Артисты цирка Анатолий и Любовь Сударчиковы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артисты цирка Анатолий и Любовь Сударчиковы

Артисты цирка Анатолий и Любовь СударчиковыТеперь это одна из театральных истин — нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Истина эта, пожалуй, также относится и к цирковому искусству. Несколько перефразируя ее, можно сказать, что нет маленьких номеров, а есть маленькие исполнители. А поскольку эта статья о номере иллюзионистов, то об иллюзионном жанре и пойдет речь.

Главное в искусстве, и цирковом в том числе,— это его современность, согласование со временем, соответствие ему. Искусство призвано совершенствовать человека и, даже развлекая его, демонстрировать высокий вкус, стиль, чувство меры, мастерство. А сколько в иллюзионном жанре наличествует длинных, скучных, помпезных аттракционов, где «в новых обертках», коими являются полуобнаженные суетливые герлэ числом поболее, предподносятся столетней давности балаганные трюки! Конечно, есть классика, произведения отобранные временем и созданные как бы на века. В цирковом искусстве тоже есть свои классические трюки, только они время от времени должны пересматриваться. Так делают лучшие мастера иллюзионного жанра в цирке и на эстраде. Высокий вкус, изобретательные трюки, остроумие, артистизм, юмор, профессиональное умение, ловкость и виртуозность неуловимые — вот современные приметы этого жанра. И на таком уровне работают цирковые артисты Анатолий и Любовь Сударчиковы.

Со своей новой программой они выступали в прошлом сезоне я цирке на Цветном бульваре. Весь номер построен на танцах. Партнеры танцуют, что создает праздничный фон, особую изысканную стилистику для их коронных, чарующих трюков — у партнерши в танцах мгновенно, словно по волшебству, меняются платья, одно наряднее другого, это сказочный бал феи. Все другие трюки также очень удачно соотносятся с определенными танцами. Танго — и у партнерши также эффектно меняют цвет перчатки, ча-ча-ча — меняют цвет пластинки, а на кадрили, которая выделяется еще и музыкально (ее задорно поет женский голос), — идут манипуляции с матрешками. И все трюки, в чем, несомненно, главная заслуга Анатолия Сударчикова, выполняются в темпе, чисто, четко, неожиданно, остроумно. И у самого иллюзиониста черная фрачная пара однажды превратится в белую. Танец, движение, легкость, музыка очень оживили, обновили форму подачи трюков, сделали все зрелище несравненно увлекательнее, создали в номере веселую, праздничную атмосферу.

Успехом своим номер в немалой степени обязан постановщику Наталье Маковской. Следует подчеркнуть, что здесь она выступает в трех лицах — режиссера, балетмейстера и музыкального редактора. И в каждом лице — как истинный профессионал.

Как четко выстроен номер по режиссуре, как учитывает режиссерский стиль достоинства и стиль исполнителей — во всем вкус, чувство меры, точность во времени и пространстве. Продуман каждый нюанс, каждая деталь, все — на эффект подачи трюка. И, я бы сказала, эффект именно современного, интеллигентного стиля, без глупой помпезности. Словом, конструкция этого номера такова, что его, как и всякую точную конструкцию, можно ставить на «попа», на бок — она не развалится, надежность ей обеспечена.

Замечательно подобраны танцы (чтобы профессионально исполнять их, Любовь и Анатолий работали по двенадцать часов в сутки), хорошо скомпоновано музыкальное сопровождение. Все трое — Сударчиковы и Маковская — знают, видимо, главный секрет, знают, как овладеть настроением зрительного зала, и знают, как придать этому настроению тонкость восприятия. В финале, в заключительном вальсе на музыку Доги, платье у партнерши на бальное белое меняется не в начале танца, а в самый высокий эмоциональный момент музыки.

Этот номер создан людьми, о которых по праву можно сказать, что они потрудились на славу — свою и цирка.

Кое-кто упрекает Сударчиковых в том, что они нарушают чистоту жанра. Однако упрек говорит, скорее, о неосведомленности упрекающих, о незнании Тенденций развития современного искусства вообще, ибо оно, как и наука, тяготеет к синтезу. И тяготеет давно. Ученые сегодня говорят о соответствии развития науки и искусства как «явлений единой культуры». Уже давно известно множество примеров слияния, синтеза жанров и видов искусства. И как высокий пример — испанский балетмейстер и режиссер Антонио Гадес, который бывал у нас на гастролях, создал удивительный спектакль «Кармен», в постановке которого соединил виды и жанры многих искусств, в том числе оперы, балета, драмы. В искусстве цирка тоже жонглеры выступают на лошадях, соединяют жонглирование с пантомимой, известны интереснейшие номера, где акробатика и антипод сочетаются с дрессировкой медведей.

Умение уловить дух времени, быть в творчестве, в своем жанре, на передовых позициях — в этом большое достоинство Сударчиковых.

Искусство — одна из тех сфер человеческой деятельности, которая может неузнаваемо изменить жизнь человека. Так произошло с Любовью и Анатолием Сударчиковыми. Они родились, росли, учились в школе в небольшом поселке в Башкирии. Дружили с детских лет и, пожалуй, только одним выделялись среди сверстников — Толя страстно увлекался фокусами, а Люба не то чтобы разделяла его увлечение, но, как верная подружка, во. всем ему помогала. А увлекаться фокусами Анатолий начал очень рано. Ему было всего пять лет, когда они с отцом пришли на концерт в клуб. Там выступал фокусник. Он подошел к мальчику, сидящему на коленях у отца и снял с его ножки монетку. Это удивило и заинтересовало ребенка — как же так? На ноге ничего не было, а фокусник нашел монетку? Сколько было на концерте детей, но выступление фокусника вот так, на всю жизнь, увлекло только маленького Толю.

Пройдут годы, Сударчиковым будут аплодировать зрители Москвы, Ленинграда, Свердловска, Киева, Ташкента и других городов нашей страны, будут аплодировать зрители Мексики, Венесуэлы, Швейцарии, Швеции, Индии, Японии. А все началось в поселковом клубе, куда приехал неизвестный фокусник...

Как интересна встреча человека с его будущей профессией: мы ее выбираем или она нас? Или в том, что пятилетний мальчик заинтересовался фокусником, было предопределение, предчувствие своей будущей судьбы? Но тогда до «судьбы» было еще далеко... Анатолий, занимаясь в школе, с трудом доставал книги «по фокусам», таких книг совсем немного, а разъяснений в них и того меньше, до многого приходилось додумываться самому, но тем больше фокусы занимали воображение. Потом была служба в армии. Сударчиков проходил ее в Красноярске, там он тоже занялся фокусами в армейской самодеятельности. А в поселковой библиотеке Люба достала по просьбе Анатолия книгу А. Вадимова «Фокусы для всех», по частям переписывала ее, копировала рисунки и отправляла в Красноярск, где будущий фокусник пополнял свой репертуар...

После армии Анатолий остался в Красноярске, стал работать на заводе, где был народный цирк. В народной цирковой студии с ним много занимался Петр Яковлевич Любаев. Вскоре в Красноярск приехала Люба, завод выделил им комнату. Начиналась самостоятельная жизнь...

И вдруг на имя Анатолия пришла телеграмма из Ростова-на-Дону. При Ростовском цирке создавалась профессиональная программа «Поиск» из артистов цирковой самодеятельности. Целый день Люба носила телеграмму в кармашке халата, решала — отдавать или не отдавать ее мужу? В Красноярске все так хорошо налаживалось... А что ждет их, если Анатолий уйдет в профессиональный цирк? Но вечером отдала ему телеграмму.

— Не могла не отдать, — вспоминает Любовь. — Я ведь знала, как он любит цирк, как это для него важно...

Телеграмма решила их будущее. Анатолий уехал в Ростов, вскоре туда же вызвали и Любу, номер начали создавать с ее участием. Его передавали им иллюзионисты Ирина и Борис Хейфец. Трюк с платьями у них был, но повторялся всего два раза, и фасоны платьев были почти одинаковые.

В апреле 1970 года программа «Поиск» дебютировала в Вильнюсе. Выступление Сударчиковых прошло с заслуженным успехом. Тем не менее Анатолий вскоре начинает работу над усовершенствованием номера, в том числе и над коронными трюками — переменой платьев у партнерши. И вот платья меняются уже три раза, четыре, пять... Разнообразятся их фасоны, их длина, что значительно усложняет трюки. Над каждым Анатолий работал, как над изобретением.

Сейчас у них есть такой эпизод. Любовь появляется из барабана следует отметить — появляется мгновенно), на ней новое голубое платье, длинное, широкое, ниспадающее складками. И вот артистка начинает как бы раскручиваться в этом платье, словно оно шаль, и под ним мы неожиданно видим прежнее. Легкое разочарование... Тогда иллюзионистка раскручивается в другую сторону, и платье мгновенно меняется на совершенно новое. Разочарование, оказывается, было предусмотрено. На изобретение этого эпизода у Сударчиковых ушло три года...

Теперь Любовь меняет платье шесть раз, и у самого Анатолия, как я уже писала, черный фрачный костюм превращается в белый. Естественно, что мгновенные перемены красивейших платьев у партнерши поражают зрителей и вызывают жгучее любопытство, особенно у женщин. Этакое волшебное разрешение проблемы нарядов! Мне тоже было очень любопытно и тоже очень хотелось узнать — как? Но единственное, что я узнала — все платья Любовь шьет сама и украшает их сама, так что до волшебных перемен — сложный путь.

Пожалуй, не меньшее любопытство вызывают эти трюки и у профессионалов. Однажды во время гастролей в Венесуэле известный иностранный иллюзионист сказал нашим артистам:

— Как профессионал, — говорил он, — я примерно представляю принцип, основу трюка, но этого, конечно, явно недостаточно. Есть еще и секрет в секрете...

Этим «секретом в секрете» пока владеют только Сударчиковы, а следовательно, и советский цирк...

Любовь и Анатолий Сударчиковы на редкость скромные, милые и деликатные люди, влюбленные в цирк. Они органически не способны как-либо выдвигать себя, обращать на свои творческие успехи внимание администрации, заниматься «карьерой». Все свои силы и время они отдают любимому делу.

Иные цирковые артисты, очевидно, считают, что чем больше они пробудут на манеже, тем лучше, и растягивают свои номера до пустот, до повторов, доводя этим зрителя до состояния нетерпеливого ожидания — когда же, наконец, эти артисты окончат свое выступление? Цирковое искусство — искусство трюка, концентрации, сжатой содержательности. Таким образцом может служить номер Сударчиковых. И когда они уходят с манежа, вдогонку хочется крикнуть: «Подождите! Покажите что-нибудь еще, пожалуйста.»

 

Галина Марченко

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования