Братья Мирославкие
На страницах книги «Судьба акробата» английский артист Джим Брент, гастролировавший в двадцатых годах по циркам нашей страны, в самых восторженных тонах отозвался о русских мастерах арены. И первыми среди них Брент назвал братьев Мирославских, «отвагу и высокое мастерство которых, — пишет он, — я и по сей день нахожу первоклассными».
Братья Мирославские. Стальные капитаны. Фото из коллекции Р. СЛАВСКОГО
Такая лестная оценка ни в коей мере не преувеличение, она вполне заслужена. Мирославские имели громкое артистическое имя, их выдающийся номер «Стальные капитаны» был гордостью молодого советского цирка. Из-за форганга появлялись под звуки торжественного марша два моряка — капитан и его молодой помощник, ладные, подтянутые, красивые; на обоих хорошо подогнанные кители и фуражки, белые брюки и белые туфли, на поясах — кортики. Они выходили, как на парад: лица мужественные, в каждом жесте артистов чувствовалась внутренняя сила, твердость, жизненный опыт. Им верили. Публика воспринимала их именно моряками, не театральными, а подлинными, избороздившими все моря и океаны... Это было редкостное умение создать образ, да еще такой впечатляющей силы! Их номер — классический пример гармоничного слияния формы и содержания.
Живыми героями книг Станюковича или Стивенсона казались Мирославские и мне; до мелочей помню свое первое впечатление: выйдя на манеж и приветственно откозырнув зрителям, капитаны деловито сняли кители, фуражки, кортики — сквозь белоснежные рубашки ясно читалась их литая мускулатура. После акробатической прелюдии старший из моряков поставил себе на лоб длинную белую мачту с велосипедным рулем на вершине, а младший, оплетя перш ногами, ловко взобрался наверх и отжал стойку. Никакого страховочного тросика при этом он не надел — лонжи в ту пору, кроме как на репетициях, не применялись.
Марш прекратился. Теперь в оркестре звучала негромкая печальная мелодия. Балансируя мачту и напряженно глядя на высшую точку перша — на вытянутые носки брата, — Мирославский подошел к совсем морского вида лестнице, растянутой тросами в центре манежа, и осторожно нащупал ногой ступеньку. Он стал подниматься, чутко удерживая мачту с партнером, то немного отклоняясь назад, то вбок; сквозь тихую мелодию было отчетливо слышно, как поскрипывали, словно оснастка старого судна, наканифоленные подошвы капитанских туфель...
Мирославский изготовился уже перенести ногу через верхнюю перекладину, как вдруг потерял баланс: мачта с человеком на вершине стала заметно отклоняться от вертикали. «Падает!» — пронеслось в голове. Женщины вскрикнули. Сделалось так страшно, что остановилось дыхание. И тут капитан резко отвел корпус назад, сколько позволили руки, судорожно вцепившиеся в поручни, — и удержал баланс. А затем с напряжением подтянулся и вывел перш в нормальное положение. Цирк ответил счастливым вздохом облегчения.
Мог ли я подумать тогда, что столь разволновавшая нас всех потеря баланса — всего-навсего мастерская игра, повторяемая из вечера в вечер. Лишь позднее, когда совместная работа сдружила нас с Феликсом Мирославским, я узнал, что этот рискованный трюк, требующий филигранной техники эквилибра, трюк, в котором какие-нибудь миллиметры могли оказаться роковыми, родился случайно во время одного представления, а потом был тщательно отрепетирован и закреплен. И сколько мне известно, он ни разу не подвел артистов.
Номер Мирославских был подлинно новаторским: образы, овеянные морской романтикой, тонко продуманная композиция трюков, а главное,—впервые осуществленный на манеже дерзкий замысел — переносить лобовой перш через лестницу, да еще с таким остро впечатляющим эпизодом, как «потеря» баланса, — все это принесло стальным капитанам огромный успех.
Когда Джим Брент увидел «Стальных капитанов», Владимир Петрович Мирославский был в самом расцвете сил: ему едва минуло сорок. Он родился 29 июля 1884 года в Лодзи в семье бродячих артистов. Мать выступала с куклами, отчим был акробатом-першевиком, У него мальчик и получил первые уроки циркового ремесла. Девяти лет Владимир выступал уже в трех номерах. После смерти матери отчим с горя залил мертвую, и мальчишка, спасаясь от побоев, сбежал из дому. Перебираясь из балагана в балаган, маленький артист докочевал до самой Маньчжурии, где способного паренька приметил оборотистый владелец Большого Сибирского цирка Эразм Андреевич Стрепетов и взял под свое покровительство. Здесь, присматриваясь к работе крупных мастеров арены, Владимир пробовал свои силы во многих жанрах, участвовал во многих номерах. Но, пожалуй, самой большой его удачей был аттракцион «Эйфелева башня», история которого представляется поучительной, особенно для сегодняшних молодых артистов. Денег для изготовления металлической башни у Владимира не было. Стрепетов, сославшись на материальные затруднения, отказался ссудить его нужной суммой, и тогда Мирославский надумал сплести башню из ивовых прутьев, подобно тому, как в те времена делались корзины для велофигуристов. Три месяца кряду ходил он в окрестный лес за семь километров и рубил лозу, поутру сваливая очередную связку у дверей китайца-корзинщика, который искусно плел по рисунку заказчика три секции девятиметрового «Эйфеля».
На рекламу Стрепетов не поскупился — «Башня смерти» делала сборы. Провинциальные барышни взвизгивали и замирали от страха, когда на вершине неустойчивого сооружения, раскачивавшегося из стороны в сторону, молоденький красавец-эквилибрист проделывал опасные трюки.
Каково же было отчаяние демобилизованного солдата В. П. Мирославского, когда, вернувшись в Оренбург к невесте, он узнал, что та, постоянно испытывая страх за жизнь любимого, сожгла башню, как Иванушка сжег лягушачью кожу Василисы Премудрой. В то время Феликсу было всего шесть лет. Его мать, гонимая нуждой, оставила ребенка на воспитание невесте Владимира Петровиче, который и начал учить приемыша акробатике, а позднее вписал в свои документы как брата. Так и стал Феликс Федорович Гаршин на всю жизнь Феликсом Петровичем Миро-славским. В восемнадцатом году состоялся дебют братьев, они выступали с номером «Лестница на плечах». А дальше: «Китайский стол» — темповая акробатика на скользкой поверхности, «Парижские фонарщики» — заразительно веселая эксцентриада, «Римские гладиаторы» — силовой акт, «Тингль-Тангль» — комические акробаты: непрерывная серия каскадов, перекатов, вертушек — и все в вихревом ритме.
Как же сложилась дальнейшая судьба талантливых артистов? Феликс в конце тридцатых годов работал на эстраде, в войну был зенитчиком, охранял «Дорогу жизни» на Ладоге. Мог бы выйти на пенсию, но жизни вне искусства не мыслил и потому снова вернулся на манеж, взяв дело по возрасту и силам. Вряд ли кто из зрителей ленинградского цирка, глядя на слаженную работу униформистов, догадывается, что один из них в недалеко В прошлом прославленный акробат. Владимир же Петрович, давно питавший склонность к цирковой режиссуре, все свои силы отдал этой работе. Немало самых различных номеров создал он для молодых артистов, в том числе и для сыновей — Владимира и Виктора. В начале февраля этого года Владимира Петровича не стало. Ушел талантливый артист, выдающийся мастер советского цирка, в мировую славу которого и он внес свою щедрую лепту.
Творческий взлет Мирославских пришелся на тот переломный период в истории нашего цирка, когда от людей арены потребовалась решительная победа в конкурентной борьбе с зарубежными гастролерами. И в том, что эта победа была одержана, безусловно есть доля и Стальных капитанов.
Р. СЛАВСКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий