В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Центральная студия циркового искусства

Исполнилось двадцать пять лет со дня основания Центральной студии циркового искусства. За этот сравнительно короткий срок студия немало сделала для развития советского циркового искусства, оправдала возлагавшиеся на нее надежды, зарекомендовала себя активным творческим учреждением.

В успехах и достижениях нашего цирка есть доля труда и коллектива ЦСЦИ — сотни номеров получили в ее стенах путевку в жизнь. Многие и многие артисты, известные мастера и только еще начинающие свой путь молодые исполнители, признательны работникам ЦСЦИ за творческую помощь в создании новых и усовершенствовании действующих номеров.

Особенно плодотворно работала студия последние десять-пятнадцать лет. Подготовленные в этот период такие крупные коллективы, как «Балет на льду», явившийся родоначальником аналогичных ансамблей в нашей стране, «Цирк на воде», «Цирк на льду» (первый и второй) — наглядное и очень убедительное свидетельство новаторства студии, ее творческой смелости в разведке новых путей развития циркового искусства. Создание этих коллективов положило начало новым жанрам, сделало представления на манеже разнообразнее, интереснее, раздвинуло их традиционные рамки. В этой связи нельзя не отметить огромную роль, которую сыграл в создании названных коллективов и вообще в жизни студии известный режиссер советского цирка, ныне покойный А. Г. Арнольд.

Сегодняшний юбилей студии совпадает с большим и важным для нее событием — завершением строительства новой репетиционной базы. Впервые у нас будет благоустроенное помещение с добротным манежем и куполом, обеспечивающим возможность подготовки любых воздушных номеров, с репетиционным залом, комнатами для занятий и экспериментальными производственными мастерскими. Другими словами, отныне у нас будут все условия для продуктивного творчества артистов и успешной работы обслуживающего персонала.

Мы, работники студии, отчетливо сознаем, что переход в новое помещение — не просто переезд в другое, более благоустроенное здание. Отныне более совершенными и значительно более ускоренными должны стать у нас все этапы творческого и производственного процесса, начиная с планирования постановочных работ и кончая доводкой, совершенствованием подготовленных произведений.

Существенной необходимостью стало изменение порядке планирования, переход к планированию на пять лет. При составлении столь долгосрочного плана необходим точный научный подход, то есть тщательный анализ творческого состояния конвейера, перспективы экономических возможностей Союзгосцирка, материальной базы как студии, так и наших постановочных стационаров.

Видимо, сложность учета всех этих факторов, а может быть, и недооценка самого перспективного планирования — причина крайне долгого рассмотрения и утверждения плана студии на 1971—1975 годы. В нем предусматриваются наиболее крупные и сложные работы, среди которых — второй коллектив "Цирк на льду» (уже выпущенный и успешно работающий), Молдавский и Башкирский национальные коллективы, новые программы иллюзионных аттракционов под руководством О. Сокола и И. Кио, новые коллективы под условными названиями «Спорт глазами цирка», «Цирк-ревю» и «Цирк зверей». Уже одно только перечисление новых работ говорит о большом объеме деятельности студии, намечаемом на пятилетку. При этом необходимо иметь в виду, что кроме названных произведений у нас будет выпущено более ста новых номеров и, как всегда, будет проводиться совершенствование номеров, действующих на конвейере.

Такой объем постановочной работы потребует коренного изменения внутристудийного планирования, большей согласованности в деятельности отделов и участков и, что особенно важно, потребует тщательного, строгого контроля за выполнением намеченной программы, точным соблюдением графиков.

Самое серьезное внимание должно быть обращено на развитие и укрепление нашей инженерно-технической части, которая пока что очень отстает. Известно, что техническая оснащенность цирковых номеров и аттракционов растет с каждым годом. Фантастикой кажутся в наши дни рассказы поседевших ветеранов об артистах стародавнего прошлого, которые гастролировали с багажом, состоящим из чемодана и тросточки. Ныне сложная современная техника властно вторгается в творческий процесс, становится его органической частью, и нередко, благодаря ее умелому применению, номера и аттракционы воспринимаются эмоциональнее, становятся эстетически более совершенными. Это вторжение техники не затормозить никакими административными ограничениями. Его надо понять и научиться им управлять.

В этой связи особые требования должны быть предъявлены к инженерно-техническим кадрам, которых у нас, к сожалению, пока еще недостаточно. Печально, но факт, что цирковая аппаратура, неоценимое значение которой всем понятно, подчас проектируется и изготавливается самым примитивным, кустарным способом. Мы намереваемся создать (и, надеемся, что нас в этом поддержат) квалифицированное, дееспособное конструкторское бюро, которое позволит полностью обеспечить первоначальную стадию создания аппаратуры — от проектирования до изготовления рабочих чертежей.

Не менее важным делом представляется изготовление оборудования и реквизита. Художественно-производственный комбинат Союзгосцирка, выступающий основным подрядчиком-ислолнителем наших заказов, нуждается в помощи. Его нынешние производственные помещения и оборудование, особенно механического цеха, не выдержиоают никакой критики— это, в сущности, слабенькая кустарная мастерская.

Экспериментальные производственные мастерские, запроектированные в новом здании студии, в том числе швейное и обувное производства, бутафорский и пастижерский цеха, в какой-то степени помогут удовлетворить наши нужды. Предполагается и создание своей механической мастерской, способной выполнять заказы на небольшие по габаритам и технически не слишком сложные изделия. Однако все это — полумеры. Выходом из нынешнего затруднительного положения может быть лишь привлечение к этому делу сторонних предприятий на договорных началах. Первые наши попытки в этом направлении обнадеживают. Правда, предприятия-подрядчики ставят непременным условием получение от нас квалифицированной технической документации, что опять-таки возвращает нас к проблеме проектирования и изготовления рабочих чертежей, то есть к созданию конструкторского бюро. От этого никуда не уйти.

Ждут своего решения и проблемы методологии творческого процесса в цирковом искусстве. Надо признать, что задача эта, имеющая большое теоретическое и особенно практическое значение, до последнего времени не вызывала сколь-ко-нибудь серьезного интереса у работников цирка. Наоборот, робкие попытки хоть как-то приблизиться к этим проблемам встречал^ подчас иронические замечания — дескать, жили без методики до сих пор, проживем и дальше. И поныне некоторые товарищи главным образом из числа «обремененных» солидным опытом довольно скептически относятся к любым попыткам привнести что-либо новое в старое искусство цирка. А жаль! Кому же не ясно, что метод, как способ скорейшего достижения конкретной цели, как совокупность приемов трудовой деятельности, имеет огромное значение.

Было бы, однако, неверным утверждать, что методов профессионального воспитания артистов цирка, подготовки номеров и отдельных трюковых элементов, организации репетиционного процесса в целом не существует вовсе. Они, эти методы, есть, их столько, сколько у нас режиссеров и артистов — руководителей номеров. Каждый такой метод разрабатывался постепенно, на основе субъективного, личного опыта. Долгим, извилистым был его путь. Но совокупность этих сугубо индивидуальных методов представляет собой бесценное сокровище, ибо они проверены самым строгим экзаменатором — практикой, жизнью. Задача состоит в том, чтобы достояние это, хранящееся в памяти умудренных опытом специалистов, мастеров своего дела, было тщательно изучено, чтобы из него было выбрано самое ценное, самое полезное и затем обобщено для широкого внедрения.

Пока не существует и вряд ли будет когда-либо создана в области искусства методика отбора талантов с помощью инструментов и механизмов. Наличие у человека тех или иных художнических данных не установишь никакими, самыми чувствительными приборами. Но даже сегодня уже имеющиеся объективные критерии оценки физических и психологических возможностей человека чрезвычайно важны в таком искусстве, как наше.

Применение современных достижений науки и техники — один из нерешенных вопросов методологии цирка. И тут техника— незаменимый, объективный помощник артиста, режиссера и педагога. Вот почему в учебно-репетиционном процессе студии на помощь режиссеру придут фотокиноаппаратура, видеомагнитофон.

Современные технические методы и средства необходимо применить и для решения таких проблем, как интенсивность и периодичность репетиций, оптимальные нагрузки, снятие усталости и прочие факторы, имеющие существенное значение для творчества. Оперативное решение всех этих вопросов позволит значительно лучше, быстрее, с наименьшей затратой сил и средств готовить новые произведения циркового искусства.

Настало время подумать о реорганизации и совершенствовании всей системы подготовки номеров, аттракционов и коллективов. Сейчас эта работа ведется репертуарно-художествеииым отделом Союзгосцирка, Центральной студией циркового искусства и несколькими постановочными цирками. Подобная организация наиболее важного и сложного дело, каким является подготовка новых произведений, на наш взгляд, имеет ряд недостатков: распыляются денежные и материальные средства, усложняется контроль за их расходованием; недостаточно продуктивно используются режиссерские силы; затрудняется маневрирование постановочными силами; отдел подготовки репертуара и новых цирковых произведений, загруженный несвойственными ему функциями, отвлекается от выполнения своих основных задач.

Для улучшения художественно-постановочной работы, на мой взгляд, есть смысл ликвидировать существующую раздробленность и в полном объеме сосредоточить всю эту важную работу в студии. А за отделом подготовки репертуара и новых цирковых произведений Союзгосцирка должны быть оставлены такие функции, как определение линии развития советского цирка, анализ состояния творческой жизни конвейера, текущее и перспективное планирование художественно-творческой деятельности, разработка конкретных задач подготовки новых номеров, аттракционов и коллективов, обобщение творческого опыта, оказание помощи артистам и режиссерам на местах, прием новых работ и т. п.

Что же касается подготовки новых произведений на местах, то ее по планам и за счет ЦСЦИ следует осуществлять в постановочных цирках, где есть необходимые для этого условия. Опыт совместной работы студии и цирков уже имеется, он вполне себя оправдал при выпуске новых произведений в Московских, Тульском, Саратовском, Горьковском, Киевском и некоторых других стационарах. Предлагаемая реорганизация позволит с наибольшим эффектом использовать творческие кадры, материальные и финансовые ресурсы.

Сейчас коллектив Центральной студии циркового искусства настойчиво трудится над выполнением заданий второго года пятилетки, стремясь достойно встретить знаменательную дату в истории советского народа — 50-летие образования Союза ССР. Социалистические обязательства, принятые нами в честь полувекового юбилея советского государства, — в центре внимания партийной и профсоюзной организаций. Ход выполнения обязательств систематически контролируется и об их выполнении информируется весь коллектив.

Совотский цирк, как и любое другое наше искусство,— многонационален. Зо годы Советской власти десятки номеров и аттракционов, подготовленные артистами братских народов, по праву заняли почетное место на всесоюзной арене. И сегодня вряд ли найдется человек, который бы не сознавал, что развитие цирка в союзных и автономных республиках сделало наше искусство в целом значительно ярче и богаче, подняло его идейно-художественный уровень на значительно более высокую ступень.

Студия принимала и принимает самое активное участие в развитии нашего многонационального цирка. В 1970 году нами были выпущены Таджикский и Татарский коллективы, сейчас идет подготовка новых двух — Молдавского и Башкирского, продолжается совершенствование Таджикского коллектива. Для него в 1971 и 1972 годах подготовлены два новых номера, теперь создаются еще три. Разрабатываются меры дальнейшего повышения художественного уровня коллектива в связи с предстоящим через два года 50-летием Таджикской республики.

Во всей работе с национальными коллективами основное внимание мы уделяем подбору исполнителей. В течение полутора-двух лет артисты-стажеры под руководством опытных педагогов-режиссеров получают первоначальные знания и навыки работы в цирке, а затем приступают к подготовке конкретных номеров и в целом представления. Определяя характер и содержание будущего номера или аттракциона, мы учитываем его национальные особенности. И в этом неоценимую помощь оказывают нам местные авторы, художники, композиторы, работающие в тесном содружестве с творческими работниками студии.

Создание национальных коллективов — почетная и ответственная задача. Каждый новый коллектив, возникающий в союзных и автономных республиках, должен быть не просто новым, а более высоким по идейно-художественному уровню, чем ранее созданные. В этом — главная цель большой, имеющей огромное политическое значение работы по дальнейшему развитию многонационального советского цирка.

Коллектив Центральной студии циркового искусства приложит все силы к тому, чтобы достойно встретить всенародный праздник — 50-летие образования СССР, делом ответить на тот щедрый подарок Советского государства, каким является только что построенное здание нашей студии. Все мы не пожалеем усилий, чтобы с честью оправдать свое назначение разведчиков новых путей советского цирка.

Б. МЕЛЬНИКОВ, директор Центральной студии циркового искусства

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100