Что волнует директора цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что волнует директора цирка

Наш корреспондент обратился к директору Астраханского цирка БОРИСУ ИВАНОВИЧУ ГРИБКОВУ и попросил поделиться своими мыслями о работе летнего стационара, рассказать о проблемах, волнующих руководителя такого предприятия.

КОРР. Астраханский цирк, которым вы руководите, существенно отличается от тех, которые выстроены у нас в стране за последние годы. Хотелось бы знать, какие проблемы приходится вам решать, какие трудности возникают при его эксплуатации]

ГРИБКОВ. Прежде всего немного истории. В 30-х годах был построен стационар — деревянное здание, которое просуществовало почти четверть века, пока не сгорело. Новый цирк на 1600 мест проектировали не очень-то квалифицированные специалисты, в результате после сдачи его в эксплуатацию обнаружилось немало конструктивных недостатков. В частности, много хлопот доставлял брезентовый купол, который приходилось поднимать лебедками. В 1967 году во время штормового ветра он был сорван и вместо него сооружено металлическое покрытие. Однако в половодье цирк приходилось закрывать — он стоит возле канала, и талые воды заливали подсобные помещения, подступали к манежу... В общем в 1978 году специальная комиссия признала, что цирк в аварийном состоянии...

КОРР. А как обстоят дела сейчас!

ГРИБКОВ. За последние несколько лет положение изменилось. В зрительном зале и фойе подняты полы, повышен и уровень прилегающей территории. Это позволило бесперебойно эксплуатировать цирк даже во время сильнейшего наводнения 1980 года. Сейчас продолжается реконструкция здания — она предусматривает подъем пола в остальных помещениях, пристройку, которая даст возможность иметь вестибюль с двойным входом, оборудовать буфет и кассы внутри здания. Меняем также устаревшие сиденья в зрительном зале на мягкие полукресла. Хотелось бы отметить, что городские власти существенно поддерживают нас. Они не только выделили средства, но и помогли реконструировать водопровод, сделали дополнительный ввод для электроэнергии, благоустроили цирковой двор и прилегающую территорию. Я подчеркиваю это обстоятельство, так как по собственному многолетнему опыту знаю, как в некоторых городах трудно добиться помощи у местных властей.

КОРР. Можно понимать вас так, что теперь все больные вопросы решены и нет препятствий для нормальной работы цирка!

ГРИБКОВ. К сожалению, основную проблему, стоящую перед Астраханским цирком, нынешней реконструкцией никак не ликвидируешь. Дело в том, что Астрахань с пригородами — район своеобразный. Именно в летние месяцы, когда цирк открыт, здесь проходит путина, да и рис, бахчевые, которые здесь культивируются, требуют много рабочих рук. Вот и получается, что в этот период не только сельские труженики, но и многие горожане, в том числе студенты и школьники старших классов, заняты в рыболовстве и на сельскохозяйственных работах. Если и выдаются свободные дни, то обычно стоит такая жара (порой она достигает 40 градусов), что чуть ли не каждый астраханец стремится на Волгу, к воде, благо лодки, рыболовные снасти имеют чуть ли не все. В результате многие труженики лишаются такого увлекательного зрелища, как цирк, и последний нередко начинает «гореть». А руководство Союзгосцирка, между прочим, совершенно не учитывает астраханскую специфику и при формировании программ ставит нас на одну доску с городами, где цирки работают круглогодично, или с курортными центрами, где зритель сам «идет в руки».

КОРР. В чем же вы видите выход из положения!

ГРИБКОВ. В условиях Астрахани необходим зимний цирк, то есть он должен отапливаться. Надо учесть и то обстоятельство, что наш город небогат зрелищными предприятиями — на полмиллиона населения имеется всего три театра. А ведь цирк именно то место, куда можно пойти всей семьей, даже с маленькими детьми. Надо ли говорить, как нужен здесь зимний цирк!

КОРР. Ставили ли вы этот вопрос перед руководством Союзгосцирка!

ГРИБКОВ. Неоднократно. Но ведь и гораздо более скромные наши просьбы не удовлетворяются. У нас, например, до сих пор нет вентиляции (и это при астра-ханской-то жаре!). Три года мы даем заявки на соответствующее оборудование — и безрезультатно. А гостиница? Уже двенадцать лет как она эксплуатируется без ремонта. Выходит из строя сантехника, разваливается мебель, обветшал мягкий инвентарь. На те незначительные средства, что отпускаются, мало что можно сделать. Справедливости ради замечу, что в последнее время заместитель управляющего Союзгосцирком А. Солодовников уделяет нам немало внимания. Но, видимо, тут нужны коренные меры.

КОРР. В условиях Астрахани, ее климата, работа артистов порой изнуряюща. Делается ли что-нибудь для того, чтобы они могли хорошо отдохнуть, восстановить свои силы!

ГРИБКОВ. Несколько лет назад Союзгосцирк помог нам заложить основу для базы отдыха — «Дома рыбака». Нам удалось получить участок, он хорошо озеленен, находится в часе езды от центра города. Для «Дома рыбака» выделили три вагончика, утвердили штаты. Но использовать его нормально мы не можем: нужно ведь оборудовать вагончики, снабдить их инвентарем, организовать кухню, установить холодильники, телевизор. Да и без нескольких стандартных домиков база не может соответствовать своему назначению. Вот и получается замкнутый круг: главк не принимает «Дом рыбака» на баланс, так как он не оборудован, а сам практически ничего не делает для того, чтобы привести его в надлежащий вид. В результате не установлен порядок заселения базы, путевки сюда не выдаются, приезжают люди по запискам, живут бесплатно... А сами актеры лишены возможности отдохнуть по-настоящему.

КОРР. Наша беседа, Борис Иванович, приняла несколько односторонний характер. Хозяйственные дела, отдых, быт — все это, конечно, немаловажно, но все же...

ГРИБКОВ. Да, творческая сторона дела должна быть, конечно, на первом плане (хотя одно неотделимо от другого). Если говорить об Астраханском цирке, то мы всеми средствами добиваемся того, чтобы программы в художественном отношении не вызывали нареканий. Но мне бы хотелось выйти за местнические рамки и поговорить на эту тему более широко.

Прежде всего вообще о порядке формирования программ. Как известно, каждый город имеет свою специфику, свои особенности. Поэтому раньше существовал порядок, по которому директора цирка перед очередной переменой программы вызывали в Союзгосцирк, советовались с ним, выслушивали его соображения. Если, например, до этого в представлении был медвежий аттракцион, то директор мог от него отказаться, и, наоборот, если, скажем, в Астраханском цирке давно зрители не видели конного номера, я мог попросить дополнить программу представителями этого жанра. Сейчас такого вдумчивого подхода нет и в помине. Более того, даже утвержденные программы в последний момент ломаются, хорошие номера заменяются слабыми, однотипными, это привело,, к слову сказать, к тому, что за последние десять лет в Астрахани не побывал ни один видный иллюзионист. Бывает и того хуже: артисты без объяснения причин отзываются посреди гастролей. Нетрудно представить, как все это влияет на художественный уровень программы, нарушает ее целостность.

И другое. Отдел формирования не учитывает специфики некоторых цирков, их возможностей. Как следствие этого появляются директивные указания о приеме того или иного аттракциона или номера с большим количеством животных или реквизита, которые разместить негде. А бывает и так: нагонят к началу новой программы неоправданно большое количество артистов, а затем начинают бомбардировать телеграммами с приказом «немедленно» отправить их в другие города. Сколько при этом приходится тратить времени, энергии на отправку багажа, животных! Эта практика негодная, и пора с ней покончить. Раз и навсегда.

КОРР. Почти четверть века вы работаете директором. Как вы думаете, почему за последние годы так часто приходится слышать о том, что тот или иной руководитель цирка освобожден от работы, так как не справился со своими обязанностями!

ГРИБКОВ. Все объясняется, как мне кажется, пробелами в их подготовке. Ведь известно, что круг вопросов, которыми должен заниматься директор, весьма широк: финансы, реклама, работа с уполномоченными, техника безопасности и т. д. А сейчас на эту работу направляют зачастую артистов, не имеющих административного опыта, или вообще людей со стороны, знающих цирк только как зрители. И их, как не умеющих плавать, бросают «в воду» и смотрят: «выплывет» или нет? А ведь когда-то молодых директоров обязательно посылали на стажировку к опытным администраторам. Меня, например, когда я начинал подвизаться на этом поприще, на три месяца направляли в Ростовский цирк к Г. Алиеву и на месяц в Харьков — к Ф. Яшину. Знания, которые я позаимствовал у этих замечательных руководителей, знатоков циркового дела, переоценить трудно.

КОРР. Из ваших слов создается впечатление, что раньше вообще в управлении цирковым конвейером было больше порядка. Так ли!

ГРИБКОВ. Не возьму на себя смелость утверждать это. Но, к сожалению, некоторые добрые традиции, безусловно, забыты. И это особенно сказывается на таких городах, как Астрахань, где за зрителя надо воевать. Взять хотя бы кавалькады. Нет нужды говорить, как это красочное, увлекательное зрелище поднимает интерес жителей к нашим представлениям, как сказывается на посещаемости. Но попробуйте сейчас заставить артистов принять участие в этом мероприятии! Чаще всего натыкаешься на отказ, находятся для этого и причины. А может, просто обязать приезжающую в город труппу начинать гастроли с кавалькады?..

В «трудных» городах прежде немалую роль играли кружки любителей цирка на предприятиях и в учреждениях. Это были своеобразные форпосты нашего искусства. Члены кружков проводили беседы, устраивали выставки о цирке, проводили коллективные походы на представления. И эта организаторская форма работы ныне в забвении.

КОРР. Что бы вы в заключение хотели пожелать!

ГРИБКОВ. Повторюсь: хочу, чтобы в Союзгосцирке более гибко, более продуманно относились к формированию программ, чтобы они были не только на высоком уровне, включали в себя разнообразные, интересные аттракционы и- номера, но и отражали достижения в цирковом искусстве наших национальных республик.

Интервью провел М. ВИКТОРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования