Жизнь двадцати шести парижских цирков
Нужна подлинная влюбленность в цирковое искусство, чтобы кропотливо и тщательно проследить жизнь двадцати шести парижских цирков год за годом, программа за программой на протяжении 175 лет.
Этот труд взял на себя французский документалист и историограф цирка г-н Адриан, автор и издатель «Иллюстрированной истории парижских цирков в их прошлом и настоящем»*. Ему удалось собрать огромный документальный материал. Чувствуется глубокое знание самых различных сторон жизни парижских цирков — их организации, экономики, техники, репертуара, биографий их деятелей.
Если бы автор смог опубликовать весь фактический материал, которым он располагает, в виде посезонной хроники, подробной летописи за 175 лет, такой вклад в науку о цирке был бы поистине праздником для исследователей. Конечно, широкому читателю такое издание показалось бы скучным. Но кому же придет в голову сетовать на отсутствие занимательности, скажем, в таблицах логарифмов!
Содержание книги охватывает эпоху, полную бурных исторических событий. За это время Париж пережил две революции и три германских вторжения, славу мировой столицы и позор оккупации, блеск колониального могущества и нищету послевоенной разрухи. И если бы автор, влюбленный в свой родной город так же страстно, как и в искусство цирка, показал, какое место в жизни Парижа занимали цирки, их репертуар, их мастера, — такой книгой зачитывался бы самый широкий круг читателей.
Наконец, если бы автор проследил, как с годами менялся характер и стиль цирковых представлений, как обогащались жанры циркового искусства за два века, — такую книгу с благодарностью приняли бы все, кто любит искусство цирка.
Но автор пошел по иному пути. В беглом очерке, занимающем немногим более двухсот страниц текста, он хочет совместить все три задачи. Чуть подразнит кратким рассказом о пантомиме или вскользь описанным номером — и снова имена, имена, даты, цены билетов... Невольно возникает вопрос: кому же адресовано богатство авторской эрудиции, на какого читателя рассчитана книга?
Исследователю не могут не броситься в глаза досадные промахи, допущенные автором в погоне за занимательностью. Он, например, не упускает случая упомянуть, что в одной из программ Зимнего цирка в 1932 году выступала «Мария Распутина, подлинная дочь знаменитого русского монаха (!) Ее выходу предшествовал хор украинцев, исполнявших «волжских лодочников» (?!), ее появление в белых одеждах на тройке, запряженной и управляемой Андрэ Ранси, под красными лучами прожекторов, производило большой эффект, но ее номер состоял всего-навсего из показа нескольких пони, исполнявших классические упражнения» (стр. 164).
Но ни слова о том, что в Новом цирке рядом с сенсационной дешевкой целых полгода с успехом выступали знаменитые русские клоуны Бим-Бом (Радунский и Станевский), заметно повлиявшие на развитие музыкальной клоунады в Европе и в Америке!
Отводя сравнительно много места рассказу о клоунском номере братьев Поля, Франсуа и Альберта Фрателлини, впервые показанном в цирке Медрано, автор забывает, что этот номер подготовлен в России, в Твери. Говоря о мировой популярности этих клоунов, автор не считает нужным объяснить причины их успехов. А стоило бы сказать, что, работая у Медрано в течение четырех лет, с 1915 по 1919 год, трио клоунов оттачивало свое мастерство, показывая каждые две недели новые антре. Подготовить более двухсот клоунад — великий труд мастеров смеха, обеспечивший развитие их таланта.
Подобных пробелов в книге немало. Для специалиста этот труд недостаточно полон, а для широкой читающей публики слишком специален.
Несмотря на пристрастие к «чистой развлекательности», несмотря на то, что в репертуаре французских цирков злободневные темы занимают значительно меньшее место, чем у нас, все же отклики с манежа на современные политические события дают материал, позволяющий сделать интересные выводы и обобщения. В частности, это касается пантомимы — одного из излюбленных жанров французского цирка. Г-н Адриан упоминает десятки названий пантомим, но почти нигде не приводит их содержание и не связывает его с современной жизнью. Но на самом деле эта связь существует. Постановка пантомимы требует больших затрат, она под силу только крупным антрепренерам, целиком зависимым от государственной власти. И содержание пантомимы, как правило, отражает дух официальной пропаганды.
______________________________________________________________
Adriап, Histoire illustree des cirques parisiens d hier et d,aujourd hui Paris, 1957 p. 248
В эпоху завоеваний Наполеона были в ходу «военные» пантомимы с широким использованием конных номеров в батальных сценах. В 1807 году, в пору наполеоновских триумфов, Олимпийский цирк поставил пантомиму «Фонарь Диогена», где греческий философ искал с фонарем Человека на протяжении трех эпох. Наконец он с удовлетворением задул свой фонарь, увидев... бюст Наполеона.
Позднее, когда интересы французской буржуазии устремились на захват колоний, демонстрация на манеже чудес Индокитая отнюдь не была бескорыстным смакованием экзотики. В это время совсем не случаен успех мимодрамы «Слон короля сиамского», поставленной Олимпийским цирком. Полвека, пока Франция подчиняет себе Алжир, Тунис, Аннам, Тонкин, с манежей парижских цирков не сходят «колониальные» пантомимы, где дрессированные львы и тигры помогают показывать бесстрашие и героизм колонизаторов, а дрессированные, смирившиеся «туземцы» прославляют их с манежа. Недаром в то время прибывшего в Париж короля Камбоджи повели именно в цирк.
Жаль, что отдельные штрихи такого рода, кое-где вскользь разбросанные по книге, не связаны в цельную картину тесного взаимодействия искусства цирка и общественной жизни.
В книге анонсирован выход новой работы г-на Адриана «Цирк и его номера». Будем надеяться, что она восполнит самый серьезный пробел рецензируемой книги: в ней почти ничего не говорится о мастерстве артистов цирка, о том, что представляли собой их номера, что нового привносил каждый из них в традиционные цирковые жанры. Перед нами только слабый, отраженный отблеск волшебного искусства, пленяющего нас в цирке.
Рассматривая в своей книге цирк не как искусство, а как «помещение с круглым манежем», автор начисто отказался от историко-художественного анализа номеров. Поэтому, вольно или невольно, он написал не историю циркового искусства, а историю капиталистического предпринимательства в области цирка. Недаром им полностью отброшены целых пять веков, в течение которых на площадях и дворах Парижа в выступлениях бродячих жонглеров и шутов постепенно формировались почти все жанры циркового искусства — акробатика, прыжки, хождение по канату, жонглирование, фокусы, дрессировка, клоунада... Рождение парижского цирка искусственно приурочивается к концу XVIII века — эпохе бурного развития капитализма во Франции.
Мы узнаем, что владелец первого стационарного цирка Филипп Астлей купил землю у бакалейщика Клода Ремонди за 16 тысяч ливров. В книге названы все антрепренеры и все обстоятельства перехода того или иного цирка от одного владельца к другому...
Слов нет, для истории дороги всякие сведения. Ведь устанавливаем же мы существенные моменты биографии Мольера по дошедшим до нас распискам. Но, если бы все наши сведения о Мольере и его творчестве ограничивались только расписками, имя великого комедиографа не прозвучало бы на весь мир. Точно так же и история антреприз может служить лишь дополнением к истории искусства. Правда, на заре предпринимательства многие антрепренеры были сами артистами, режиссерами, организаторами и педагогами, воспитавшими целые поколения мастеров манежа. Иные из них оставили по себе такую же память в искусстве цирка, какую в истории русского театра заслужили Синельников, Собольщиков-Самарин или Лентовский. Но, к сожалению, как раз об этой-то стороне их деятельности почти ничего не рассказано, но зубному врачу Ирлихту, вложившему свои капиталы в цирк «Метрополь», уделено такое же внимание, как Франкони и Медрано.
Научный метод исследования материала, с блеском примененный в работах Е. М. Кузнецова, мог бы принести немалую пользу и зарубежным исследователям истории цирка. Показ органической связи истории общественной жизни и экономики с репертуаром и приемами художественного мастерства помогает историографу не только перечислять факты, но и правильно объяснять их. Книга г-на Адриана в свою очередь натолкнет советских цирковедов на мысль о более широком использовании материалов по экономике цирка в исследованиях о его творческой истории.
На земном шаре выходит не так-то много книг о цирке. Мы рады каждой новой работе в этой области, особенно если она написана с такой любовью к своему предмету, какая чувствуется у г-на Адриана. Недостатки его книги —недостатки метода исследования. Нужно надеяться, что развитие международных контактов между цирковедами обогатит интернациональную науку об искусстве, любимом всеми народами.
Марк ТРИВАС
Журнал «Советский цирк» июль 1959