В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Быть артистом

Ежедневно читаем мы в газетах, в журналах о том, что профессию человека должна определять его склонность, что учителем, сталеваром, инженером, агрономом молодой человек должен становиться по признанию, только тогда он будет полноценным работником.

Так ведь на эстраде в сто раз больше должна решать тяга человека к профессии, влюбленность в дело и, конечно, способности, а не принцип покрытия нехватки!

По всему этому я завидую нашему цирку: за пятьдесят советских лет он из почти неуважаемого стал орденоносцем. А почему? Потому что в цирке нет случайных людей, там сверху донизу работают артисты и педагоги, влюбленные в свое искусство, понимающие его, умеющие работать и заставлять других работать до седьмого и четырнадцатого пота. Никакого дилетантства. Высокий профессионализм. Там не предложат талантливому фокуснику выступать в качестве укротителя львов только потому, что фокусников много, а укротителей не хватает!

А вот жанр конферансье на эстраде. мне кажется, постепенно вырождается. Года три назад Ан. Макаров в "Комсомольской правде" в большой, правильной, может быть, чрезмерно резкой статье об эстраде писал: «Как конферансье в истинном понимании они больше не существуют. Некоторые считают это (то есть сценки, интермедии, фокусы — А. А.) развитием жанра. Нам это кажется его концом.

Правильно, но слишком, мне думается. строго и без указания выхода из этого трагического положения. А выход есть. Позвольте привести конкретный пример. Есть на московской эстраде конферансье Владимир Долгин. Он фокусник и конферансье. Он обладает всеми качествами, необходимыми для этого амплуа. У него на сцене мягкий приятный тон, располагающая улыбка, он весело, без нажима шутит и, что главное для конферансье, сразу, с первых слов, становится своим человеком. Вот он показывает свой первый, очень занимательный фокус, вовлекает зрителей а разговор, поддразнивает их, делает соучастниками театрального действа, то есть во время своего номера он и фокусник и конферансье. Но вот номер веселого Долгина-фокусника закончился, и Долгин меняется. Он становится немногословен и не так ярок. А Владимир Долгин может быть первоклассным конферансье, оставаясь фокусником! Что бы ему, поговорив в его шутливой манере о фокусах, в такой же манере представить артиста, потом опять фокусы и опять несколько интересных слов о предстоящем номере.

Но не думайте, что я приглашаю конферансье к развернутым характеристикам артистов. расхваливаниям, нет, — реплика, броская шутка, и чем короче, тем лучше: ведь на эстраде количество редко переходит в качество. меж тем многие, даже хорошие конферансье, исполняют, исполняют и исполняют... Все. что умеют... Не боясь осточертеть публике, коллегам и себе. Перефразируя Пушкина, я бы сказал: «Чем меньше публику мы мучим, тем легче нравимся мы ей». Ни меня, ни зрителей не огорчает конферансье-умелец, если он... умелец! Первоклассный! Показывает много и хорошо! Но, если он таков, тогда он... Райкин, и тогда я иду на Райкина! А если я иду на концерт "вообще", тогда дело меняется, тут уж нереконферировать вредно.

В самом деле, певцу в концерте полагается спеть две-три песни и уйти. Игорь Ильинский уходит, прочитав две басни, и возвращается только после настойчивых требований. Замечательная балерина Екатерина Васильевна Гельцер, с которой я много раз встречался в концертах, как-то сказала мне:

— Знаете, когда танцуешь в балете в Большом театре, сколько бы я ни находилась на сцене, всегда чувствую заинтересованность зрителей. Но когда я выступаю в концерте, — пока дойду до середины сцены, чтобы только начать танцевать, мне кажется. что я уже надоела публике!
— Ну и что же, возможно, — скажет мне мой оппонент, — то балерина, а то конферансье. Пускай говорит, сколько ему нужно, лишь бы интересно!
— Нет, уважаемый товарищ, тогда у нас получится «концерт наоборот», то есть не конферансье между артистами, а артисты между конферансье.
— Ну и что? — снова возразит оппонент, — концерт идет, артистов принимают, конферансье смешит, чего ж вам еще: «свет решил, что он умен и очень мил»!

А я опять:

— Нет-с. Сказано, простите, не помню только где, — в Евангелии, в Талмуде или в Коране: «В много-глаголеньи несть спасенья»! Видали вы конферансье у мима Марселя Марсо? Он вообще молчит в течение всего вечера, а уже с половины концерта его появления с плакатиками в руке вызывают аплодисменты...

Жанр экспромта или полуэкспромта, то есть приспособления готового материала к данному вечеру, актеру, зрителю, казалось, исчез, вымер. Но кет! Есть, оказывается, энтузиаст этого дела, верящий в конферанс как таковой. Он мечтает о конферансье, который ведет, трактует концерт, вместо того чтобы читать монологи и показывать фокусы. Я говорю об Олеге Милявском — бесспорно лучшем, на мой взгляд, конферансье на нашей сегодняшней эстраде. 

Недавно меня попросили прийти на «разговор конферансье между собой», и если бы все то, о чем они говорили, действительно, стало если не обязательным, то хотя бы рекомендуемым нашим конферансье трафаретчикам, жанр "ведения концерта" возродился бы. Умный, находчивый и, самое главное, ищущий и находящий, Олег Милявский сделал не доклад, не сообщение, а просто показал нам, чем, по его мнению, должен быть сегодняшний конферансье, как он должен вести концерт.

Мне очень трудно, сказал он, продемонстрировать это, не имея за спиной участников концерта. И тогда экспромтом вышла на эстрадку этой комнаты Елизавета Ауэрбах, хорошо знакомый нам автор и исполнитель «устных рассказов». Она предложила себя в качестве нескольких участников концерта, изнывающих за кулисами. погибающих под ливнем многословия конферансье. И вот они вдвоем сымпровизировали целый концерт — она несколько раз выступала, а он конферировал.

Выпуская ее, он говорил, может быть (не знаю), заранее написанные шутки и серьезные вещи, но все они оказались так «повернуты», так приспособлены, что не были "исполнением реприз", ко всему подходящих, а казались навеянными тем. что рассказала Ауэрбах, или введением в то. что она сейчас расскажет. И что же? Не только я. но и все. сидевшие в этой комнате, почувствовали себя а атмосфере общей дружеской беседы. И когда Елизавета Борисовна выходила на очередной рассказ и когда уходила после него, у нее был какой-то удивительно радостный вид: конферансье вовлек в ее творчество зрительный зал! И, хотя это были ее товарищи, для которых ни Ауэрбах. ни ее рассказы не были новинкой, но тут. при новой подаче, под новым "соусом" конферансье, все как-то преобразилось, стало ироничней. Казалось, все участвуют в импровизированном концерте, хотя "работали" на сцене только Ауэрбах и Милявский!

Сейчас много говорят о способах конферировать, а значит, и о пресловутых экспромтах, этом жупеле для начинающих. А никакого жупела не существует: вовсе нет необходимости говорить и отвечать экспромтом. Можно и должно подготовиться не только к разговору на большую, серьезную тему, но и к «обыгрышу» тех положений, которые часто встречаются в концертах, то есть иметь по две-три шутки о фокусниках, о певцах, о жонглерах и т. д. Иметь их нужно для того, чтобы создавать программу, эстрадный спектакль, а не сборище номеров.

Бояться, мне кажется, надо самого страшного зрага актера, в драме ли. на эстраде ли — штампа. Штампа в теме и в подаче. Например, сказал кто-то, выйдя на эстраду: «Добрый вечер, здрасте» — к пошли это повторять все, как униформу присвоили. А одному молодому артисту кто-то посоветовал: выйди и чуть-чуть покивай в разные стороны. Не успели оглянуться — все конферансье так же кивают.

Нынче в Москве (кто бы подумал!) восемьдесят семь конферансье! А по всей стране? А в самодеятельности? Могут ли все они быть "выдающимися"? И разве есть такое количество выдающихся среди артистов других эстрадных жанров? Нет! Так и не надо сегодня потрясать перед молодыми пятью-шестью именами давно ушедших "выдающихся"и требовать, чтобы все молодые были такими же.

Когда-то один из действительно выдающихся артистов драмы. Далматов, сказал, что если в театре есть пять-шесть очень хороших актеров, а остальные просто хорошие — это прекрасная труппа. Так вот и давайте принимать меры к тому, чтобы, отдавая дань "выдающимся", сделать так, чтобы все остальные наши конферансье были просто хорошими!

Но это, конечно, при том условии, что все они будут исполнять не только хорошо, но и хорошее! Речь идет не о монологах, куплетах, рассказах (хотя они отнюдь не исключаются) — речь идет опять-таки о том. как помочь конферансье вести концерт, помочь всем восьмидесяти семи (кроме "выдающихся"—они, надо полагать, в помощи не нуждаются!) создавать из разрозненных выступлений отдельных артистов нечто цельное — концерт-спектакль... А это очень важно не только зрителям, это, может быть, еще важнее артистам!

Вот он стоит за кулисами, этот артист, и нервничает, беспокоится, прислушивается — что там, на просцениуме, говорит про него конферансье? А вдруг не про него? Ибо страшно, товарищи, выходить на сцену "на чужие аплодисменты", то есть ка зрителей, еще переживающих. обсуждающих успех только что ушедшего артиста! А еще страшнее выйти после конферансье, насмешившего и. уходя, буркнувшего: «А теперь послушайте такого-то»... Хорошо еще. что он не говорит с милой улыбкой: "Не скучайте, потом опять буду я".

И как хорошо выходить на эстраду, когда публика улыбается тебе, и ты, по выражению Сент-Экзюпери, «входишь в ее улыбку»! Вот эта улыбка и есть основная задача конферансье. Ее должен приготовить он, конферансье.

Впрочем, обобщать не следует. Если за кулисами «стоит и нервничает», скажем, оперная пезиаа и она сказала вам, что будет петь арию Далилы из оперы Сен-Санса, то ей нужно подготовить не улыбку, а серьезную может быть, даже чуть торжественную встречу. Помню, в консерватории перед выходом чудеснейшей певицы Обуховой я только сказал публике очень и очень серьезным тоном:

— Внимание! Самый торжественный момент концерта! Забудьте все будничное, домашнее... К вам идет самое большое, самое высокое искусство: Надежда Андреевна Обухова!

И грянул гром!

Я посмотрел в зал — на лицах заинтересованность, серьезность, предвкушение волнующей встречи, никаких улыбок... Посмотрел на сцену — улыбка! Улыбаются Надежда Андреезна и ее аккомпаниатор пианист Семен Стучевский. Потом и их улыбки исчезли и началось торжество. священнодействие. "Раскрылася душа..." — пела Обухова — Далила на сцене, и раскрылись души сидевших в зале.

Рецепты эти я позволяю себе предложить вниманию «просто хороших», а к «выдающимся» остаются те же похвалы и те. же упреки, которые уж много лет не сходят с уст зрителей и с газетных страниц и которые рассыпаны в этой статье: раз ты "выдающийся", так и выдавай на-гора свое остроумие, свой талант, свое лицо!

Как же все-таки помочь «восьмидесяти семи» не только выступать, но и зссти концерт или, как часто говорят, "подавать номера", а не только называть фамилии артистов?

Мне кажется, нельзя надеяться на то, что просто хорошие сами себе придумают хорошие репризы, сценки, подачи — нет, все это км надо дать! Ведь куплеты, монологи, вступительные слова заказывают писателям, значит, и здесь надо заказывать писателям-юмористам и шутки о танцах, и сценки о певцах, и юморески о фокусниках. Заказывать нужно побольше и щедро раздавать все это конферансье. Не велика беда, если одна и та же шутка окажется у двух или трех артистов, ведь куплеты, монологи они друг у друга и так нору... заимствуют. А если заготовить очень много, так и вороимствовать не будут! И, конечно же, каждый способный конферансье сумеет, чуть-чуть изменив заготовленную шутку, приспособить ее именно к данному артисту, к его выступлению.

Итак, в чем же секрет успеха конферансье? Отбросим навязнувшие в зубах разговоры о разных экспромтах, находчивости, сногсшибательных ответах, и тогда станет очевидным, что конферансье, как и всякий другой артист, говорящий что-либо со сцены, должен уметь это «что-либо» говорить, читать, петь, исполнять хорошо, то есть обладать актерской техникой. Вот, мне кажется, и весь секрет сегодняшнего хорошего конферансье — быть актером!

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100