Что же такое эстрадный театр?
Люди, связанные с эстрадой, доказывают: эстрадный театр непременно должен иметь постоянную труппу и ее силами ставить спектакли, привлекая, если это нужно, исполнителей тех или иных номеров.
Другие это положение оспаривают: труппа театра, утверждают они, это все имеющиеся в нашей стране эстрадные коллективы и отдельные исполнители. В театре должно быть представлено все лучшее, что есть на эстраде.
Спор между двумя сторонами ведется горячий, и аргументы в защиту своих положений и той и другой стороной выдвигаются убедительные. Услышал как-то этот спор работник бухгалтерии то ли самого театра, то ли Всероссийского гастрольно-концертного объединения. Пожал плечами и сказал: «Не понимаю, чего спорят? Финансовый план театр выполняет, а это основной критерий, по которому проверяют работу театра вышестоящие инстанции, вплоть до Министерства культуры РСФСР».
Бухгалтер, может быть, высказался уж слишком прямолинейно. Но на деле оказывается именно так. Судите сами. За две недели до открытия прошедшего зимнего сезона в театре никто не знал, чем же он будет открываться. Планы, конечно, имелись, но они не отличались конкретностью, а главное — театр не работал ни с одним коллективом или солистом. На счастье, в это время состоялся выпуск Студии эстрадного искусства, которая подготовила программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Было решено эту программу целиком — и с хорошим, что в ней имелось, и со слабым — пригласить в театр сроком на десять дней, Вымыли пол, расставили стулья, на свои места встали контролеры, сел кассир, администратор составил афишу, директор ее подписал, типография напечатала. Публика пришла, открылся занавес — премьера состоялась. Кончились выступления студии, приехала французская певица Жаклин Франсуа, ее сменил Л. О. Утесов. Место Утесова заняли молодые ленинградские артисты, потом приехал Ленинградский театр миниатюр, возглавляемый А. И. Райкиным. После сцену занял чехословацкий театр «Латерна магика». Когда же у артистов были выходные дни, М. Ботвинник и Т. Петросян вели в театре шахматные сражения, поэты читали стихи, Экспериментальная студия пантомимы, руководимая А. А. Румневым, показывала свое искусство.
Предположим, что всем без исключения было интересно, хотя это и не так. Но при чем здесь театр? Какую предварительную творческую работу он вел с теми, кто выступал на его подмостках? Все сюда приносилось уже в готовом виде. Взять хотя бы музыкальное сопровождение. Райкин привез с собой даже дирижера, «Латерна магика» дает свои представления под музыку в механической записи. А вот когда приехали ленинградские артисты, то им аккомпанировал лишь рояль, оркестр театра отдыхал, по-видимому, не желая утруждать себя репетициями. Честное слово, мы за то, чтобы в театре выступали и Райкин, и Утесов, и другие талантливые и популярные артисты. Но ведь театр — это не только сцена, ряды кресел партера, бельэтаж, касса, буфет, вешалка, окошечко администратора. Театр — это прежде всего творческая организация. Что же за весь зимний сезон создал эстрадный театр? Чем он обогатил эстрадное искусство? Но, может быть, театр не располагает возможностями для постановочной работы? Нет, почему же, средства на это отпускаются, а в штате театра значились директор, главный режиссер, главный дирижер, заместитель директора, заведующий постановочной частью и другие специалисты. Но где же результаты деятельности всех этих людей? В прошедшем сезоне, правда, пошел спектакль «Утро после самоубийства», осуществленный главным режиссером И. Шароевым. Но прошел он, так как публика его почти не посещала, не более десяти дней. Один спектакль, да и тот слабый, за целый сезон! Не должен ли главный режиссер принимать гораздо более активное участие в деятельности театра? Руководить всей его творческой работой? А то ведь что получается?! Что зиму сменяет лето — знают все. Не может быть, чтобы об этом забыли в эстрадном театре. И тем не менее к открытию летнего сезона в «Эрмитаже» оказались неподготовленными. То, что называлось «Ветры весенние», как обозначено в программах, поставлено режиссером А. Дунаевым и оформлено художником В. Мамонтовым, но это всего лишь обычный сборный концерт, в котором каждый артист отвечает только сам за себя. Право, трудно даже догадаться, к чему здесь сводилась режиссерская работа. Публика посещала «Ветры» слабо, зал едва наполнялся на одну четверть.
Правда, перед затратами дирекция не останавливалась, при наличии большого постоянного оркестра у певиц Л. Зыкиной и Т. Миансаровой имелись свои аккомпаниаторы. А чтобы В. Нечаев и Г. Орлов могли исполнить несколько куплетов, из Ленинграда выписали джаз-ансамбль, руководимый Н. Носовым. Неужели излишества преследуемы только в архитектуре?! Каковы же причины появления подобных излишеств? Элементарная неорганизованность. Артисты механически переносили готовые номера на сцену «Эрмитажа» и брали с собой все, к номеру принадлежащее, вплоть до аккомпаниаторов. А разве это дело, что ансамбль «Лезгинка» в один и тот же день танцевал и в зале им. Чайковского и в «Эрмитаже»? Почему программу вели три конферансье — Б. Врунов, В. Нечаев и Г. Орлов? Тем более, что все их шутки находятся в полном отрыве от номеров выступающих артистов. Дуэт Нечаева и Орлова явно не ладится, каждый из них действует в пределах найденного им прежде характера, по существу не задумываясь о взаимоотношениях с партнером, о создании ансамбля. Что касается Брунова, то становится все более очевидным: ему необходимо искать новую маску или образ. Идет время, артист становится солиднее, круглее, и тот непосредственный молодой человек, роль которого он играет на сцене, вступает все в больший конфликт с фактурой актера. И вот здесь-то в первую очередь нужна помощь режиссера.
Конечно, в концерте выступали талантливые артисты: певица Л. Зыкина, кукольники Е. Левинсон и Г. Поликарпов, балалаечники М. Рожков и Г. Миняев... Но так как программа режиссерски не подана, ритмически не организована, не продуманы ни выходы, ни уходы артистов, конферансье действуют в отрыве от номеров, то в конечном итоге проигрывают и каждый артист в отдельности и вся программа в целом. То, что здесь пишется, — это только попутный отзыв на программу, цель же у автора статьи совсем другая — показать, что даже при благоприятных условиях, имея достаточное время для подготовки программы, театр не сумел решить этой задачи. Кажется, программа ставилась неделю, но, право, подобный сборный концерт можно собрать и за один-два дня. А между тем буквально каждая программа, идущая в Эстрадном театре, должна иметь свое лицо и в чем-то обогащать эстрадное искусство в целом. И, конечно, каждый артист, собирающийся здесь выступать, имеет право рассчитывать на внимание со стороны автора, режиссера, художника, композитора и даже заведующего постановочной частью. Ну хорошо, может быть, все то, о чем здесь пишется, — прошлое театра эстрады, а теперь он имеет многообещающие перспективы? Перед открытием летнего сезона автору этой статьи довелось беседовать с директором театра Н. М. Мясоедовым в его служебном кабинете.
— Чем же вы собираетесь порадовать зрителей? — спросил у директора автор.
— В «Эрмитаже» после «Ветров весенних» двенадцать дней будет гастролировать студия «Юность» с той программой, которая была показана в конце зимнего сезона, — «Нет, мальчики!». Затем предоставим «Эрмитаж» для гастролей Театра марионеток Билла и Коры Бэрд из США. Пять или шесть дней у нас будет танцевать М. Эсамбаев. Август пока свободен, думаем повести переговоры с артистами украинской эстрады, и в частности с Ю. Тимошенко и Е. Березиным, а может быть, какие-нибудь гастролеры приедут из-за рубежа. В сентябре хотим показать грузинский оркестр «Рэро».
Значит, на протяжении лета только одна программа — «Ветры весенние» — организована в театре...
— Что же покажет театр следующей зимой?
— Восстановим пьесу А. Липовского и И. Шароева «Пришедший в завтра». Будем договариваться с представителями армянской эстрады, покажем премьеру студии «Юность». Если пройдет конкурс артистов эстрады, тогда у нас на сцене выступят его лауреаты. И, наконец, хотим, чтобы в конце сезона пошло обозрение «С корабля на бал».
Хочется верить, что все задуманное театр осуществит, но опять-таки своими силами он поставит всего одну новую программу — «С корабля на бал». Не мало ли?! Со всей возможной объективностью разобрана работа Московского театра эстрады более чем за целый год. И следует признать: творческое начало почти отсутствует. Скорее, это обычная прокатная площадка, на которой, по существу, может выступать любой гастролер. Театр же обязан создавать новые произведения искусства. И здесь мы возвращаемся к тому спору, с которого начали статью. Итак, на какое-то время театр может и даже обязан предоставлять свою сцену гастролерам, как советским, так и иностранным. Но и в этом случае ему следует проявлять активность — отбирать действительно лучших из них; таких, которые чем-то могут обогатить наших зрителей. Но главная задача театра — самостоятельная организация и постановка программы. Пусть их будет четыре, три в год. Но каждая из них должна быть значительна по содержанию и интересна по форме. Каждая должна обогащать советское эстрадное искусство. Нужна ли для этого постоянная труппа? Не думаю. Нельзя ограничить театр показом номеров, даже первоклассных, в исполнении одних и тех же артистов.
В театре могут ставиться и обозрения и пьесы героического, сатирического, лирического, юмористического направления. Конечно, в обозрениях и пьесах появятся и роли и конфликты. Может быть, для иных ролей надо привлекать драматических, оперных, опереточных, кино и цирковых артистов, как это делает Московский мюзик-холл. Но приглашать только на то время, пока идет спектакль. В этом театре должны идти преимущественно эстрадные дивертисменты, где будут выступать новые исполнители; тем же, что известны москвичам, следует появляться только с новыми вещами. Иногда говорят, что у нас мало новых талантливых эстрадных артистов. Это неправда, их надо только активно и заинтересованно искать. Почему из года в год появляются в «Эрмитаже» одни и те же имена? А такой, например, талантливый мастер, как К. Яницкий, соединяющий в своих фельетонах и пародиях подлинную гражданственность, публицистичность с лирикой, сатирой, юмором и даже буффонадой, только раз, во время Декады украинского искусства, на несколько дней появился в эстрадном театре. Да разве он один! Не выступал в театре тонкий и злой пародист Ю. Филимонов, талантливые и очень культурные исполнители сценических миниатюр В. Татосов и Ю. Аптекман, веселые, непосредственные, очень молодые, в лучшем смысле этого слова, эксцентрические участники сатирического дуэта А. Литвинов и Н. Ткаченко. Да разве этим перечнем исчерпывается список! Поискать по всем филармониям и концертно-эстрадным бюро страны — найдутся новые талантливые исполнители. Но, конечно, почти с каждым из них, прежде чем они начнут выступать — шутка сказать, в Московском театре эстрады, — надо провести известную работу, добиваясь, чтобы номер стал первоклассным. А потом следует, может быть, еще больше работать над постановкой цельной программы. Иначе быть не может.
Правда, существует и другая сторона — иной артист, добившийся популярности, заявит: «А мне в эстрадном театре работать невыгодно! Так я выступаю за вечер в трех-четырех клубах. А тут ответственность увеличивается во много раз: готовь новый репертуар, может быть, и костюм надо сшить новый, а концерт один в вечер — значит, материально я страдаю». К тому же кое-кто из популярных и не особенно популярных исполнителей стремится выступать не с номером в программе, а держать целое отделение, а то и целый концерт — материально это тоже выгоднее, артист получает несколько ставок. Может быть, стоит подумать о каком-то материальном поощрении тех, кто выступает в эстрадном театре? Но одновременно не мешало бы активнее выступать против тех «жрецов» искусства, которые обо всем судят только с позиции: выгодно, невыгодно! Вот вокруг кого, вне зависимости от имени я званий, следует создать атмосферу нетерпимости. Выступление в эстрадном театре — большая честь для артиста, и тот, кто от этой чести отказывается, попросту боится, что он не справится с ответственной задачей. Он обленился, опустился, не хочет или не может создать ничего нового. Живет на проценты от когда-то накопленного творческого капитала, И об этом людям надо говорить прямо в лицо, на общем собрании, не стесняясь.
И, конечно, еще одно: если артист выступает в эстрадном театре, то уже на протяжении года перед этим он на другой московской площадке появляться не должен. А то, право, странно получается: артист выступает в «Эрмитаже» и в то же время в других парках и клубах. Так зачем же ехать в «Эрмитаж», когда его можно послушать и ближе к дому и дешевле, а то и вовсе бесплатно? Проблема исключительности, то, что такого-то артиста можно увидеть только в этом театре, во всяком случае в данный период, делает эстрадный театр особенно привлекательным для зрителей, группирует вокруг него своеобразный актив. Но так или иначе, Московский эстрадный театр должен начать перестройку. Ту инертность, которая существует в его творческой деятельности, необходимо во что бы то ни стало преодолеть.
Искусство и инертность — понятия несовместимые.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий