В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 15:06 | 27.04.2010

Астраханский цирк в годы войны

 

 

 

Астраханский цирк в годы войны28 мая 1932 года в главной астраханской газете «Коммунист» появилась коротенькая заметка, сообщавшая о том, что открытие нового цирка на 2000 мест намечено на 17 июня.

 

На фото: Астраханский цирк в предвоенные годы.  

 

 Под строительство был выделен участок в центре города на площади Ворошилова  (совр. перекрёсток  улиц Ленина и Щелгунова ) возле Зимнего театра (Драмтеатр). Цирк планировалось сделать с деревянными стенами и куполом-шапито. С учётом того, что работать в нём предполагалось лишь в летний сезон, подобная конструкция была весьма оправдана, так как была не столь дорогой и была способна вместить достаточное количество зрителей (в ходе строительства вместимость зала увеличилась ещё на 500 мест). Вдобавок к этому строились помещения под артистические гардеробные, буфет для зрителей, конюшня, сзади для хозяйственных нужд намечалось сделать вместительный двор. Девять предвоенных сезонов полностью оправдали ожидания строителей цирка. В 30-е годы цирк являлся одним из наиболее посещаемых зрелищных предприятий города,  так в сезоне 1935 года его посетил 251301 зритель.

 

                  1941 год стал десятым юбилейным в истории цирка на площади Ворошилова. 10 мая сезон открылся интересной и разнообразной программой, в которой центральное место отводилось уже хорошо знакомой астраханцам китайской труппе Ван-Ю-Ли. В июне их сменил цыганский коллектив. Новым в работе цирка стал ежевоскресный смотр цирковой самодеятельности, который предполагалось проводить на протяжении всего сезона. В ходе конкурса отбирались исполнители, которые затем должны были участвовать в итоговом туре в Москве.

 

                    И тут- война… Стремительное наступление немцев наполнило город первыми группами беженцев. Ритм жизни менялся на глазах. Но несмотря ни на что, наш летний цирк продолжал работать. Конечно, в художественном плане новые программы проигрывали довоенным, но тот вклад, который они вносили в нормализацию жизни в городе был на самом деле бесценен.  Сатирик Пётр Тарахно вспоминал, как в первые дни войны приходилось самостоятельно подбирать репертуар, разыскивая в газетах подходящие статьи, стихи или фельетоны. Живое слово в устах артиста превращалось в серьёзное разящее оружие. Если раньше цирковые сатирики подвергались в газетных рецензиях наибольшей критике за отсутствие актуальных отзывов на злобу дня, теперь же их выступления становились составной частью пропагандистской машины. Кроме вечерних представлений в цирке, днём артисты выступали в рыболовецких совхозах и госпиталях.

 

                    С началом войны, с манежа практически полностью исчезла молодёжь и групповые номера, сказывалась всеобщая мобилизация. Если в 1941 году ещё можно найти упоминание о десяти прыгунах- сальтоморталистах, принимавших участие в программе, то в 1942 году это уже преимущественно номера, состоявшие из одного, максимум - трёх участников. Нехватка артистов стала компенсироваться тем, что третье отделение цирковой программы стали отводить под танцы под граммофонные пластинки, а в конце сезона 1941 года в цирковой ансамбль влился джазовый оркестр под управлением Г.Генигсберга.

 

                    Враг продвигался вглубь страны. Управление цирков было эвакуировано из Москвы в Томск и на новом месте пыталось заново отладить функции циркового конвейера. Так получилось, что Астрахань стала своеобразным перевалочным пунктом в потоках перемещения артистов. Местная дирекция делала всё возможное, чтобы помочь труженикам арены добраться до конечных адресатов, но с течением времени выполнить это становилось всё труднее и труднее. Опасаясь хаоса войны, в нашем городе стали оседать в первую очередь артисты обременённые детьми. Мало кто из них мог отважиться на такое предприятие, какое совершили Пётр Тарахно и его супруга Анна Борисовская. На руках у них была разнарядка, предписывающая прибыть для  выступлений в Баку. Но добраться туда Каспием было невозможно, т.к. Волга уже замёрзла. Было принято смелое решение, в компании нескольких драматических артистов идти пешком до Кизляра, а уж оттуда на поезде добираться дальше до Баку. Можете представить, сколько трудностей и опасностей таил в себе этот 360-километровый переход через волжское понизовье и ледяные степи.

 

в Астрахани при цирке осталась зимовать семьяв Астрахани при цирке осталась зимовать семья2                     

 

                    Тем временем, в Астрахани при цирке осталась зимовать семья  руководителя воздушного полёта Эльворти Михаила Подчерникова, чета Голымбовских вместе с их дрессированными собачками, ковёрный клоун Семён Задорожный и Семья Лурих, исполнявшая номер на переходной лестнице. Именно эти артисты стали постоянными участниками программ, открывшегося 15 мая сезона 1942 года. Основой же труппы стал Четвёртый цирковой коллектив под управлением М.Л.Писарницкого. Пресса выделяла турнистов Петра Копытина, эквилибристов на першах Георгия Утехина, а так же артистов Чижевских, выступавших на батуте. В июне на суд зрителей была показана масштабная пантомима с участием всех артистов программы «Враг будет разбит!» Всё это происходило на фоне выхода немцев к Волге в районе Сталинграда. Теперь уже Астрахань непосредственно обеспечивала тыл фронта. Вверх по Волге тянулись речные караваны судов с нефтью и воинскими пополнениями. Назад же буксиры тянули избитые и обгорелые остовы поврежденных кораблей, баржи с ранеными. Водная поверхность была покрыта пятнами нефти, вдоль берегов проплывали обломки судовых конструкций, обезображенные тела людей и животных. Пристани города были забиты толпами беженцев, преимущественно с Украины. Эти несчастные, испытавшие на себе все ужасы бомбёжек, были на пределе сил. Зачастую, панику могли спровоцировать даже сигнальные гудки пароходов на  переправе. По воспоминаниям очевидцев, их принимали за объявление воздушной тревоги, и тогда на берегу начиналось что-то невообразимое. К счастью, наш город бомбардировкам почти не подвергался, в основной массе от бомб страдали лишь гигантские нефтехранилища. Сам же город немцы хотели сохранить под зимние квартиры для сражавшейся в полуразрушенном Сталинграде 6-ой армии Паулюса. Астрахань готовилась к обороне. Подступы к городу опоясали кольца траншей и противотанковых рвов, на возведении которых трудились тысячи наших земляков. В центре города каменные баррикады заперли створы всех улиц, выходящих на  Волгу и Кутум, образовывалась сплошная каменная стена высотой в 3-4 метра, ощетинившаяся стволами пулемётов. На чердаках зданий разместились посты наблюдения и огневые точки ПВО. На территории Братского сада и площади близ магазина «Каспий» были возведены мощные блиндажи.

 

                    Но, несмотря не на что, культурная жизнь в нашем городе не затихала. Цирк, театр и кино работали с аншлагом. И горожане, и военные стремились насладиться этими небольшими напоминаниями о прежней мирной жизни. В такой вот обстановке 10 августа был закрыт сезон 1942 года. Достоверно известно, что и на сей раз наш город не покинули С.Задорожный и супруги Голымбовские. В дальнейшем, они навсегда свяжут своё место жительства с Астраханью. Однако вернёмся в суровую военную пору. Сезону 1943 года не суждено было состояться. В полдень 11 апреля из-за неосторожного обращения с огнём деревянный цирк сгорел. Очевидец пожара А.Е.Пальцев рассказывал о гигантской стене пламени, которая в считанные минуты скрыла из виду цирковое здание. Приехавшие пожарные даже не пытались бороться с огнём, поскольку это было уже бессмысленно. Все свои силы они направили на то, чтоб не допустить возгорания соседних домов, которые щедро поливались водой из брандспойтов.

 

                    Теперь, ввиду отсутствия официальной цирковой площадки, редкие выступления  артистов стали проходить на эстраде. Так в мае 1944 года с пятью представлениями на сцене ТЮЗа выступал иллюзионный аттракцион из 16 участников, а в июне в летний кинотеатр «Модерн»  с концертами приехала группа артистов под управлением Рины Зелёной, в которой особо выделялся жонглёр Виталий Спевак. Среди прочих трюков он жонглировал восемью шариками и отбивал головой два мяча. В сентябре 1944 года в наш город посетил передвижной зверинец, дрессировщиком в котором был В.Б.Денисов, который запомнился работой своих медведей и слонихи Люции, моментально ставшей любимицей астраханской детворы.

 

 Николай Николаевич Никитин

 

Николай Николаевич Никитин.

 

                    Война постепенно подходила к концу, линии фронтов отодвигались всё дальше на Запад. В числе бойцов в рядах Советской армии служили и многие вчерашние цирковые артисты, многие из них полегли на полях сражений. В самом начале войны в подорванной авиабомбой бронемашине сгорел талантливый молодой жонглёр Виталий Рославлев (Бортар). В бою под Ржевом погиб канатоходец Василий Свирин. С гибелью внука основателя русского цирка жонглёра на лошади Николая Николаевича Никитина пресеклась эта замечательная династия. Не стало участников труппы Ван Ю-ли Владимира Суркова и Хо, пластического акробата из труппы Никитас В.Н.Скляренко, акробатов В.К.Давыдова (труппа Инго) и И.Пустовойтова (Пустового) из группы Масловых, комического жонглёра В.А.Гурьева, сатирика М.В.Дамирова и клоунов  Леонида Бондаренко, Вальде Шестуа и Николая Бермана. Наверняка, это далеко не полный список замечательных цирковых мастеров, блиставших на довоенном астраханском манеже, и кто пал на фронтах Великой Отечественной. Как и весь наш народ, Советский цирк заплатил за победу дорогой ценой.    

 

Виталий Рославлев

 

Виталий Рославлев (Бортар).

 

 Вальде Шестуа

 

Вальде Шестуа.

 

 

 

                                                                                              Автор: Дмитрий Колобов

 

                

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100