В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк едет к солдатам

Участники циркового представления обычно встречаются со зрителями только тогда, когда выходят на манеж. В нашей поездке было по-другому.

Как-то так само собой получалось, что в любом солдатском и офицерском клубе артистов сразу же окружали люди, которые, казалось, давно ждали этой встречи. И не было конца разговорам и вопросам; у впервые встретившихся собеседников находилось множество общих проблем, интересов, даже знакомых.

Как и следовало ожидать, речь главным образом шла о цирке, о его популярных мастерах. Разговор, однако, отнюдь не сводился к расспросам о том, где сейчас выступает со своим аттракционом Ирина Бугримова и в каком новом фильме снимается Юрий Никулин, хотя и таких расспросов было много. Редкую для них встречу с цирковыми артистами воины дальних гарнизонов старались использовать для того, чтобы как можно лучше и ближе познакомиться с искусством цирка, почерпнуть для себя нечто такое, что практически поможет им в их занятиях художественной самодеятельностью.

Мы часто и справедливо говорим, что цирк наш любим народом, что его жизнерадостное искусство окрыляет и воспитывает зрителей, дает им ощутимый заряд бодрости и хорошего настроения. Но у цирка, как известно, есть еще одно редкое достоинство — он приумножает веру человека в собственные силы и возможности, побуждает зрителей, и в первую очередь молодежь, стремиться к достижению того, что они видят в цирковом представлении. И вот именно эту стимулирующую особенность цирка мы чувствовали на протяжении всей нашей поездки по частям м подразделениям Советской Армии.

Едва закрывался занавес и затихали аплодисменты в зале, как сцену буквально заполняли молодые, спортивного вида ребята в военных гимнастерках и мундирах. Помочь сложить и упаковать реквизит, собрать автографы исполнителей на привезенных нами из Москвы нарядных программках — это, как говорится, само собой. Главное побеседовать с артистами, расспросить об их работе, потрогать, подержать в руках трапецию или блестящие жонглерские кольца.

Почти в каждом клубе можно было наблюдать примерно одну и ту же картину. Стоит гимнаст Владимир Мак, разгоряченный, с капельками пота на лице после финального воздушного номера, неподалеку от него — эквилибристка Татьяна Юмаева, едва успевшая набросить халат поверх рабочего костюма, а вокруг — солдаты, сержанты, офицеры. Взяты «в окружение» и другие участники программы. Вопросы самые разные: где учились цирковому делу, как рассчитать запас прочности тросов для воздушного номера, сколько времени уходит на репетиции, на подготовку того или иного трюка? Очень многих интересует Училище циркового и эстрадного искусства в Москве — каковы там условия приема, можно ли получить оттуда консультацию по почте? И самый, пожалуй, насущный вопрос — где достать, откуда выписать учебную литературу по цирку, какие есть книги, методические пособия для занятий по акробатике, по жонглированию.

Как-то мы познакомились и разговорились со старшим сержантом Виктором Прохоровым. Оказалось, что он уже был однажды на нашем представлении и сегодня пришел снова. Пришел и срезу же поднялся за кулисы. «Прошлый раз не все успел расспросить, — объяснил он цель своего вторичного прихода. — Надо еще поговорить с вашими артистами, уточнить некоторые вещи».

Так вот Прохоров рассказывает:

— Цирк у нас любят многие. Далеко не все, разумеется, собираются после армии приобретать цирковую профессию, хотя есть и такие. Но но о них, собственно, речь. Речь о тех, кто просто любит цирк и хотел бы заниматься любимым делом я коллективе художественной самодеятельности. Такой коллектив мы могли бы’организовать уже сегодня — желающих много. Наверное, не составило бы особого труда и изготовление в наших мастерских простейших цирковых снарядов и реквизита. Но вся беда в том, что- мы не знаем, как организовать занятия, с чего начинать, в какой последовательности вести репетиционную работу. И прочитать об этом негде.

Прохоров вспоминает, что несколько лет назад, еще до призыва в армию, ему попала в руки книга Н. Баумана об основах искусства жонглирования. Очень хорошая книга — как бы она пригодилась сейчас! Но я здешней библиотеке ее нет, и из отделения «Книга — почтой» тоже ответили отказом. «Очевидно, есть и другие, более поздние издания подобного рода, — говорит наш собеседник, — только не знаем, кому написать, куда послать запроса...

А ведь Прохорову и его товарищам а общем-то и некуда писать. Нужные им книги Н. Баумана, А. Вадимова и других авторов изданы сравнительно давно, теперь их можно лишь случайно встретить в магазине. За последние годы отделом рекламы и пропаганды Союзгосцирка, издательством Искусство выпущено немало интересных книг и брошюр, рассказывающих об истории русского и советского цирка, о творчестве выдающихся мастеров манежа. Спрос на них большой, известно, что такая литература, как правило, но залеживается на полках магазинов и библиотек. Но среди изданий последних лет трудно, к сожалению, назвать хотя бы одну книгу, которая послужила бы практическим пособием для энтузиастов цирковой художественной самодеятельности.

И вот что еще досадно: в нашем цирке, в Училище циркового и эстрадного искусства есть немало людей, чьи богатейшие знания и опыт могли бы оказаться здесь очень кстати, Не далее, как летом прошлого года, мне довелось, к примеру, писать предисловие к небольшой по объему книге народного артиста РСФСР Александра Кисса "Если ты — жонглер", которая скоро выйдет в свет. Эта весьма интересная, на мой взгляд, работа ни в коей мерс не является учебно-методическим пособием по искусству жонглирования — у автора совсем другие задачи. Но многое из того, что рассказывает А. Кисс, с превеликой пользой для себя прочтут и участники художественной самодеятельности.

Короче говоря, авторов таких книг совсем нетрудно найти. Приспело время позаботиться о том, чтобы наряду с популярными очерками об истории цирка, о его ведущих исполнителях издавалась и литература в помощь художественной самодеятельности. 8едь насущную потребность в подобной литературе испытывают, надо полагать, не только любители того гарнизоне, в котором служит Виктор Прохоров.

О цирковом коллективе, выезжающем для обслуживания воинов Советской Армии, принято говорить как о носителе определенных культурно-воспитательных функций. И это закономерно: встреча с искусством всегда возвышает и облагораживает людей, приобщает их к прекрасному. В поездке мне не раз приходилось слышать от командиров и политработников, что выступление артистов цирка расценивается ими как очень полезное и нужное дело, бесспорно помогающее идейно-политическому воспитанию личного состава.

Но есть, очевидно, и другая, обратная взаимосвязь. Я имею в виду воздействие и влияние армейской обстановки, армейских традиций на тех артистов, которые приезжают со своим искусством в гости к воинам Советской Армии. Особенно, если артисты молоды, как это было в нашей группе, где из двадцати человек только четверым было за сорок. Поэтому гастрольные поездки по воинским частям и подразделениям представляются мне отличным средством военно-патриотического воспитания нашей творческой молодежи, они граждански и нравственно обогащают не только тех, кому адресовано искусство, но и тех, кто это искусство творит.

Бывая о гарнизонах, участники нашей программы всегда с благодарностью принимали приглашение командования посетить Музей боевой славы воинской части. И не только естественная любознательность приезжих была тому причиной. В этих миниатюрных, любовно созданных солдатскими руками музеях перед нами оживало героическое прошлое частей и подразделений, в которых мы выступали, зримыми и потому особенно волнующими становились боевые традиции, живущие и поныне в делах и помыслах воинов Советской Армии-Документы, фотографии, памятные реликвии — все это словно возвращало нас к незабываемым дням Великой Отечественной войны, заставляло снова и снова пережить величие борьбы и победы советского народа, спасшего мир от фашизма.
Всего две комнаты а Музее боевой славы энской гвардейской танковой части. Но я помню, как долго мы пробыли в этих комнатах, с каким неподдельным волнением переходили молодые артисты от одного стенда к другому. Для них, знающих войну лишь по книгам и кинофильмам, это не было просто прогулкой по музейным залам — их внимание останавливали каждая фотография, строчка боевых донесений, винтовка, опаленная в огне беспримерных боев.

Даже цифры, сухие, казалось бы, цифры — и те поражали воображение, помогали воочию представить себе грандиозность совершенного подвига. Организованная в начале войны часть с боями прошла 1950 километров. В шести крупных боевых операциях ею было истреблено и взято в плен 114 189 солдат и офицеров противника, уничтожено и захвачено 706 вражеских танков, 1070 орудий, 93 самолета. Среди воинов-гвардейцев, особо отличившихся в боях, 38 Героев Советского Союза, 64 человека награждены орденом Ленина. 875 — орденом Красного Знамени, 9566 — орденом Красной Звезды...

Таких музеев боевой славы было несколько на машем пути. Их посещения, встречи с ветеранами войны, на груди у которых тесно от орденов и моделей, делали, на мой взгляд, больше, чем сделала бы икая лекция или беседа. И потому, наверное, так самоотверженно, с такой негаснущей творческой энергией работали о этой поездке артисты цирка. Слово «нет», казалось, совсем ушло из их обихода. Возникал, скажем, разговор о дополнительном, не предусмотренном планом представлении для солдат, которые только что вернулись с тактических занятий — решение бывало единодушным; дать представление обязательно. Или выяснялось, что в клубе расстроено пианино — руководитель нашего квартета Евгений Михалин доставал ключ и принимался за настройку инструмента И так было зо всем. Коллектив жил единым стремлением — оправдать оказанное ему высокое доверие, провести поездку так, чтобы оставить после себя самое доброе и благодарное воспоминание.

Очевидно, это стремление, этот творческий подъем исполнителей хорошо чувствовали зрители. После представлений артистам торжественно вручались индивидуальные и коллективные Почотиые грамоты, пилотные подарки, корзины и букеты цветов. Каждый участник программы «Тебе, родная армия!» получил именное удостоверение, в котором сказано, что «за поенно-шефскую работу в Советской Армии, высокое исполнительское мастерство и эстетическое воспитание советских воинов» он зачислен почетным гвардейцем одной из прославленных воинских частей с вручением ему нагрудного знака «Гвардия»...

Сейчас, когда я пишу эти заметки, тематической программы «Тебе, родная армия!» уже не существует, почетные гвардейцы давно разъехались на работу по разным городам и циркам. Многие уже вдали от Москвы узнали, что приказом управляющего Союзгосцирком Ф. Бардиана всем участникам поездки объявлена благодарность. Ну что ж, можно только поздравить наших почетных гвардейцев с успешно проведенными гастролями.

НИК. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100