В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Быка за рога

 

 

В сокровищнице древнегреческих ми­фов есть миф о Минотавре — чудовище с головой быка и телом человека. Это стра­шилище обитало где-то в глубине таин­ственного дворца грозного правителя Крита царя Миноса. Дворец назывался Лабиринт и состоял из бесчисленных залов и хитро­умно запутанных коридоров. Каждые де­вять лет Афины выплачивали могуществен­ному царю Крита страшную дань — четыр­надцать самых красивых девушек и юношей, которых приносили в жертву крово­жадному Минотавру. И только бесстрашный Тезей проник в Лабиринт и убил Минотав­ра. Легенда утверждает, что греческому ге­рою помогла в этом дочь Миноса Ариадна.

На фото: Фреска    со   стены    Кносского    дворца,    изображающая    эпизод акробатических   игр  с   быками.

Был ли этот миф отголоском каких-то реальных событий или же являлся плодом фантазии древних греков?

На подобные вопросы до самого конца XIX столетия никто не мог бы дать точного ответа. Но вот в начале XX века английский ученый Артур Эванс начал раскопки на пу­стынных холмах Крита, и вскоре весь мир облетело известие о его удивительном от­крытии: под землей нашли следы высокой и неповторимо своеобразной культуры. Перед глазами потрясенных археологов возник Кнос — «между всех городов величайший на Крите». Гомер был прав! Под землей скрывался и огромный архитектурный ком­плекс царского дворца с его бесчисленны­ми   залами,   комнатами,    коридорами...   Вот он, мифический Лабиринт, дворец царя Миноса, обиталище Минотавра!

Три с половиной тысячи лет назад на Крите возникло могущественное рабовла­дельческое государство, господствовавшее в восточном Средиземноморье. Критяне ог­нем и мечом подчинили себе ряд племен европейского и африканского побережья, в том числе и материковой Греции, и обло­жили их данью. Великолепие царского дворца в столице Крита Кносе оплачивали порабощенные народы.

  

А дворец был действительно великоле­пен! Стены его украшали высокохудожест­венные фрески — многоцветная живопись по сырой штукатурке. Среди самых разно­образных по своим сюжетам фресок есть фрески, изображающие акробатические иг­ры с быками. Подобные же сцены игр с бы­ком изображены на каменном кубке (воз­можно, принадлежавшем самому царю), а также на оттиске печати какого-то знатно­го царедворца (может быть, жреца). Кро­ме того, была найдена статуэтка из слоно­вой кости, изображающая акробата, пры­гающего через быка.

В северо-западной части дворца Эванс раскопал особое место для культовых теат­рально-цирковых представлений, во время которых, по всей вероятности, и исполня­лись акробатические игры с быками. Долж­но быть, при храмах существовали специ­альные Школы, где молодых рабов и рабынь обучали невероятно трудному, смертельно опасному искусству— акробатическим иг­рам с быками.

Одна из фресок Кносского дворца, тер­пеливо восстановленная из крошечных об­ломков, является особенно интересной для историков цирка.

 

Оттиск   печати   с   изображением акробатического   упражнения на   мчащемся   быке.

 

На фреске показаны акробаты — юноши и девушки, исполняющие акробатические прыжки через стремительно бегущего быка. «Артисты» почти обнажены, на  них только одинаковые повязки на бедрах. Талии стя­нуты металлическими поясами, на руках и ногах — бронзовые кольца-браслеты. Бро­сается в глаза их великолепное телосложе­ние: высокий рост, тонкая талия, широкая и мощная грудь, гибкие, но сильные, трени­рованные ноги и руки.

Акробаты древнего Крита, в буквальном смысле слова, брали быка за рога! Рога быка служили для них своеобразным трам­плином, своего рода живой подкидной дос­кой. При приближении бесстрашного акро­бата бык приготавливался к удару рогами и наклонял голову. В этот миг исполнитель прыгал на рога и повисал на них под мыш­ками, как современный спортсмен на парал­лельных брусьях. Разъяренный бык делал мощный рывок головой и подбрасывал в воздух ловкое тело смельчака. Проделав сальто-мортале, акробат приземлялся, усту­пая очередь следующему, уже стоящему на­готове исполнителю.

На фреске показано, как человек делает сальто-мортале через спину быка, в то вре­мя   как   другой   участник   игр   протягивает

вперед руки, чтобы в случае необходимости помочь товарищу, спассировать его приход на землю, а возможно, и принять его на ру­ки. Исполняющий головоломный трюк еще находится в воздухе, а следующий акробат уже повисает на рогах быка, чтобы через какое-то мгновение самому взлететь в воз­дух, проделывая  опасное упражнение...

Немецкий художник Адельгейм Дитцер воспроизводит на своем рисунке эпизод та­ких игр на территории дворцового театра-цирка.

Современная коррида, то есть бой бы­ков, бесспорно, ведет свое происхождение от этих акробатических игр, но при всей своей виртуозности является лишь бледной копией того, что в далекой древности де­лалось на Крите.

...В четырнадцатом веке до нашей эры цветущие города Крита были разрушены иноземными завоевателями, к которым, без сомнения, присоединились восставшие рабы, в том числе и отважнейшие из них — гла­диаторы древнего Крита, исполнители акро­батических игр с  быками.

Есть  такая страна

посреди винно-цветного моря

Крит прекрасный, богатый, волнами

отовсюду омытый.

В   нем  городов девяносто, 

а  людям  так нету и счета.

Разных смесь языков.

Обитает там племя ахейцев,

Этеокритов отважных, кидонских мужей,

разделенных

На   три   колена  дорийцев;

 пеласгов  боже­ственных племя.

Кнос— между всех городов величайший на Крите.

Гомер,   Одиссея, перев.  В.  Вересаева, XIX, 172—178

 

Г.   КАДНИКОВ

Рисунок  немецкого художника  А. Дитцера

                                                                                                                            Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100