В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк любят

«Цирк любят!» — таким кате­горическим утверждением начал свою первую книгу об искусстве цирка Ю. Дмитриев.

Эта книга, посвященная истории русского цирка, была первой попыт­кой проследить зарождение и разви­тие искусства, столь любимого в самых  широких  народных массах.

Да, цирк действительно любят, и Ю. Дмитриев, сам бесконечно любя­щий его, много сделал и делает, что­бы двинуть вперед это искусство. Он выступает как историк цирка — вслед за книгой «Русский цирк» пишет объемистый труд, посвященный истории советского цирка с 1917 по 1941 год. В этой книге он определяет основную тенденцию развития цирка в Совет­ском Союзе, умело систематизирует огромный и разнохарактерный мате­риал, находящийся у него в руках. Ю. Дмитриев пишет громадное количество критических статей, где опять-таки выполняет главную задачу, ко­торой он подчиняет все свои много­численные работы по цирку, — сохранить чистоту и благородную кра­соту советского циркового искусства. Историк, теоретик, критик, Ю. Дмитриев еще и темпераментный, не­утомимый пропагандист любимого искусства. За последние годы у нас вышло в свет довольно много книг о цирке, и не будет преувеличением сказать, что абсолютное большинство из них вышло благодаря инициативе и неуемной энергии Ю. Дмитриева. С каким интересом читаются, например, такие книги, как И. С. Радунского «За­писки старого клоуна», Б. А. Эдера «Мои питомцы», Э. Ф. Кио «Фокусы и фокусники», Ф. С. Конева «Полве­ка под куполом цирка», 3. Б. Кох «Вся жизнь в цирке»! В ближайшее время выходит перевод большой кни­ги французского критика Тристана Реми «Клоуны», где читатели смогут узнать много интересных сведений о крупнейших мировых клоунах прош­лого и современности. Это далеко не полный перечень книг по цирково­му искусству, в которых так или ина­че принимал участие Ю. Дмитриев.

Немало труда приложил ученый для того, чтобы искоренить бытовав­шую когда-то точку зрения на цирк, как на нечто недостойное изучения, как на искусство «низшее», а точ­нее — вообще не искусство. Он це­ленаправленно добивается, чтобы история и теория цирка заняли рав­ноправное место в науке о прочих видах искусства. И он достигает це­ли — ему наглядно помогает в этом богатая талантами, прекрасная прак­тика советского цирка. Не по его ли инициативе в Институте истории исскусств Министерства культуры СССР, изучающем все виды творче­ства, — в этом научном учреждении образовалась группа по изучению истории  и  теории  искусства  цирка? Мне очень хотелось в этих не­скольких строках попытаться обрисо­вать облик Ю. Дмитриева, прежде чем начать разговор о его новой не­большой книжке, вышедшей недавно в издательстве «Знание», ибо, мне ка­жется, невозможно рассматривать ее, не раскрыв сколько-нибудь широко личность и пристрастия ее автора.

Книжка называется «Искусство цирка», она, как и другие книги, вы­ходящие в этой серии («Народный университет»), призвана раскрывать явления культуры, искусства, объяс­нять -их широкой массе читателей. В небольшом введении автор говорит: «...попробуем ответить, что такое цирк? В чем его своеобразие, отли­чие от других видов искусства?» По­мимо этой задачи автор видит перед собой и другую цель — помочь зри­телям глубже понять прелесть искус­ства   цирка. И Дмитриев отлично выполняет эту задачу. Он раскрывает перед читателем самое существо циркового искус­ства, показывает его основные эстети­ческие принципы.

Книжка написана простым, попу­лярным в самом хорошем смысле этого слова языком. Автор кратко рассказывает об истории возникнове­ния и развития мирового цирка, об истоках цирка в России. В этих главах он стремится, давая объективную кар­тину поступательного хода циркового искусства, выявить его здоровые тен­денции, те его силы, которые повсе­местно завоевали любовь народную. Интересно говорит он о клоунах, работавших на аренах западных цир­ков — Футтите и Шоколаде, Жане-Батисте Ориоле, о знаменитых рус­ских клоунах-сатириках Анатолии Леонидовиче и Владимире Леонидо­виче Дуровых, музыкальных клоунах Бим-Бом (И. С. Радунский с партне­рами), о гимнастах, наездниках, укротителях, фокусниках и других. Говоря обо всем этом, автор показывает принципиальную разницу в методах работы на манеже между артистами Запада и русскими. В цирках Запада, говорит Ю. Дмитриев, есть безуслов­но много великолепных мастеров, та­лантливых артистов, но русский цирк и особенно цирк советский более на­роден в своей основе, более гуманен (особенно это касается методов дрес­сировки), чем цирк западный, где «в XX веке начинается все более оче­видное разложение буржуазного цир­ка, как организационное, так и твор­ческое».

Главная и большая часть книжки посвящена советскому цирковому ис­кусству. И это совершенно правиль­но. Мы являемся свидетелями необычайного расцвета цирка у нас в стра­не. Вот уж поистине, где цирк стал подлинно высоким искусством, искус­ством сложным, тонким, искусством благородным, чуждым всяким низ­менным инстинктам, которые столь часто являются движущей пружиной в буржуазном цирке. Наши цирковые артисты, яркие представители заме­чательной советской школы, с триум­фом выступают на аренах Европы, Северной и Южной Америки, Афри­ки, Азии, их с нетерпением ждут зри­тели далекой Австралии. И Дмитриев, последовательно излагая — естествен­но, тоже в краткой форме — исто­рию    советского    цирка,   показывает его эстетические основы и их истори­ческие и социальные корни. Читатель понимает, что только в условиях со­циального равенства могло сложить­ся подобное искусство и что никаким другим оно не может быть в нашей стране, где зритель с благодарностью воспринимает демонстрацию челове­ческой красоты, ловкости, смелости, юмора, хитрости, находчивости и с отвращением отметает те виды зре­лищ на манеже, в которых отсутству­ет принцип гуманности, где унижает­ся достоинство человека.

Это основная мысль, пронизыва­ющая все труды Ю. Дмитриева по цирковому искусству (да и по искус­ству эстрады, которому он отдает также немало сил). И в популярной книжке, о которой идет речь, автор не устает снова и снова воспевать цирк творческий, цирк красивый. В книжке рассказывается о том, как готовятся, учатся, тренируются, репетируют артисты советского цир­ка; в ней читатель найдет рассказ о том, что такое тот или иной жанр цирка — и как работают наездники, дрессировщики, что такое аттракцион, особо говорится о значении клоуна на манеже. Мы узнаем, как подго­тавливается цирковое представление, о роли режиссера в нем, как готовят цирк к вечеру, к приему зрителя и т. д.

Словом, прочтя эту книжку, мы с еще большей охотой пойдем в цирк и с большим пониманием сможем по достоинству оценить огромный труд и тонкое искусство любимых артистов нашего замечательного цирка. Несколько замечаний в конце. Очень жаль, что книжка плохо изда­на: серая, низкого качества бумага, тусклые иллюстрации, отсутствует вы­думка художника, значительное ко­личество издательских небрежно­стей — опечаток, ошибок, сносок без соответствующих отметок в тексте и пр. Думается, что массовые научно-популярные книги, призванные фор­мировать у читателя вкус, умение во­спринимать искусство, должны уже внешним своим видом и общей куль­турой издания вызывать чувство эсте­тического удовлетворения. Об этом издательству «Знание», делающему весьма полезное дело, нельзя забы­вать.
 

А. ГУЛИЕВ

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100