В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Яркому искусству – яркие краски

 

 

Цирковое представление немыслимо без игры красок и света. Немалая роль в соз­дании яркого зрелища принадлежит худож­нику.

Условность, лаконизм и одновременно выразительность и изобретательность — вот  девиз  художника   в  цирке.

Неоднократные попытки крупных теат­ральных художников, не знающих специфи­ку цирка, перенести приемы изобразитель­ных решений, характерные для театра, на манеж привели к тому, что многое после первого представления было вынесено на двор. То, что для него неорганично, манеж не принимает. Декоративные элементы, не связанные непосредственно с работой ар­тиста, мешают на манеже. Примерами пра­вильных изобразительных решений могут служить сцена со «Львом» в исполнении артистов Ю. Никулина и М. Шуйдина в пан­томиме «Маленький Пьер», клоунада «Венера» в исполнении Карандаша. В первом случае манеж — это бульвар, во втором — сад. Место действия ясно обозначено, ре­жиссеру удобно построить мизансцену, а артисту   донести   содержание   до   зрителя.

Часто правильное конструктивное реше­ние, которое создается совместно с инже­нером, украшает манеж так же, как, ска­жем, висячие мосты — город. В цирке ап­парат сестер Кох является одновременно аппаратом для работы и вместе с тем украшением   манежа.     В     водяной   феерии Московского цирка поднимающийся со дна островок становится площадкой для вы­ступлений, а раздвигающиеся мосты конст­руктивно необходимы и дают основное изобразительное решение спектакля.

К сожалению, подобные удачи мы видим не всегда. Так, в конном номере заслужен­ного артиста РСФСР А. Александрова-Серж деревья несут лишь формально декоратив­ную функцию.

Удачи и поражения художников, работа­ющих в цирке, дают представление о том, чего требует манеж и что ему противопока­зано. Это важно учесть той группе моло­дых художников, которые сейчас привлече­ны для работы в системе Союзгосцирка. Интересно отметить, что художники, при­глашенные из театра на разовую работу, совершают одни и те же ошибки: они чрез­мерно расточительны в выразительных средствах. Это относится и к реквизиту ар­тиста. Известны случаи, когда артист об­растает огромным количеством ненужных аксессуаров.

Следует также сказать о фактуре мате­риала, применяемого в цирке. Во время ра­боты артиста свет должен быть поставлен так, чтобы он ему не мешал. Но такое рас­положение источников света часто невы­годно для костюма. Поэтому материал, идущий на оформление, должен быть высо­кого качества — сатен, атлас, плюш, бархат. Поиски   новых   доброкачественных     фактур

для  цирка,   кроме уже  имеющихся   и   апро­бированных, —   насущная   задача.

Ведь отсутствие отделочных материа­лов чрезвычайно ограничивает возмож­ности создания интересных костюмов. Нет в наших мастерских цветных камней, галу­нов и т. п. Все это должно быть. И в этом нам должны помочь работишки Союзгос­цирка. Промышленность уже выпускает очень нужный материал «эластик», но он   имеется   в   ограниченном   ассортименте.

Нужны поиски разных материалов.

На инспекторах манежа лежит обязан­ность выпуска артиста на арену. Однако подчас они допускают выход на  манеж артистов из разных номеров в костюмах одного покроя или одного цвета. Это нару­шает цветовую цельность представления. С подобными явлениями надо бороться са­мым категорическим образом. Однажды мне пришлось буквально разнимать двух актрис, чьи номера шли один за другим, обе хотели выйти в черных грациях с высо­кими перчатками, и ни одна не желала уступить.

Неквалифицированные заведующие по­становочной частью при цирках также осложняют работу художников.

Эти беглые заметки не претендуют на решение всей проблемы, а ставят своей за­дачей лишь коснуться некоторых вопро­сов работы художников цирка.

 

Художник К. Кулешов. Эскизы костюмов для музыкальных клоунов

Художник Л. Окунь. Эскиз костюма дрессировщицы обезьян В. Волковой

Художник Е. Чемодуров. Эскиз костюма танцовщицы (номер «Дрессированные лошади») в «Зимней фантазии

Художник А. Судакевич. Эскиз костюма для артистки Э. Подчерниковой

Художник К. Ефимов. Эскиз костюма для партерных акробатов

Л. Окунь, гл.  

художник Московского  цирка

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100