Яркому искусству – яркие краски
Цирковое представление немыслимо без игры красок и света. Немалая роль в создании яркого зрелища принадлежит художнику.
Условность, лаконизм и одновременно выразительность и изобретательность — вот девиз художника в цирке.
Неоднократные попытки крупных театральных художников, не знающих специфику цирка, перенести приемы изобразительных решений, характерные для театра, на манеж привели к тому, что многое после первого представления было вынесено на двор. То, что для него неорганично, манеж не принимает. Декоративные элементы, не связанные непосредственно с работой артиста, мешают на манеже. Примерами правильных изобразительных решений могут служить сцена со «Львом» в исполнении артистов Ю. Никулина и М. Шуйдина в пантомиме «Маленький Пьер», клоунада «Венера» в исполнении Карандаша. В первом случае манеж — это бульвар, во втором — сад. Место действия ясно обозначено, режиссеру удобно построить мизансцену, а артисту донести содержание до зрителя.
Часто правильное конструктивное решение, которое создается совместно с инженером, украшает манеж так же, как, скажем, висячие мосты — город. В цирке аппарат сестер Кох является одновременно аппаратом для работы и вместе с тем украшением манежа. В водяной феерии Московского цирка поднимающийся со дна островок становится площадкой для выступлений, а раздвигающиеся мосты конструктивно необходимы и дают основное изобразительное решение спектакля.
К сожалению, подобные удачи мы видим не всегда. Так, в конном номере заслуженного артиста РСФСР А. Александрова-Серж деревья несут лишь формально декоративную функцию.
Удачи и поражения художников, работающих в цирке, дают представление о том, чего требует манеж и что ему противопоказано. Это важно учесть той группе молодых художников, которые сейчас привлечены для работы в системе Союзгосцирка. Интересно отметить, что художники, приглашенные из театра на разовую работу, совершают одни и те же ошибки: они чрезмерно расточительны в выразительных средствах. Это относится и к реквизиту артиста. Известны случаи, когда артист обрастает огромным количеством ненужных аксессуаров.
Следует также сказать о фактуре материала, применяемого в цирке. Во время работы артиста свет должен быть поставлен так, чтобы он ему не мешал. Но такое расположение источников света часто невыгодно для костюма. Поэтому материал, идущий на оформление, должен быть высокого качества — сатен, атлас, плюш, бархат. Поиски новых доброкачественных фактур
для цирка, кроме уже имеющихся и апробированных, — насущная задача.
Ведь отсутствие отделочных материалов чрезвычайно ограничивает возможности создания интересных костюмов. Нет в наших мастерских цветных камней, галунов и т. п. Все это должно быть. И в этом нам должны помочь работишки Союзгосцирка. Промышленность уже выпускает очень нужный материал «эластик», но он имеется в ограниченном ассортименте.
Нужны поиски разных материалов.
На инспекторах манежа лежит обязанность выпуска артиста на арену. Однако подчас они допускают выход на манеж артистов из разных номеров в костюмах одного покроя или одного цвета. Это нарушает цветовую цельность представления. С подобными явлениями надо бороться самым категорическим образом. Однажды мне пришлось буквально разнимать двух актрис, чьи номера шли один за другим, обе хотели выйти в черных грациях с высокими перчатками, и ни одна не желала уступить.
Неквалифицированные заведующие постановочной частью при цирках также осложняют работу художников.
Эти беглые заметки не претендуют на решение всей проблемы, а ставят своей задачей лишь коснуться некоторых вопросов работы художников цирка.

Художник К. Кулешов. Эскизы костюмов для музыкальных клоунов


Художник Л. Окунь. Эскиз костюма дрессировщицы обезьян В. Волковой

Художник Е. Чемодуров. Эскиз костюма танцовщицы (номер «Дрессированные лошади») в «Зимней фантазии

Художник А. Судакевич. Эскиз костюма для артистки Э. Подчерниковой

Художник К. Ефимов. Эскиз костюма для партерных акробатов
Л. Окунь, гл.
художник Московского цирка
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.