Азиз Бабаев - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Азиз Бабаев

Как-то во время репетиции парада-пролога в праздничной цирковой программе, посвященной Дню Победы, главный дирижер цирка, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Азиз Бабаев сказал мне:

— Уж сколько лет прошло, а мелодии эти военные все так же трогают сердце, как на фронте.

— А вы что, были на войне? — удивился я. Уж очень моложав на вид Азиз Аббасович, трудно причислить его к военному поколению. Особенно, когда он за дирижерским пультом в своем черном смокинге, подчеркнуто прям, элегантен, подтянут.

А. БАБАЕВ. 1945 год

А. БАБАЕВ. 1945 год

Вместо ответа Бабаев вынул из папки и протянул мне старую пожелтевшую фотографию: на меня смотрел парнишка в солдатской гимнастерке с медалью «За боевые заслуги» на груди. Было ему тогда неполных шестнадцать лет.

...Война приближалась к Кавказу. Враг рвался к бакинской нефти. Сын старого революционера-большевика, активного участника гражданской войны и борца за Советскую власть в Азербайджане (в Баку одна из улиц носит имя Бабаева-старшего), Азиз, сколько себя помнит, завидовал судьбе отца и мечтал о ратных подвигах. Мог ли он усидеть на школьной скамье, когда снаряды уже рвались совсем неподалеку, в предгорьях Большого Кавказа, и его старшие друзья по мальчишеским играм ушли на фронт. И однажды Азиз сел в товарный поезд и поехал на фронт.

— Фашистов бить еду, — объяснил он сопровождавшему вагоны проводнику.

Пытались его остановить, отправить домой, но мальчик все же перехитрил взрослых и добрался до самой передовой. Так он стал сыном полка, воспитанником 27-го отдельного батальона 1-й гвардейской Варшавской, ордена Кутузова железнодорожной бригады.

Юный воин вместе со взрослыми восстанавливал железнодорожные пути и мосты, исполнял, когда требовалось, обязанности санитара, в любую минуту готов был прийти на помощь товарищам. Однополчане полюбили веселого и исполнительного мальчика, оберегали его: старались не посылать на задания, связанные с риском, держать подальше от вражеских обстрелов и бомбежек, под которыми часто приходилось работать военным железнодорожникам. Но мальчишка лез в самое пекло.

На всю жизнь запомнил Азиз Аббасович жаркое сражение под Батайском, когда в очередной контратаке ранило четверых его товарищей. Фашисты остервенело сопротивлялись. Казалось, что они обрушили на маленький клочок земли весь запас своего смертоносного металла.

Небо полыхало от огня и пожарищ. На мгновенье Азизу почудилось, что он ослеп, но, стряхнув с себя песок, которым его присыпало, увидел изрытую воронками землю и ринулся на помощь раненым. Одного под непрекращающимся огнем успел перевязать, помог ему подняться. Другого потащил в укрытие. Снова вернулся, чтобы вынести с поля боя остальных пострадавших. А когда раненые оказались в безопасном месте, присоединился к товарищам, которые по пятам преследовали гитлеровцев и завязали с ними бой на окраине небольшого поселка.

За этот бой Бабаев получил первую свою медаль «За боевые заслуги».

В Берлин Азиз Бабаев вошел вместе со своей поредевшей в боях бригадой, но уже как военный музыкант. Старшие товарищи заметили музыкальные способности паренька (до войны он занимался музыкой в Бакинском Доме пионеров) и после двух ранений определили его в музыкантскую роту — в бригадный духовой оркестр.

И вот наступил долгожданный День Победы. Май бушевал яркими красками и запахами первых весенних цветов. Солдатам, истосковавшимся за четыре долгих года войны по дому и любимым, хотелось музыки и песен. Во всех частях поверженного Берлина, в его полуразрушенных кварталах, где еще недавно шли бои, вспыхивали многолюдные митинги, которые завершались праздничными концертами. В одном из таких концертов у Бранденбургских ворот принял участие и бригадный духовой оркестр, в котором барабанщиком был Бабаев.

Музыканты расположились прямо на броне танка. С утра до вечера звучали на заполненных народом улицах и площадях советские военные марши, мелодии фронтовых песен. Азиз с таким увлечением бил в большой барабан и прикрепленную к нему медную тарелку, что к вечеру совсем обессилел. Но это была приятная усталость, усталость от первого мирного труда, и на душе было радостно, как никогда.

Посчастливилось участвовать Бабаеву и в состоявшемся в Берлине седьмого сентября сорок пятого года параде Победы, посвященном разгрому фашистской Германии и ее главной союзницы — милитаристской Японии.

— Я хорошо помню этот парад, который знаменовал собой окончание второй мировой войны, — рассказывает Азиз Аббасович. — Наш сводный оркестр прибыл в центр города задолго до его начала, но все улицы, прилегающие к Бранденбургским воротам и рейхстагу, были уже заполнены боевой техникой и войсками. Помню, с каким воодушевлением и долгими аплодисментами был встречен наш прославленный маршал Жуков. Никогда не забуду его пророческих слов: «Теперь нам предстоит закрепить победу организацией прочного, длительного и справедливого мира...»

Советские воины принимали активное участие в возрождении новой жизни на освобожденной от фашистов немецкой земле, во всем помогали местному населению. Однажды Азиз отдал половину своего хлебного пайка старому сгорбленному немцу в старомодной поношенной одежде, стоявшему в очереди за солдатским обедом у полевой кухни.

— Вы музыкант? — спросил старик, увидев на погонах воина лиру. — Ах, и я когда-то занимался мюзик, — вздохнул он, мешая немецкие и русские слова. — Вена, Петербург, Москва, Берлин, я был профессором консерватории.— Он скорбно покачал головой, как бы сожалея о прошлом, к которому возврата нет. И пригласил советского солдата в гости.

Старый профессор жил в подвале большого разрушенного дома, в полупустой комнате, и единственным богатством, которым он владел, был кларнет. Какие дивные мелодии извлекал из него старик.

Молодой солдат был поражен возможностями этого инструмента, богатством его звучания. Он стал частым гостем в доме профессора. И, поступив через несколько лет в консерваторию по классу кларнета, не раз с благодарностью вспоминал первые уроки своего немецкого друга.

Одновременно с учебой Бабаев играл в армейских оркестрах, был капельмейстером, сочинял музыку, а получив консерваторский диплом и уйдя из армии в запас, связал сою судьбу с цирком, в котором работает вот уже без малого тридцать лет.

С большой похвалой о мастерстве бакинского дирижера и руководимого им оркестра в разное время отзывались народные артисты СССР Михаил Румянцев (Карандаш), Владимир Волжанский, Евгений Милеев, Владимир Оскал-Оол, Олег Попов. С ними Бабаеву довелось вместе работать не только в Баку, но и во многих цирках страны. Гастролировал он и за рубежом — в Бельгии, Голландии, — а за помощь в создании первого национального циркового оркестра в Монголии удостоен специальной памятной медали.

Как и все цирки страны, Бакинский цирк готовит программу, посвященную сорокалетию великой Победы над фашизмом. В нее Азиз Бабаев хочет включить сочиненный им марш, который он назвал «Бранденбургские ворота».

 

РАФАЭЛЬ ШИК

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования