Цирк на сцене на гастролях в Никарагуа - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк на сцене на гастролях  в Никарагуа

Вся наша группа испытала огромное волнение, когда узнала о предстоящих гастролях в Никарагуа. Ведь к борьбе ее героического народа приковано внимание передовых людей всего мире. И нашему коллективу выпало такое почетное задание: познакомить никарагуанцев с жизнеутверждающим искусством советского цирка.

После заключительного Цирка на сцене выступления в Никарагуа

На фото: После заключительного Цирка на сцене выступления в Никарагуа 

Улетали мы из Ленинграда. Как всегда, приезжая в этот город на Неве, невозможно не посетить его музеи, выставки, дорогие всем нам исторические места. На этот раз для нас организовали экскурсию по местам неувядаемой боевой славы города. Мы как бы заново пережили все те невероятные трудности и лишения, которые вынесли ленинградцы в лихую годину, борясь с ненавистным фашизмом. Они боролись, они стояли насмерть, но победили. И сегодня, сорок лет спустя, их подвиг волнует и вдохновляет всех живущих на земле.

И вот мы в Ленинградском аэропорту. Режиссер-постановщик программы С. Макаров, провожая нас, пожелал успеха. Мы заверили его, что выполним все поставленные им творческие задачи.

Через шестнадцать часов полета наш самолет приземлился в никарагуанской столице Манагуа. Было раннее утро. Нас встретили очень тепло, доброжелательно и сразу повезли в гостиницу. Тихий город. Навстречу автобусу бегут пальмы. И вначале показалось — все полно покоя и мира. Но вот один за другим стали попадаться разрушенные дома, а в тех, где жили люди, были выбиты стекла, снесены крыши. Нам пояснили: произошло землетрясение, стихийное бедствие унесло тысячи человеческих жизней, но нынешняя напряженная обстановка не дает возможности заниматься строительством. 

Из гостиницы мы направились к месту наших гастролей и сразу же приступили к подготовке «рабочей площадки». Времени до начала представления оставалось не так уж много и поэтому все немедленно включились в работу и завершили ее буквально за несколько минут до выхода на манеж. Устали невероятно, но собрали все силы, чтобы зрители увидели — перед ними выступают «Романтики». Всю усталость, напряжение, недоделки оставили мы за кулисами, и публика увидела программу легкую, веселую, с настоящим цирковым задором.

Сейчас рассказывать об этом просто. А тогда... Как жонглеру победить усталость рук, где взять сил акробатам, гимнастам, эквилибристам, если они не спали ночь, устраивали рабочую площадку, распаковывали реквизит? Но зал переполнен, звучит музыка, звучат слова: «Пусть всегда будет солнце!» И мы начинаем свой парад...

Впереди шли артисты, которые несли советское и никарагуанское знамена. Зал разразился возгласами: «Вива Советика! Вива Никарагуа!» Возгласы эти были слышны далеко за пределами здания, где шло представление.

Наше первое выступление мы дали в день пятой годовщины сандинистской революции. Никто не смог помешать никарагуанцам отметить свой праздник независимости. И мы были счастливы, что успели все подготовить в тот же день. Тут надо отметить энергичную деятельность руководителя нашей гастрольной поездки М. Мосягина, сделавшего все, чтобы программа началась точно в намеченный час.

Наше представление посетила генеральный секретарь ассоциации сандинистских работников культуры Росарио Мурильо. После спектакля для нас был устроен прием, на котором Росарио Мурильо сказала много теплых слов в адрес советских артистов и сообщила, что будет просить о продлении гастролей, это даст нам возможность больше поездить по стране, и большее число зрителей смогут посмотреть наше искусство.

Выступления в столице проходили с успехом. Мы включили в программу никарагуанских акробатов с подкидными досками, делились с ними творческим опытом.

В один из свободных вечеров побывали в театре, посмотрели замечательный балетный спектакль, где рассказывалось о борьбе и победе свободолюбивого никарагуанского народа. Театр все еще полуразрушен, актеры танцевали на большой сцене с колоннами, а потолком им служило звездное небо, и от этого спектакль производил совершенно особое впечатление.

Закончив гастроли в Манагуа, коллектив «Романтики» отправился по стране. В некоторых городах мы оказывались первыми советскими людьми, которых повстречали и с которыми познакомились никарагуанцы. Наши представления посмотрели более ста тысяч зрителей. Работали в самых различных, порой довольно сложных, условиях. Когда начинался дождь, он лил на зрителей, но они не покидали своих мест, продолжали демонстрацию своих номеров и мы. Выступали под палящим солнцем, работали поздним вечером, освещаемые автомобильными фарами. Переодевались и гримировались в автобусе, в санитарных палатках, а иногда и просто на улице. Трудно приходилось во время дождя гимнастам на бамбуке Наталии Фернандес и Константину Костюку, гимнастке на корд де парели Светлане Островерховой: вода лилась сквозь прохудившееся шапито на их аппаратуру, руки скользили, но артисты всегда доводили выступление до конца. Для велофигуристов Татьяны, Виктора и Бориса Балан невозможно было сделать и перевозить за собой деревянный пол, поэтому манеж заливали цементом. После окончания их номера стелили ковер, на манеж выходили жонглеры, эквилибристы, и ноги их проваливались в мокрую губку ковра...

Теперь можно признаться, что и мне, клоуну, нелегко было весь вечер исполнять репризы на таком манеже. А темповые жонглеры Галина и Александр Гульченко приспособились ловить влажные, скользкие булавы и делали это с успехом. В таких условиях никарагуанские акробаты не всегда могли работать. По наши артисты проявляли удивительную стойкость, выдержку и работоспособность, что постоянно отмечалось в рецензиях наряду с оценками отточенного мастерства советских артистов. Газеты много писали о тех, кого я уже упомянул выше, а также часто отмечали Лидию Шевчук, исполнявшую пластический этюд, антиподистку Татьяну Костюк, музыкальных эксцентриков Маргариту и Юрия Мархвинских, эквилибриста на катушках Анатолия Белуху, эквилибриста на свободной проволоке Владимира Слободенюка. Не меньшим успехом пользовался квартет под руководством Владимира Комара в составе Олега Соколова, Станислава Израиляна, Анатолия Шевчука.

Мы побывали с гастролями в городах Леоне, Гранаде, Масае, Хинотепе. Выступали перед солдатами народной санди-нистской армии. Ко мне как-то подошел один из военных и выразил сожаление, что мы приехали в их страну в столь трудное время и нам поэтому приходится нелегко. Я ответил, что наш коллектив считает эти гастроли своим почетным заданием. И рассказал, как в годы Великой Отечественной войны артисты выезжали на передовую с концертами, в осажденном Ленинграде сумели дать симфонический концерт, а футболисты организовали матч. Оказалось, мой собеседник читал и слышал об этом.

Не могу не рассказать о праздновании фиесты, которую посчастливилось наблюдать в Масае. По улицам шли люди в больших сомбреро, в ярких национальных костюмах, наездники гарцевали на лошадях в красивом убранстве. Жители вышли из домов. Не все могли сесть на лошадей, но в фиесте участвовали все. Мы любовались этим красивейшим национальным праздником, а люди узнавали нас, благодарили, пожимали руки.

Чтобы большее число жителей могли увидеть нашу программу, нас показали по никарагуанскому телевидению.

И еще немного о наших поездках по стране. Мы едем в Хинотепе, дорога проходит через самую высокую горную вершину, медленно поднимаясь вверх. Сразу заметно холодает. Если смотреть в окно автобуса, то создается впечатление, будто летишь в самолете. Внизу виднеются разнообразные деревья, расстилаются кофейные плантации. Вдруг все заволокло туманом. Но это не туман, это настоящие облака. Ночью, когда возвращаемся в Манагуа, молочные облака так густы, что свет фар с трудом пробивает их. Едем совсем тихо...

А двумя днями позже на этой горной дороге бандиты напали на автобус и обстреляли его, убив и ранив около тридцати человек.

Во время гастролей нас постоянно окружали артисты первого национального никарагуанского цирка. Они взяли на себя все хозяйственные заботы, помогали нам во время представлений — стояли в униформе. Мы со своей стороны передавали молодым артистам свой творческий опыт, репетировали с ними. А когда закончили гастроли, подарили им часть реквизита.

Из разных городов приезжали к нам артисты небольших частных цирков. В одном таком цирке нам удалось побывать на представлении. В нем участвовали только дети, показывая пять номеров. Единственный взрослый исполнитель — хозяин и руководитель цирка. Он пел куплеты и играл на трубе. Один из мальчиков был ударником. Труба и барабан — вот и весь оркестр. Крыши в этом цирке не существовало. Железные колья, вбитые по кругу, и привязанная к ним холстина образовывали манеж. Первым номером выступила девочка, которая демонстрировала разные гимнастические позы на обыкновенной веревке, которую подтягивали вверх до перекладины, привязанной к двум мачтам. После исполнения каждой позы юную артистку опускали на дорожку, служившую ковром. Затем мальчик-ударник исполнял клоунаду. Для этого из зала вызывались ребята и затевалась детская игра.

Представители ассоциации работников культуры попросили нас провести беседу с артистами национального цирка и работниками частных цирков. Люди съехались из разных концов страны, чтобы послушать о том, в каких условиях живут и трудятся советские артисты. М. Мося-гин говорил о национализации цирков в 1919 году, об организации циркового училища, о наших огромных стационарах. Парторг коллектива В. Комар рассказал о деятельности профсоюзов, о льготной пенсии для артистов и многом, многом другом. Слушали их с невероятным интересом.

А гастроли тем временем продолжались. Сложные, напряженные. Но каждую свободную минуту мы стремились использовать для знакомства со страной, с ее людьми.

...Мы на экскурсии возле вулкана Сант-Яго. Это высокий вулкан с большим, вечно дышащим кратером. Но «дышит» он по-разному. Во время сильных дождей начинаются землетрясения. Одно мы испытали сами. Ранним утром что-то затряслось, затрещало, моя кровать вместе со мною подъехала к стене и принялась стучать по ней. Я удивился: что за явление? А местные жители уже выбежали на улицу с самыми необходимыми вещами и не возвратились в дома, пока все не успокоилось. Оказалось, в эти сутки было зарегистрировано более семидесяти толчков. А в 1972 году из вулкана полилась раскаленная лава и обуглила все на своем пути. И теперь мы стоим возле этого вулкана. Из кратера идет пар с запахом сероводорода. Пар скрывает бездонную пропасть. Нам рассказали, как самосовцы бросали с вертолетов заключенных революционеров в эту огнедышащую пропасть.

Поднимаясь к вершине вулкана, увидели в застывшей лаве цветок с красненькими небольшими бутонами. Удивительный цветок! Мы спросили его название. Нам ответили: «Это наш национальный цветок саконороге». Все сгорело, а он снова растет и цветет на бесплодной почве. Наверное потому-то никарагуанцы и считают его своим национальным цветком.

Заключительное наше представление состоялось в Советском Союзе на Красной площади. Не удивляйтесь. Так называется один из рабочих районов Манагуа. Два флага — советский и никарагуанский — реют над этой площадью в честь дружбы наших народов. Прямо на площади и состоялось наше прощальное выступление.

На площади было очень много детей, которым мы роздали подарки, привезенные из Советского Союза. Подарки, которые собственноручно смастерили пионеры и школьники Москворецкого района столицы. Как только завершилась наша программа, никарагуанские дети устремились к нам с цветами, а мы в ответ дарили им игрушки, которые многие из этих ребят впервые в жизни держали в руках. Можете себе представить, какое волнение испытали мы, когда дети осторожно брали игрушки, прижимали их к себе, гладили... Наши женщины плакали, да и мы тоже, что греха таить, смахивали слезы. И желали, от всей души желали, чтобы у этих детей всегда было мирное небо над головой и чтобы они через много лет смогли показать своим детям игрушки, присланные школьниками Москвы...

 

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования