В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на льду

Каждый из них участвует в представлении Цирк на льду, и заняты они в нескольких номерах. Но ежедневно, после своих обычных репетиций, за несколько часов перед вечерним спектаклем, выходят на ледяную арену В. Быков, С. Рыжков, И. Притаманов, Н. Туманов, В. Денисов, П. Лисенков, В. Ветлицкий.

Они упорно осваивают сложные трюки, в том числе прыжки с подкидной доски. На ковре манежа подобное стало привычным. А если на ногах коньки? Как отбить доску, как взлететь с нее, а, исполнив сальто-мортале, как опуститься на лед? Трудности немалые. Однако сейчас артисты уже уверенно демонстрируют с подкидной доски сальто переднее и заднее, сальто-бланш с приходом на лед, а то на шест, который горизонтально держат партнеры.

Что же заставляет их вместо отдыха напряженно осваивать трюки, которые на льду раньше не исполнялись? Молодежью движет упорное желание подготовить новую акробатическую эксцентрическую сценку, в которой изображается нападение отважных мушкетеров на карету миледи с целью завладеть письмом кардинала.

Нередко на репетицию «Мушкетеров» приезжает автор сценария Ю. Архипцев, недавно возглавлявший этот коллектив. Теперь он занимает должность начальника художественного отдела Союзгосцирка, дела захлестывают его выше головы, но он остается верен своим товарищам и полон решимости довести начатую работу до конца.

Здесь, в «Цирке на льду», также без репетиционного периоде, было подготовлено несколько номеров. Журнал уже писал о создании номера эквилиб» ристов с першами, возглавляемого В. Ломакиным. Танцовщица на коньках Г. Хлюпина показала изящную сценку «Голубиная рапсодия». Да только ли в первом коллективе «Цирк на льду» артисты создают номера, продолжая выступления?!

Когда в новом Московском цирке репетировали «Мушкетеров», в Саратовском стационаре, давшем путевку в жизнь многим интересным произведениям манежа, готовил новый аттракцион, одновременно участвуя в программе, Рустам Касеев со своеой партнершей Нелли Касеевой.

Касеев давно зарекомендовал себя как личность творческая, ищущая. Мне думается, а историю советского цирка прочно вошел акробатический дуэт Рустама Касеева и Рубена Манасаряна. Интересно и ярко проявил себя Касеев и совсем в ином жанре — жанре дрессуры. Его номер с медведями был высоко оценен. Но Касеев не успокоился. И вот, гастролируя из города в город, он начал настойчиво репетировать с животными трюки для нозого аттракциона «Созвездие Большой Медведицы». Работа эта приближается к завершению.

Другой дрессировщик уже показал оригинальный номер, который подготовил, не прекращая выступления. Речь идет об Александре Попове. Попов, несколько лет назад, дебютировал со сценкой «Доктор Айболит», она пользуется у зрителей неизменным успехом. Казалось бы, нет необходимости браться за новую работу. Но Попова увлекли поиски новых возможностей дрессуры, стремление вслед за одной сюжетной сценкой подготовить вторую — «Кошкин дом», в которой участвовали бы различные четвероногие и пернатые «артисты». В часы репетиций кроме собак он стал выводить на манеж кошек, гуся, петуха. Самое сложное, как признался сам Попов, было свести всех животных вместе, чтобы в суматохе «тушения пожара» хвостатые и пернатые партнеры не перессорились, не передрались, не разбежались, а вели себя так, как предписывает им сценарий.

Иные читатели могут заметить: все это хорошо, но ведь и раньше мастера манежа кардинально перестраивали, а то и готовили новые номера, не прекращая своих гастролей, не беря репетиционного периода. Верно, об этом даже журнал не раз писал, но такое, хотя и вызывало одобрение, являлось как бы личным делом артиста. Сейчас, когда не хватает номеров для полноценных программ во всех цирках страны, подготовка новых произведений без перерыва в выступлениях стала не только желательной, но просто необходимой. Не случайно руководство Союзгосцирка специальным письмом призвало исполнителей создавать новые произведения без репетиционного периода. Этот призыв находит все более широкий отклик у артистов.
Меня познакомили с решениями одного из заседаний режиссерской коллегии Союзгосцирка, на котором утверждались сценарии. Что примечательно — из шести одобренных номеров все шесть будут готовиться без репетиционного периода. А ведь среди намеченных работ есть весьма сложные. Скажем, Надежда и Марина Маяцкие задумали выпустить аттракцион «Львы и мотоциклисты».

Материалы этого совещания режиссерской коллегии раскрывают еще одно примечательное обстоятельство. Сценарии, представленные на утверждение, сопровождаются не только рисунками намеченных трюков, а в ряде случаев —-и фотографиями. Такой материал, например, прислал жонглер Леонид Игнатов. Сейчас он выступает в номере под руководством Бориса Безматерных, но уже начал с партнершей готовить номер, в котором, как когда-то у народного артиста РСФСР Александра Кисс и заслуженной артистки РСФСР Виолетты Кисс, сочетаются жонглирование и эквилибр. В свободные часы Игнатов, как бы проверяя возможности свои и партнерши, освоил многие из намоченных трюков. (Их-то и запечатлел объектив фотоаппарата.) И уже ясно — задача, стоящая перед молодыми артистами, им по силам.

Конечно, когда артист, увлеченный интересным замыслом, берется осуществить его, не требуя освобождения от ежедневных выступлений, такое вызывает одобрение. Но достаточно ли только одобрений?

Два участника акробатического номера под руководством Анатолия Никобадзе — Евгений Герасимов и Анатолий Кочкарев — показали эксцентрическую сценку «На необитаемом острове». Когда сценку просмотрели специалисты, они признали, что молодые акробаты исполняют интересные, сложные трюки, но для избранного ими жанра требуется большая актерская выразительность, необходимо живое общение партнеров, должны быть ярче намечены характеры. Оставляли желать лучшего костюмы и реквизит, который молодые люди приобрели сами, по своим скромным возможностям. Было принято решение прикрепить к ним режиссера и обязать Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, аттракционов и номеров изготовить нужные костюмы и реквизит.

Турнисты Леонтьевы, не прерывая выступлений, репетируют эффектный номер на двухъярусном турнике. У гимнастов достаточно опыта, чтобы самостоятельно освоить сложные трюки, но вот о том, чтобы к нужному сроку был готов аппарат, удобный для установки на манеже и перевозки, должна позаботиться опять же Всесоюзная дирекция.

Продолжая эту тему, хочется обратить внимание вот на что. Артисты Чайниковы, тоже без отрыва от выступлений, создают новый воздушный номер. Но с самого начала их опекает большой знаток воздушной гимнастики заслуженный артист РСФСР Виктор Лисин. Время от времени он выезжает к ним в цирки, чтобы направить их работу. Одновременно Всесоюзная дирекция приступила к изготовлению нужного аппарата. Намечено поступить так: когда будут отрепетированы трюки, готов аппарат, артисты Чайниковы прервут выступления на месяц-полтора для завершения работы. Думается, каждый день из этих полутора месяцев будет использован с максимальной пользой. Да и полтора месяца — это не полтора года.

Видимо, подготовка без отрыва от выступлений не исключает порой небольшого репетиционного периода для завершения работы. Такой метод постановки номеров, мне кажется, весьма рационален. Ведь сколько еще случаев, когда артисты прекращают выступления, а после этого время расходуется на подбор партнеров, уточнение сценария, приобретение животных, а потом, когда, казалось бы, все трюки разучены, премьера задерживается из-за отсутствия реквизита, костюмов. Еще печальнее, когда исполнителю не удается осуществить задуманное и возникает вопрос: а надо ли было вообще начинать репетиции? Но средства затрачены, впустую прошли долгие месяцы, наконец, требуется с чем-то выпустить артиста, как говорится, трудоустроить его. Уже в самом термине «трудоустроить» нет и намека на творческое начало, оно никак не обещает появление нового интересного произведения.

Совсем иное дело, если артист добровольно берет на себя по существу почти двойную нагрузку, решая создать новый номер. В этом случае ярко проявляется творческая натура артиста. Кстати, почти все номера, которые были подготовлены без перерыва в выступлениях, интересны, своеобразны, каждый из них чем-то обогащает цирковое искусство.

Еще раз хочется отметить, как много среди мастеров арены замечательных тружеников, беззаветно отдающих свои
силы любимому искусству. Ведь кроме тех артистов, о которых уже говорилось, еще немало таких, что подготовили или готовят номера, не прерывая ежедневных выступлений. Например, освоил сложное амплуа сальто-морталиста на лошади Ю. Саркесян, один из основных исполнителей в номере под руководством Р. Беллея «Акробаты-прыгуны на верблюдах», показал забавную сценку с дрессированными собачками С. Бугуслаев, участник клоунской группы «Ребята с Арбата», готовятся новые номера в коллективах второго «Цирка на льду», «Цирка на воде». Перечень энтузиастов можно продолжить.

Но, чтобы число артистов, создающих новое без репетиционного периода, неуклонно росло, надо, чтобы каждый из них был твердо уверен, что получит деловую и серьезную помощь. Ведь в этом случае артистами движет желание создать новое, кроме всего — это убедительная проверка на настоящую творческую увлеченность.


К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100