В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковые плакаты

 

Ни одна программа в цирке не появляется без того, чтобы ее не сопровождали красочные плакаты. Расклеенные на улицах го­рода, они привлекают внимание, рассказывая о новых представ­лениях.

Именно здесь, на улицах, и происходит первая встреча зрителей с артистами.

Конечно, задача плаката — вызвать желание познакомиться с новой программой, но главное — дать правильное представление о номере  и артисте.

Плакат — один из самых массовых видов изобразительного искусства. Поэтому работа плакатиста, в частности в области плаката-афиши, ответственна, требует высокой культуры и художественного мастерства. К сожалению, часто наряду с интересными плакатами встречаются маловыразительные, без выдумки. Композиция их но­сит случайный характер, они грубы по цвету, текст не связан с ри­сунком. Зачастую автор плаката мельчит изображение натурали­стически  выписанными деталями.

Ведь искусство плаката имеет свои законы, и здесь не очень уместен подробный рассказ, иллюстративность, даже в хорошем смысле этого слова.

Задача плаката — в точно найденной обобщенной форме пере­дать сущность номера или представления. Основную роль здесь играет ясная и простая композиция, четкий силуэт, яркий, насы­щенный цвет, хорошо нарисованный и найденный характер шрифта.

В течение десяти лет работает художник М. А. Гордон в области циркового плаката. Лучшие его работы как раз и отличает умение точно  передать эстетическую сущность номера.

Большинство плакатов М. Гордона просты по своему построе­нию. Эта простота и ясность рождаются не сразу. Каждому плакату предшествует  длительная   работа,   поиски,   большое  число   эскизов.

Основную роль в работах М. Гордона играет удачно найденная композиция, органически связанная с самой сущностью циркового номера. Плакаты его лаконичны по цвету, их отличает выразитель­ная цветовая палитра. В его плакатах особую роль играет фон, как правило, являющийся активным цветовым пятном. Большое значение художник уделяет также шрифту, который включается в образ­ное решение.

Лучшие плакаты М. Гордона отличает лаконизм изобразитель­ных приемов. Так, например, выразителен плакат с фигурой Кио, таинственно вырастающей на черном фоне. Художник нарисовал только лицо, белую манишку, кисти рук, блики на носках ботинок — но вы ощущаете всю фигуру Кио, возникающую из темноты так же загадочно,  как загадочны его номера.

В том же плане решен и другой плакат к гастролям Кио. На белом фоне вздымается столб необычного тумана, который, как бы концентрируясь вверху, образует надпись — Кио. В нижней части листа — узкая красная полоска барьера, которая, как стрела, указывает на небольшого размера фигуру самого артиста — того, кто вызвал  этот  волшебный туман.

 

Лаконизм проявляется и когда Гордон оперирует линией. Так, в плакате, посвященном гастролям Ирины Бугримовой, тонкому, энер­гичному профилю артистки, нарисованному черным контуром на желтом фоне, вторит переданный чуть приглушенно профиль оска­ленной морды льва. Этот контраст раскрывает идею подчинения хищника человеку.

В плакате, посвященном танцам на проволоке Веры Сербиной, основным изобразительным средством является цвет. Легкость тонов, отсутствие резких контуров, построенная по диагонали компо­зиция, легкая надпись внизу сразу вводят зрителя в атмосферу танцевального  номера  над ареной цирка.

Некоторые плакаты М. А. Гордона подчеркнуто декоративны. Для передачи своеобразия Монгольского цирка Гордон в полной мере использовал яркий колорит цветовых пятен, свойственный народному искусству Монголии.

Шрифт в плакатах Гордона всегда активен. Иногда шрифт зани­мает ведущее место. В таких плакатах текст приобретает композиционное значение. Таковы, например, плакаты «Цирк зверей», где буквы как бы изображают решетку, за которой видна могучая фи­гура льва; «Гастроли Манжелли», где фамилия артиста выписана в форме извивающегося хлыста, и др.

Достоинство плакатов Гордона в их современности. По всем сво­им компонентам — композиции, цветовому решению, шрифту — это плакаты сегодняшнего дня.

М. А. Гордон — художник широкого диапазона. Он много рабо­тает в области книжной графики, политического плаката, удачно дебютировал в качестве театрального художника. Однако работу над цирковым плакатом он считает одной из главных в своем творчестве.

 

смотреть цирковые плакаты

М. Г. Прибульская,  Ленинград

Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100