В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк-ревю «Девичий фейерверк»

Несколько лет во Всесоюзной дирекции по подготовке новых программ, аттракционов и номеров велась работа над представлением цирке-ревю.

Наконец прошли просмотры, к созданным номерам присоединили уже существующие, и начались выступление нового коллектива. На его рекламных плакатах значится цирк-ревю «Девичий фейерверк». Это представление вызывает у деятелей и знатоков цирка противоречивые толки. Кое у кого появилось опасение — не отступление ли это от основы цирка — показа силы, ловкости, смелости, мол, цирк здесь подменяется эстрадой, а нужно ли на манеже показывать эстрадные дивертисменты? Но существует и иное мнение — в новой программе искусство цирка раскрывается еще одной своей гранью — это интересный и полезный эксперимент.

Создатели цирка-ревю действительно хотели отойти от традиционного представления на арене, придать ему легкость, фееричность. Номера отбирались такие, которые могли бы демонстрироваться и на сцене. Все представление идет не, как обычно, на ковре, покрывающем опилки, а на твердом полу, Пол не простой, а светящийся изнутри, из специального стекла. Правда, прозрачный материал оказался недостаточно прочным и, случается, дает трещины даже под ногами танцовщиц.

Мне объяснили, что дело это поправимое — есть и более прочные прозрачные материалы, такие, по которым смогут скакать на своих конях джигиты и, мол, тогда новый пол позволит демонстрировать программу, ничем не отличающуюся от всякой другой. То, что покрытие манежа не должно разрушаться под ногами артистов, бесспорно, но, даже если какой-то материал и выдержит удары копыт скачущих лошадей, нужно ли пополнять программу цирка-ревю теми жанрами, которые сейчас в нее не включены? Это изменит характер представления. А его характер, думается, должен определяться не качеством пола, а общим творческим замыслом. И, исходя из замысла, следует подбирать номера. Так и поступали создатели цирка-ревю.

В подготовке ревю участвовала большая группа специалистов. Постановщиком был народный артист Башкирской АССР и заслуженный артист Литовской ССР Н. Барзилович, режиссерами номеров: народный артист РСФСР А. Кисс, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР И. Девяткин, С. Каштелян, П. Шидловский, В. Крюков, Б. Коба, ставили танцы балетмейстеры заслуженный деятель искусств РСФСР Т. Соц, Р. Рибаковас и Л. Чумаченко, главный художник Л. Власова, музыкальное оформление композиторов В. Рубашевского, Ю. Сеульского, О. Любивец.

Основу коллектива составили молодые артисты. Девушки исполняют танцы и участвуют в групповых выступлениях, кроме того, было подготовлено несколько небольших номеров и клоунады. Как уже сказано, для того, чтобы представление получилось на два отделения, к основному ядру пришлось добавить еще четыре — пять номеров, в том числе дрессуру. Эти номера время от времени заменяются.

Каков же характер программы нового коллектива? В одних случаях программа именуется: «Эстрадно-цирковое представление». Значит, это конгломерат двух искусств? В других случаях слово «эстрада» в названии отсутствует. Последнее, думается, точнее. Мое мнение — если представлению на манеже придается некоторая легкость, в него включаются танцы, цирк не перерождается в эстраду, не становится и полуэстрадой.

Несколько лет назад я смотрел программу во главе с Карандашом. Он являлся ее художественным руководителем, определял ее характер, ее состав. Программа эта явно имела свое лицо. Дело не только в том, что в центре ее были репризы прославленного комика, но все номера отличала легкость, веселость, изящество, изобретательность, они светились юмором. В выступлениях не было трюков, вызывающих тревогу, волнение зрителей. Не было, например, джигитов, дрессировщиков хищников. Выступали дрессировщицы голубей и собачек, художественно-акробатическая группа, танц-акробаты, акробаты-эксцентрики, музыкальные эксцентрики, соло-жонглер, воздушная гимнастка, исполнительница пластического этюда.

Если принято говорить, что цирк — это прежде всего утверждение смелости, силы, ловкости, красоты, то в данном случае на первом месте стоял юмор, затем — ловкость и красота, потом уж сила и смелость. И ни у кого не вызывало сомнения, что токая программа чисто цирковая. Она вызывала большой интерес зрителей. Да только ли программа, возглавляемая Карандашом, носит веселый, легкий характер? По такому же принципу строились выступления коллектива «Веселая арена». Можно вспомнить и еще подобные представления. И в выступлениях участников цирка-ревю: основное — ловкость, динамичность, красота, красочность, виртуозность исполнения, шутка, юмор.

Могут заметить, а танцы? Действительно, их немало в программе. Но у цирка с хореографией давние и прочные узы. Танцы часто вводятся в представления. Примеров тому много. Например. их включают в программы Московского цирка. Можно вспомнить: «Лечение смехом», «Всегда в пути», «Романтики», «Кругом 13», «Отцы и дети» и другие. Танцы мы видели в пантомимах: «Карнавал на Кубе», «Бахчисарайская легенда», «Пароход идет «Анюта», «Мечте навстречу». Причем всюду они несли эмоциональную и смысловую нагрузку, органически входили в цирковой спектакль. Так что, вряд ли, включение танцев в представление на манеже можно считать отступлением от традиций цирка.

Высказывается еще одно сомнение. Если из программы ушло несколько жанров, если в ней отсутствуют номера, захватывающие сложными трюками, не появляется ли некоторое однообразие, но тускнеют ли краски манежа? При беглом знакомстве с программкой спектакля может показаться, что для такого опасения ест» основания. В программке значится: «Комические жонглеры», «Танц-жонглеры», «Игра с катушками «диаболо» (в общем, тоже жонглирование), «Этюд с бумерангами» (близко к жонглированию), затем: «Экаилибр», «Оригинальные эквилибристы». Но когда смотришь представление, ощущения однообразия не возникает, хотя действительно в нескольких номерах демонстрируется жонглирование. Но выступления эти различны по образному началу, по трюкам, по своему построению: в одном случае — остроэксцентрический характер, в другом — лирический, романтический и т. д. Исполнители одного номера не повторяют других исполнителей. Это можно сказать и о выступлениях эквилибристов.

Своеобразие спектаклю придают групповые выступления девушек. В их репертуаре три номера: «Танц-жонглеры», «Гимнастки на корд до паролях» и «Игра с катушками «диаболо». Трудно ожидать, что асе молодые исполнительницы смогут продемонстрировать трюки, которые показывают опытные мастера. Основное в их номерах — четкость, синхронность движений, жизнерадостный ритм, красота и изящество. Сейчас справедливо говорят и пишут о том, что для новых больших цирков нужны групповые выступления. Именно такие мы и видим в программе ревю.

Еще раз хочу отметить, что номера, дополнительно включенные в программу цирка-ревю, когда я смотрел ее, отвечали общему направлению спектакля. Демонстрировалась дрессура голубей (Генриетта Жирнова). Своеобразные номера «Танец со змеями» и «Борьба с удавом» показывали Нина и Валерий Кузьмины, живо шел номер «Веселые медвежата» (дрессировщик Владимир Шепмлов).

В представлении принимали участие и велофигуристы под руководством Владимира Голубева. Номер этот а стиле всего представления. И понятно, он задумывался и готовился специально для цирка-ревю. Но сложилось мнение, что больше всего стеклянный пол разрушают велофигуристы. Сами они доказывали, что если и повреждают иногда прозрачный материал, то не больше других исполнителей. Но, так или иначе, ревю поехало на гастроли в следующий город уже без велофигуристов. Досадно — они удачно завершали спектакль.

Нельзя представить программу цирка-ревю без группы комиков. И такая группа участвует в выступлении. Чувствуется, что выпуску молодых клоунов на манеж предшествовала серьезная работа. Однако в их поведении еще осталось что-то ученическое. Им не хватает органичности. Порой они забывают, что приемы эксцентрики, буффонады никогда не должны переходить в развязность, пошловатость. Как известно, становлению комика — дело сложное. Молодые клоуны находятся в начале своего творческого пути, и хочется надеяться, что со временем они обогатят свой репертуар, разовьют свой вкус, укрепят свое мастерство.

Кстати, не только перед клоунами, но и перед всеми молодыми артистами коллектива стоит задача совершенствовать свои навыки, обогащать новым свои выступления. Наверное, сейчас нет необходимости выискивать слабые стороны в номерах молодежи. Но исполнителям должно быть ясно, что останавливаться на достигнутом нельзя. А об этом приходится напоминать. Впечатление такое, что не все участники коллектива трудятся достаточно добросовестно. Несколько раз я смотрел представление, и какие-то срывы повторялись из вечера в вечер. Например, в группе девушек-жонглеров булавы падали все у тех же исполнительниц, в том же самом мосте. Подобное происходило и в номере «Диаболо». Хотя, казалось бы. после срыва на представлении исполнители приложат все силы, чтобы неудавшийся трюк в дальнейшем демонстрировать четко, уверенно. Но такого не происходило. Во время репетиций кто-то работает упорно, а кто-то вяло, неохотно.

Молодежь ушла из-под опеки тренеров и режиссеров Всесоюзной дирекции и оказалась предоставленной самой себе. Но. видно, ей еще нужна помощь старших товарищей. Впечатление такое: если молодежный коллектив цирка-ревю будет под постоянной и внимательной опекой, тогда он сможет сохранить свое творческое лицо, а его спектакли — своеобразие.

Нужно ли сохранять характер представления? Думается, нужно. Мы говорим о разнообразии номеров. Требуем, чтобы выступления, скажем, дрессировщиц собачек различались и манерой подачи трюков и самими трюками, чтобы у каждого номера акробатов-прыгунов непременно были свой образный строй, свои краски. Требования справедливые.

A разве не стоит позаботиться о разнообразии целых программ? Пусть они будут отличаться не только тем, что объединяют разных исполнителей, а и по своему характеру, тем, что одни спектакли несут героическое начало, другие — романтическое, юмористическое или лирическое; в одном случае могут преобладать выступления акробатов, в другом — конные номера или номера с дрессированными животными. Например, неизменным успехом в свое время пользовалась программа «Конный цирк». Большой успех у «Цирка зверей» под руководством народного артиста СССР В. Филатова.

Цирк-ревю — попытка создать представление со своим лицом, со своим звучанием. Это интересно и заслуживает поддержки.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100