Нина Монкевич
На фотографии Нина Алексеевна Монкевич с какой-то особенной теплотой смотрит на своего питомца Бурана. Пожалуй, вот эта теплота и женственность придают подлинное очарование ее выступлениям.
...Когда униформа уносит с манежа ковер, зритель ждет начала группового конного номера во всей его классической неприкосновенности.
Но что это? На манеж выносятся изящные белые барьеры, по углам их расставлены цветы... Выбегает комичная лошадка (шотландский пони Малыш) и быстро раскатывает носом ковровую дорожку, по которой затем выходит Нина Монкевич. Далее лошади, как бы «резвясь и играя» в саду, легко проделывают фигурные прыжки через высокие барьеры... Кончается номер уморительной погоней лошади за коверным, который прячется от нее за расставленные на манеже ширмы...
Все выступление Нины Монкевич проникнуто грацией и весельем. ...Нина Алексеевна пришла в цирк в 1932 году, сначала как наездница, а затем помощница известного дрессировщика лошадей Ильи Петровича Монкевича. Через десять лет она начала выступать самостоятельно с групповым конным номером. Не нужно особой фантазии, чтобы представить все трудности, связанные с созданием такого номера, тяжелые дни 1942 года. Молодая дрессировщица осталась тогда без своего учителя, ушедшего на фронт, а одно время и без всех своих питомцев. Но как бы то ни было, номер был создан и вскоре получил признание и зрителей и товарищей по работе.
Творческий облик Нины Монкевич удачно дополняется ее неутомимой общественной работой, многочисленными шефскими представлениями, в которых она участвует всегда с большой охотой. Заслуженным успехом, например, сопровождалось ее прошлогоднее выступление на Киевском стадионе во время молодежного праздника.
Артистке присуще органическое чувство нового, поиски неизведанных возможностей, то творческое беспокойство, которое свойственно лучшим артистам советского цирка.
В настоящее время Нина Алексеевна вместе с И. П. Монкевичем готовит к выпуску два новых номера: группу из пяти орловских рысаков трехлетнего возраста, с которыми они будут строить работу на пирамидах, и группу из восьми лошадей смешанной масти — серых и вороных.
Ю. БЛАГОВ
Журнал «Советский цирк» март 1959