Четвероногие герои рассказов А. И. Куприна
Любовь к животным у меня наследственная. С самого раннего детства собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери были равноправными членами нашей семьи.
С ласковым и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами. Он говорил, что если прислушаться к интонациям мяуканья или лая, явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль. Среди животных есть добрые и злые, капризные и признательные, есть воры и убийцы. У них разные характеры, большей частью выработанные самими хозяевами, как следствие обращения и воспитания.
Е. И. Куприна и Д. И. Куприн с кошкой Ю-ю (Москва, 1937 г.)
В своей записной книжке Куприн однажды записал в 1933 году в Париже: «Собаки на наших глазах все больше очеловечиваются. Но мы видим примеры особачившихся и освинячившихся людей.
Р. S. Говорю это в подлинном смысле».
Многих четвероногих героев купринских рассказов я лично хорошо помню. Про обезьянку Марью Ивановну отец написал маленький рассказ, мало известный. Могу добавить, что назвал он ее так, чтобы досадить неприятной ему даме, которая, рассердившись, перестала посещать наш дом, и таким образом цель была достигнута. Привезла в Гатчину обезьянку Лидия, дочь Александра Ивановича от первого брака, старше меня на шесть лет, которая жила у своей матери в Петрограде. У нее тоже была наследственная страстная любовь к животным. Кажется, ей велели избавиться от натворившей бед обезьяны, и она сейчас же подумала об отце. Об одной специальности Марьи Ивановны Лида осторожно умолчала. У нее была страсть к легкому, свистящему шуму разрывающегося шелка, усугубленная ненавистью ко всем носящим юбки. Я вспоминаю Марью Ивановну, баюкающей щенка. Она держала его головой вниз и прижимала торчащий вверх хвостик к своей мордочке. Щенок отчаянно визжал, но подойти к ней в эти минуты материнской нежности было невозможно. Это поведение навело отца на мысль, что у нее какая-то женщина, наверное, отняла детеныша. Чтобы отвлечь ее от щенка, я ей отдавала свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора,
О дальнейшей судьбе Марьи Ивановны после ее неудавшегося дебюта в цирке мне рассказал журналист Борис Михайлович Киселев, с отцом которого дружил Куприн а Киеве. Клоуну Жакомино пришлось продать обезьяну в зоологический .сад. Там перед глазевшими на нее зрителями она однажды вспомнила уроки Жакомино и стала проделывать курбеты и сальто. В клетку посыпались конфеты, бананы и булки. Сообразив, что выступать выгодно, Марья Ивановна каждый раз, когда собиралось возле нее достаточно народа, начинала показывать свое искусство. Обезьяна стала любимицей детворы. А вот что я помню о Сапсане, самой любимой собаке отца. В гатчинской псарне великого князя Михаила родились щенки редкой породы медилян. Заведующий псарней, хороший знакомый А. И. Куприна, дал ему знать об этом. Один из новорожденных был совсем хилым и слабеньким. Его хотели утопить, так как считали недостойным быть в великокняжеской своре, которую тренировали для охоты на медведей. Отец упросил отдать ему щеночка. Крохотное существо выкармливали из соски, давали ему толченые кости и рыбий жир. Назвали его Сапсаном. Потом он стал «щенок о пяти ног», так называл папа всех неуклюжих подростков в переходном возрасте.
Но характер у Сапсана уже тогда был независимый и гордый. Кроме отца, он никого не признавал, был серьезным и не позволял с собой никакой фамильярности не только со стороны чужих, но и со стороны членов семьи. Сапсан никогда не удостаивался играть со мной. А я бы и не решилась посягнуть на его достоинство, таскать его за хвост или впрягать в санки: эти шалости мне позволяли добродушные сенбернары. У отца с Сапсаном были свои взаимоотношения, свои разговоры, секреты, ссоры, примирения. Несколько пет спустя, я помню, однажды Сапсан, гуляя с отцом на базаре, увидел козленка и, не слушая окриков, кинулся на бедное животное. Год был голодный. Отцу пришлось заплатить за козленка, и в сердцах он сильно побил своего друга. Сапсан обиделся, залез в свою будку и долго дулся. Прошло два-три дня, на Сапсана наскочил грузовик и чуть не раздавил. Его принесли домой, бережно положили на тахту папиного кабинета и прикрыли чистой простыней. Отец потребовал, чтобы их оставили вдвоем.
Жакомино и А. И. Куприн с обезьянкой Марьей Ивановной
Сквозь замочную щель я увидела, как папа стоял на коленях у изголовья Сапсана и просил у него прощения. К счастью, могучий пес выздоровел. Я его боялась. Отлично помню, как шестилетней девочкой я спросила у занятого в огороде папы, на цепи ли Сапсан? И на его утвердительный ответ направилась и выходной калитке. Вдруг показался Сапсан в игривом настроении. Я совершила ошибку и побежала, он за мной. С диким криком я уткнулась в забор, а Сапсан лапами начал срывать с меня меховую шапочку. Какой-то прохожий повернул в мою сторону широкое, белое, как блин, лицо с дрожащими губами. Увидев громадного пса, готового загрызть ребенка, он воровато убежал. Поведение этого взрослого человека меня так удивило и возмутило, что я забыла о своем страхе. Стряхнув Сапсана со своей спины, я, как ни в чем не бывало, взяла его за ошейник, и мы мирно пошли с ним гулять.
Одно происшествие, связанное с этой собакой, даже описывалось в гатчинской газете. Ночью к нам забрался вор. Сапсан загнал его в сарай и там продержал прижатым в углу всю ночь. Потом оказалось, что у вора был в кармане нож, и если бы собака дала ему хотя бы малейшую возможность пошевельнуть рукой то, конечно, он бы воспользовался им. Редкий случай, когда вор был искренне рад полиции, которая избавила его от страшного чудовища. Кончилась жизнь Сапсана трагично. Однажды он пропал. Его долго искали, наконец нашли за городом. Сильное благородное тело собаки лежало в мусорной яме. Кто-то заменил его
пищей и застрелил в висок. Может быть, это отомстил ему тот самый вор. Иначе как объяснить такое жестокое, бессмысленное и преднамеренное убийство? Отец тяжело переживал смерть своего друга. Когда он сильно горевал, то сжимал зубы до скрежета и его татарские глаза смотрели куда-то вдаль, совсем суженные от непролитых слез.
Первым прототипом рассказа «Ю-ю» послужила кошка Катя, которая фигурирует также и в рассказе «Сапсан». В первоначально напечатан* ном варианте рассказа приводится достоверная история Кати: «Это было в восемнадцатом году. Приехал мешочник из Пскова, кум нашей бывшей стряпухи Катерины Михеевны, взял у нас за свиное сало заветную «штуку» кавказского зеленого крученого шелка и цейсовский бинокль в желтом кожаном футляре. Потом пошарил глазами по кухне и наткнулся на Ю-ю (Катю), которую знал уже четыре года. «Вот бы кошечку мне, товарищ барыня, продали или обменяли. Хороша кошечка! У вас она все одно с голоду подохнет, да и вы сами». — Как он не был глуп, но на этом скользком месте осекся и поправился: «Да и лишний рот у вас». Он был, прав в своей обмолвке, могло действительно так и случиться, что и она и мы... Но чем же кошка виновата? Продать ее мы не смогли. Выменять — тоже. Подарили. А через год от этого самого Ефима пришло письмо к Катерине, где после всяких «еще кланяюсь и кланяюсь...» было приписано: «А товарищу такой-то с низким поклоном передай, что кошка ихняя такой у нас красивой в деревне и не видели. Все бы хотели от нее котеночка, но она с нашими котами не знается, гордо себя против их держит». Вот и все о Ю-ю. В Париже у нас жил кот-воркот, бархатный живот.
А. И. Куприн с дочерью Ксенией и Сапсаном
Этот кот-воркот и был Ю-ю. Прожил он у нас десять лет и был известен всему кварталу за красоту и ум. Мы жили в первом этаже, с окнами, выходившими в крохотный палисадник. Ю-ю был настолько чистоплотен, что за своими маленькими надобностями переходил через дорогу в овраг. Свои мышиные и крысиные трофеи он приносил домой и с гордостью клал на подушку одного из членов семьи, уверенный, что этим он доставляет нам радость. Вечером Ю-ю никогда не входил в дом, пока все члены семьи не возвращались. Встречал у метро одного из нас, провожал до двери, а потом снова шел караулить, И только с последним возвращающимся входил в дом. Изредка к нам приходили знакомые. Отец непременно требовал, чтобы прежде всего они здоровались с Ю-ю за лапу, которую тот снисходительно протягивал.
Мне было пятнадцать лет, когда я серьезно заболела. В течение месяца я была при смерти, и Ю-ю пролежал на пороге до того времени, пока не миновала опасность. Потом меня послали в санаторий в Швейцарию. Для этого моим бедным родителям пришлось влезть в непосильные долги и продать все, что только можно было продать. Отец даже расстался с любимым рисунком Репина «Леший».
Из санатория однажды мне срочно понадобилось поговорить с мамой и я заказала телефонный разговор на три минуты, на больше не хватило бы денег. Ответил отец и потребовал, чтобы я поговорила с Ю-ю, ему хотелось проверить, узнает ли он мой голос. Я ответила, что не могу тратить драгоценные минуты на глупости, умоляла позвать маму, но отец упрямо повторял: «Сначала поговори с Ю-ю». Не помню, чем окончился этот разговор, но отец уверял, что с тех пор Ю-ю стал спать, свернувшись клубочком вокруг телефона. Однажды, когда Ю-ю дремал в палисаднике, чья-то злая рука совершила бессмысленное убийство, запустив в него камнем.
Несколько лет спустя у нас появи* лась трехцветная кошечка и была названа Ю-ю в честь знаменитого кота-воркота. С первого же дня ее любимым местом стали плечи отца. Этот теплый и живой груз стал в последний год жизни в эмиграции его единственной радостью. Заброшенный знакомыми, больной, он совсем ушел в себя и часами сидел в своем старом кресле, кожа которого была превращена когтями, многих кошачьих поколений в нечто похожее на мех. Наконец пришло неожиданное счастье: можно возвращаться на родину. Перед отъездом, разговаривая с советским послом Потемкиным, отец вдруг замялся. Потемкин спросил, в чем дело? Тогда Александр Иванович решился: «А кошку можно будет взять с собой?» Все присутствующие при этом разговоре рассмеялись, а Потемкин сказал: «Ну конечно».
Для Ю-ю приготовили корзинку, но мама мне писала потом из Москвы, что она не понадобилась. Сидя в вагоне, отец бережно держал ее на коленях, и Ю-ю прекрасно вела себя всю дорогу. До последних его дней она не расставалась с отцом. Эта французская барышня прекрасно прижилась на русской земле.
Ксения КУПРИНА
Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.
оставить комментарий