Артисты и цирковой плакат
На одном листе видим несколько изображений выступления эквилибристов, которые можно с интересом и долго рассматривать, на другом — броский, воспринимающийся целиком и будоражащий воображение рисунок наездника.
Такие и многие другие цирковые плакаты самого разного характера собраны в книге, точнее, в альбоме, выпущенном издательством «Искусство». Альбом «Артисты и цирковой плакат»* — перевод с немецкого. Авторы И. Маркшис-ван Трикс и Б. Новак излагают, правда довольно фрагментарно, историю циркового искусства, рассказывают об отдельных исполнителях, артистических династиях, о цирковых предприятиях и их основателях. Текст подготавливает к восприятию публикуемых плакатов.
* Маркшис-ван Трикс И., Новак Б. «Артисты и цирковой плакат». (Исторический обзор.) Перевод с немецкого Т. Родионовой. М., «Искусство», 1986 г. Послесловие Юр. Нехорошева, редактор Е. Розенберг, художник П. Федоров.
Авторы пишут, разумеется, и о развитии плаката, о том, как с течением времени менялся его характер. Есть даже такая небольшая главка: «Печать и бумага». В ней речь идет о развитии техники печати, о том, какие предприятия на немецкой земле и в Англии выпускали рекламную продукцию. Сведения даются кратко, обзорно, но, бесспорно, они интересны, полезны. Надо признать, у нас издания,целиком посвященного цирковому плакату,-не выходило. За рубежом это не единственное подобное издание и, как утверждают специалисты, не самое лучшее. Но как бы то ни было, появление такого альбома, конечно, с благодарностью восприняли специалисты и любители искусства манежа.
Завершается альбом послесловием искусствоведа Юрия Нехорошева. В его монографии говорится о том, о чем не сказано или сказано очень бегло у немецких авторов, а именно: о советском и русском цирковом плакате, о становлении советского цирка. Автор прослеживает основные моменты развития цирка в нашей стране, одновременно показывает, как за годы Советской власти менялся, развивался цирковой плакат, какие влияния испытывал. Нехорошее справедливо отмечает, что в шестидесятые — семидесятые годы наблюдается подъем циркового плаката, он получает признание за рубежом. Этому способствовало созданное в те годы в Союзгосцирке Бюро пропаганды циркового искусства.
Можно заметить, что из немецкого издания не перешли в русское аннотации — краткие сведения об отдельных авторах плакатов и некоторых артистах, чьи имена встречаются на рекламных листах.
Основное место в альбоме, понятно, отведено самим плакатам, их более пятисот.
О прошлом цирка можно узнать по старым рецензиям, воспоминаниям, иным письменным источникам. Наряду с этим интересное и наглядное свидетельство далекой и совсем недавней истории искусства манежа — плакат. Думается, возвращаться к истории всегда полезно. Можно убедиться, что выдаваемое за новое порой оказывается просто забытое, что и в прошлом на манеже было немало интересного, оригинального.
В плакатах прежних лет нередко тщательно изображались основные трюки, исполняемые артистами. Причем художники пунктиром обозначали траекторию, по которой перелетает гимнаст или акробат, как переворачивается, исполняя сальто, и т. д. В давние времена и безграмотные по таким рисункам понимали, какое зрелище их ждет. Такого типа, например, плакат, выпущенный в 1878 году в Гамбурге. Рекламируется укротительница змей мисс Смит. Из рисунка ясно, что смуглая мисс Смит принимает различные акробатические позы, а большие змеи обвивают то ее руки, то ноги, то корпус. Опубликован известный по другим изданиям плакат цирка Чинизелли (1880 г.), на котором изображены фрагменты номера «Лошадь в постели». Плакат 1900 года сообщает об артистах Вилли, исполняющих «Акробатическое попурри с подкидной доской». На рисунке — аппарат: посредине подкидной доски стол, доска опирается на его перекладину. Артисты совершают прыжки со стола на доску, с доски перелетают на плечи, «руки в руки» партнеров, исполнив сальто, опускаются на стул, который держит на голове «нижний». В плакате цирка Лорда Джани Зенгера и сыновей рекламируется аттракцион со львами, как там сказано, «пойманными в пустыне и в совершенстве укрощенными» (1895 г.). Художник Жан де Полеолог нарисовал, как львы исполняют разные трюки: качаются на доске-качалке, прыгают через огненное кольцо, везут колесницу, едят сидя у стола и т. п. Эти и многие другие плакаты довольно широко представляют нам трюковой репертуар самых разных номеров.
Иногда плакат наглядно знакомит со всей программой. Нередко изображается этакое шаривари. Художник размещает на манеже всех, кто участвует в представлении: укротителей, наездников, акробатов, воздушных гимнастов, фокусников и так далее. Рекламируются пантомимы, в том числе и водяные с большим числом исполнителей. Порой создается впечатление, что художник что-то преувеличил, приукрасил, но все же ясно, что существо представления отражено.
Есть афиши, которые, видимо, были призваны лишь прославлять исполнителей. Даются крупно портреты участников номера, фигуры во весь рост, но предельно статично. В парадном цирковом костюме в розовом трико застыла воздушная гимнастка мисс Виктория (около 1890 г.). На другом плакате артистка в парадном вечернем платье томно прислонилась к колонне. Текст сообщает, что выступает женщина-стрелок. Одной рукой она опирается на винтовку.
Однако все плакаты несут какую-то информацию. В одном случае узнаем, скажем, о составе животных в номере, их количество и даже как дрессировщик относится к ним. В других случаях получаем представление о характере реквизита, его оформлении, о костюмах. Можно судить о характере номера: преподносится ли он в героическом плане, комическом, лирическом, театрализован и т. д. Ясно бывает: приглашают публику повеселиться, поразиться чем-то или обещают пощекотать нервы.
На плакатах встречаем имена известных артистов, например: Дуров, Грок, Энрико Растелли, и тогда в основном получаем представление о том, как таких мастеров рекламировали, во многих случаях знакомимся с номером артистов неизвестных или лишь упоминающихся где-то в специальной литературе.
Есть плакаты о выступлении в парках, варьете, кабаре.
Понятно, что альбом знакомит не только с историей цирка, но, разумеется, с историей циркового плаката. Можно проследить, как из средств информации он становится произведением искусства. Художники стремятся раскрыть романтику, красочность циркового зрелища. Авторами плакатов все чаще становятся художники, чьи имена вошли в историю изобразительного искусства.
В альбоме собраны рисованные плакаты (кроме одного — фотомонтаж). Такое не случайно. В рисованном плакате полнее передается красочность, необычность, эксцентричность циркового искусства, проявляется связь с традициями народного творчества, с лубком. Наиболее удачные плакаты нашего времени оригинально и изобретательно передают суть номера или целого спектакля, освещены юмором, отличаются красочностью, жизнерадостностью, содержат элементы трюкового решения. Юр. Нехорошее утверждает, что цирковому плакату «близка поэтическая метафора, символ, но обязательно носящий ярко выраженный элемент шаржа или гротеска» и еще «мажорная декоративность». Анализируя работы советских художников, Нехорошее раскрывает, как конкретно проявляются все эти особенности. На мой взгляд, очень ценно, что статья Нехорошева четко определяет критерии, по которым можно оценивать достоинства плакатов.
Перевертываешь последнюю страницу альбома и невольно раскрываешь его снова и опять обнаруживаешь что-то интересное. Конечно же, это издание привлечет и знатоков-профессионалов и любителей. Но учитывая, что тираж всего 10 тысяч экземпляров, все желающие приобрести его не смогут. А ведь альбом, несомненно, приносит пользу работающим в цирке и служит популяризации искусства манежа, наглядно и доходчиво знакомит с его историей.
К. ГАНЕШИН
оставить комментарий