекордном номере Юрий Половнев с партнерами, проделы­вающими на першах головокружительный трюки. Очень пластичен Всеволод Херц, жонглирующий ядрами и показывающий разнообразные   силовые   упражнения.

Есть цирковые номера, которые можно смотреть много раз. И всегда они произво­дят огромное впечатление. К их числу бесспорно относятся замечательные джигиты, возглавляемые вечно молодым, не знаю­щим старости семидесятидевятилетним Али-Беком Кантемировым. То, что проделывают джигиты «Али-Бек», вызывает восторг всего цирка, Джигитовка, проводимая в беше­ном темпе, никого в зале не оставляет равнодушным! Не успеваешь налюбоваться одним сложнейшим трюком, как джиги­ты уже выполняют новый. Этот блестящий номер заслуженно является украшени­ем советского цирка!

Хочется сказать доброе слово и о Вик­тории Ольховиковой. Ее дрессированные со­бачки, и особенно «собачий футбол», при­надлежат к подлинным шедеврам нашего цирка. Происходящая из старой цирковой династии, В. Ольховикова воспитала свою дочь Иоланту, представляющую уже шес­тое поколение этой артистической семьи. Она впервые выступает с шумливой стаей попугаев, забавно выполняющих нехитрые трюки.

Уже одно название программы «Встреча друзей» обязывает к смеху и веселью. К сожалению, веселья-то и не хватает этой «встрече». В представлении нет ни одной клоунады. Талантливые Юрий Никулин и Михаил Шуйдин выступают в качестве ко­верных. Справедливость требует отметить возросшее мастерство артистов, стремле­ние подготовить и исполнить новые шутки, пародии. Но в данной программе, пока очень   мало   настоящих   сатирических   блесгок, которые обязательно должны были бы расцветить эту встречу артистов цирка со своими друзьями — зрителями, так верно и преданно любящими цирковое ис­кусство.

Представления для Московского цир­ка — подчеркиваю, цирка столичного, ве­дущего — должны готовиться не наспех, а заблаговременно. Парады и прологи к ним также необходимо готовить заранее. Практика последних лет, когда программы в Москве бессменно демонстрировались по 6—8 месяцев, видимо, привела к излишней самоуверенности, отучила руководство и режиссуру подбирать на периферии но­вые, еще невиданные в Москве номера. Московский цирк не может еще похвалиться и созданием своих оригинальных номеров. Пожалуй, за исключением 2—3 имен трудно вспомнить кого именно из мо­лодежи познакомил Московский цирк со зрителями.

К Московскому цирку должны предъ­являться более строгие и повышенные тре­бования. Именно с точки зрения этих вы­соких задач и приходится говорить о ра­боте нашего столичного цирка. Поэтому и представление «Встреча друзей», в об­щем хорошо принимаемое зрителями, мо­гло бы быть еще лучше, если бы руковод­ство цирка стало готовить его задолго до начала  зимнего сезона,

Более месяца шла в Москве программа «Встреча друзей», затем вместо некоторых выбывших номеров был включен аттракци­он «Под цыганским шатром».

Первые же выступления цыганского ан­самбля вызвали критику в печати. В самом деле, слабые цирковые номера, за исклю­чением одаренной молодой артистки Ги­таны Леонтенко (гротеск — наездница и танцовщица), перемежаемые плясками и песнями, исполнение которых оставляет желать лучшего, не сцементированные и не объединенные режиссурой (Н. Зи­новьев), резко контрастируют с первым от­делением.

Чего стоят, например, всерьез испол­няемые «иллюзии» с появлением девушки из котла или подменой живого петуха в «чудесной»   кастрюле!

Представление цыганского коллектива (руководитель Я. Бреслер) должно быть коренным образом пересмотрено и улуч­шено, пополнено интересными цирковыми номерами.

Печальный опыт с премьерой зимнего сезона в Московском цирке, со всей серь­езностью ставит вопрос о том, что в си­стеме Союзгосцирка ослаблено внимание к созданию новых оригинальных номеров и аттракционов.

Мих.  Долгополов

 

Справа на фото: участники представления «Встреча друзей» — воздушная гимнастка Галина Адаскина, танцовщица на проволо­ке Вера Сербина, гимнастки на рамке Галина Петринская и Мария Фалеева, экви­либрист Виктор Головин, акробаты с под­кидной доской Канагины, Нора Ольховикова со своим пернатым партнером, акроба­ты Елена и Андрей Куделины,  клоуны у ковра Михаил Шуйдин и Юрий Никулин, силовой  жонглер Всеволод Херц, эквили­бристы на першах Роза и Юрий Половневы,  манипулятор   Юрий   Писаренко.

 

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960 г

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования