Артисты на целинных землях - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артисты на целинных землях

Лекторийный отдел ВГКО создал несколько программ специаль­но   для   обслуживания   целинников.

Целинная бригада. Сцена из пьесы «Горе бояться - счастья  не видать».  Царь Дормидонт — В. П. Шахалов,  Анфиса (его   дочь) — С. Л. ЛанскаяГруппа актеров — шесть человек, включая баяниста, — участвует в кон­церте под названием: «Лауреаты Ле­нинских премий». Это не просто концерт в обычном понимании этого слоаа,   Это   концерт-лекция.

На фото. Целинная бригада. Сцена из пьесы «Горе бояться - счастья  не видать».  Царь Дормидонт — В. П. Шахалов,  Анфиса (его   дочь) — С. Л. Ланская

Артистка Софья Ланская читает лекцию просто и доходчиво. Она увлекательно рассказывает о писате­лях-лауреатах, об их творчестве. В этой программе исполняется инс­ценированный отрывок из романа Леонида Леонова «Русский лес». С. Ланская дает правдивый и вол­нующий образ русской девушки-пар­тизанки. Партнер актрисы, Владимир Шахалов, точно передает звериную сущность офицера-гестаповца. Сцен­ка окончена. Умолкли аплодисменты. Тишина наполняется мелодиями При­балтики. Это поют Валентина Мира-бова и Вера Сергеева. Им аккомпа­нирует Леонид Маринин. Не успели растаять последние звуки песен, как С. Ланская начинает рассказ о ли­товском поэте-лауреате Эдуардэсе Межелайтисе, о его поэме «Чело­век». Артист В. Шахалов проникно­венно читает строки этой талантли­вой и своеобразной поэмы: «Земля сотворила меня. Я же ее пересотворил».

Слова эти западают в сердце. Тот, кто уже прочел эту поэму, слушает ее исполнение с глубоким волне­нием. А тот, кто не читал и, может быть, не слышал об Э. Межелай­тисе, теперь уже непременно запом­нит имя поэта. Концерт продолжается. Слышиы то лукавые, то грустные украинские напевы... С известным писателем Украины — Михайло Стельмахом — знакомят зрителей С. Ланская и В. Шахалов. Еще о многом сказали арти­сты в этом концерте-лекции, в част­ности о творчестве С. Маршака. Его детские, с добрым юмором стихи с удовольствием воспринимают не только ребята, но и взрослые зрите­ли. «Кляксу-Ваксу» встречают, как ста­рого знакомого. С большим интересом слушают стихи шотландского поэта Роберта Бернса в переводе С. Маршака. Ве­селые улыбки вызывает сочная, ко­лоритная сценка из пьесы «Горя бояться — счастья  не видать».

Почти    два    года    разъезжает    эта бригада актеров ВГКО по целинным землям. И зной, и пыль, и стужа... Актеры едут. Не всегда в удобном поезде или самолете. Это может быть и грузовик на тряской дороге, и лошади, а иной раз и быки. Ком­фортом эти поездки не отличаются. Останавливаться приходится где по­пало. То холодный номер в гостини­це (один на всех), то и вовсе жизнь за дощатой перегородкой в Доме куль­туры. Но актеры, едущие на целину, ни на что не сетуют. Они энтузиасты своего дела. Сознание, что там их ждут, что они нужны, придает им силы. Еще много актерских групп разъ­езжает с интересными концертами-лекциями по целинным землям и стройкам семилетки. Они показывают такие программы, как «Пушкин», «Диккенс»,  «Тебе,  Куба»  и  другие. Но еще тысячи, десятки тысяч хлеборобов, комбайнеров, трактори­стов, шоферов, агрономов жадно ждут посланцев культуры. Поэтому в лекторийном отделе ВГКО всегда напряженная рабочая атмосфера — совещания, читка материала, репети­ции... Но сделано еще очень мало.

Финал выступления целинной бригадыНа фото. Финал выступления целинной бригады

Казалось бы, что у этого отдела (заведующий М. М. Черняховский) есть все возможности создавать пол­ноценные концерты-лекции: в его распоряжении время, редактор, ре­жиссер и неплохие актеры. Но еще часто уровень лекций-концертов ос­тается     очень     низким.      Некоторые лекторы, привлекаемые этим отде­лом, не производят хорошего впе­чатления. Любой лектор должен иметь соответствующие данные, а лектор, принимающий участие в ху­дожественном концерте, должен непременно обладать известной до­лей артистизма. От него зависит, будут ли его слушать, дойдет ли до ума и сердца зрителей содержание лекций. К сожалению, текст некоторых лекций (авторы Л. П. Кройнис, Е. С. Семенов) нуждаются в тщатель­ном редактировании как в идейном, так и в стилистическом отношении. Это обстоятельство легко можно устранить. Ибо недостатка в куль­турных и одаренных авторах Москва не ощущает.

Обеспечив себя полноценным ли­тературным материалом (лекции, интермедии и сценарий концерта), лекторийный отдел неизмеримо улуч­шит качество программ. К тому же у Черняховского и редактора Б. Л. Ка­занской высвободится время, кото­рое они с большей пользой смогут потратить на создание подлинно художественных и идейно полноцен­ных   концертов-лекций. Нельзя преуменьшать значение и   серьезность  этих  программ. Жажда знаний, стремление к ис­кусству в нашей стране огромны, и утолить их — важная и неотложная за­дача.
 

Лидия  ИЛЬИНСКАЯ

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования