Артисты на целинных землях
Лекторийный отдел ВГКО создал несколько программ специально для обслуживания целинников.
Группа актеров — шесть человек, включая баяниста, — участвует в концерте под названием: «Лауреаты Ленинских премий». Это не просто концерт в обычном понимании этого слоаа, Это концерт-лекция.
На фото. Целинная бригада. Сцена из пьесы «Горе бояться - счастья не видать». Царь Дормидонт — В. П. Шахалов, Анфиса (его дочь) — С. Л. Ланская
Артистка Софья Ланская читает лекцию просто и доходчиво. Она увлекательно рассказывает о писателях-лауреатах, об их творчестве. В этой программе исполняется инсценированный отрывок из романа Леонида Леонова «Русский лес». С. Ланская дает правдивый и волнующий образ русской девушки-партизанки. Партнер актрисы, Владимир Шахалов, точно передает звериную сущность офицера-гестаповца. Сценка окончена. Умолкли аплодисменты. Тишина наполняется мелодиями Прибалтики. Это поют Валентина Мира-бова и Вера Сергеева. Им аккомпанирует Леонид Маринин. Не успели растаять последние звуки песен, как С. Ланская начинает рассказ о литовском поэте-лауреате Эдуардэсе Межелайтисе, о его поэме «Человек». Артист В. Шахалов проникновенно читает строки этой талантливой и своеобразной поэмы: «Земля сотворила меня. Я же ее пересотворил».
Слова эти западают в сердце. Тот, кто уже прочел эту поэму, слушает ее исполнение с глубоким волнением. А тот, кто не читал и, может быть, не слышал об Э. Межелайтисе, теперь уже непременно запомнит имя поэта. Концерт продолжается. Слышиы то лукавые, то грустные украинские напевы... С известным писателем Украины — Михайло Стельмахом — знакомят зрителей С. Ланская и В. Шахалов. Еще о многом сказали артисты в этом концерте-лекции, в частности о творчестве С. Маршака. Его детские, с добрым юмором стихи с удовольствием воспринимают не только ребята, но и взрослые зрители. «Кляксу-Ваксу» встречают, как старого знакомого. С большим интересом слушают стихи шотландского поэта Роберта Бернса в переводе С. Маршака. Веселые улыбки вызывает сочная, колоритная сценка из пьесы «Горя бояться — счастья не видать».
Почти два года разъезжает эта бригада актеров ВГКО по целинным землям. И зной, и пыль, и стужа... Актеры едут. Не всегда в удобном поезде или самолете. Это может быть и грузовик на тряской дороге, и лошади, а иной раз и быки. Комфортом эти поездки не отличаются. Останавливаться приходится где попало. То холодный номер в гостинице (один на всех), то и вовсе жизнь за дощатой перегородкой в Доме культуры. Но актеры, едущие на целину, ни на что не сетуют. Они энтузиасты своего дела. Сознание, что там их ждут, что они нужны, придает им силы. Еще много актерских групп разъезжает с интересными концертами-лекциями по целинным землям и стройкам семилетки. Они показывают такие программы, как «Пушкин», «Диккенс», «Тебе, Куба» и другие. Но еще тысячи, десятки тысяч хлеборобов, комбайнеров, трактористов, шоферов, агрономов жадно ждут посланцев культуры. Поэтому в лекторийном отделе ВГКО всегда напряженная рабочая атмосфера — совещания, читка материала, репетиции... Но сделано еще очень мало.
На фото. Финал выступления целинной бригады
Казалось бы, что у этого отдела (заведующий М. М. Черняховский) есть все возможности создавать полноценные концерты-лекции: в его распоряжении время, редактор, режиссер и неплохие актеры. Но еще часто уровень лекций-концертов остается очень низким. Некоторые лекторы, привлекаемые этим отделом, не производят хорошего впечатления. Любой лектор должен иметь соответствующие данные, а лектор, принимающий участие в художественном концерте, должен непременно обладать известной долей артистизма. От него зависит, будут ли его слушать, дойдет ли до ума и сердца зрителей содержание лекций. К сожалению, текст некоторых лекций (авторы Л. П. Кройнис, Е. С. Семенов) нуждаются в тщательном редактировании как в идейном, так и в стилистическом отношении. Это обстоятельство легко можно устранить. Ибо недостатка в культурных и одаренных авторах Москва не ощущает.
Обеспечив себя полноценным литературным материалом (лекции, интермедии и сценарий концерта), лекторийный отдел неизмеримо улучшит качество программ. К тому же у Черняховского и редактора Б. Л. Казанской высвободится время, которое они с большей пользой смогут потратить на создание подлинно художественных и идейно полноценных концертов-лекций. Нельзя преуменьшать значение и серьезность этих программ. Жажда знаний, стремление к искусству в нашей стране огромны, и утолить их — важная и неотложная задача.
Лидия ИЛЬИНСКАЯ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий