Цирк завтра - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк завтра

В Париже в начале этого года прошел седьмой по счету международный фестиваль цирковой молодежи. Он назывался «Цирк завтра».

Его участники — по условию конкурса не старше двадцати пяти лет — приехали из девятнадцати стран мира. От советского цирка — жонглер на вольностоящей лестнице Григорий Попович и клоуны Владимир Столяров и Сергей Соломатин.

Попович — лауреат Всесоюзного конкурса циркового искусства и обладатель «Гран при» II Международного фестиваля циркового искусства в Гаване. Теперь ему предстоял Париж. А вот клоуны, недавние выпускники ГУЦЭИ, еще мало известны даже любителям цирка, и можно предположить, что их рекомендовал народный артист СССР Юрий Никулин, член жюри конкурса. Не так ли, Юрий Владимирович?

—    И они вам понравились!

—    Понравились. И парижанам тоже. Особенно их реприза, в которой один клоун тащит под мышкой другого, а тот безостановочно жонглирует в самых неудобных позах. Зрители очень смеялись. Молодежный фестиваль, по-моему, был интересным. Конечно, сорок номеров, принявшие участие в конкурсе,— это не исчерпывающая картина завтрашнего цирка, на аренах мира будет еще много неожиданного. Но молодой цирк 1984 года, показанный в Париже, привлекает высоким профессионализмом, разнообразием жанров, а непосредственность, раскованность исполнителей удивительна. Даже у клоунов теперь совсем иные отношения с публикой, чем были в дни моей молодости. Скажем, клоун Дэвид Шинер, он ведет себя со зрителями так, как будто весь зал — его «подсадка»...

Конечно, Юрию Никулину хочется прежде всего рассказать о клоунах. Но сначала — еще немного информации о конкурсе.

—    Инициаторами проведения конкурса было Министерство культуры Франции и Ассоциация артистов и журналистов. Возглавлял всю организационную работу Доменик Маклер, журналист, деятель цирка и предприниматель. А члены жюри — директора крупнейших цирков, журналисты, художники. Для меня первой неожиданностью было то, что конкурс проходил в современном шапито, стоящем на окраине Парижа. «В шапито в январе? Быть не может!» — подумал я. Но все понял, когда увидел, что под местами для зрителей проложены трубы, по которым идет тепло, и большое шапито на три тысячи мест полностью согревается через пятнадцать минут после включения отопления В этом шапито шла обычная программа, но директор его — Алекс Грюс — на несколько дней предоставил арену участникам конкурса. И даже сам во время просмотра номеров стоял в форганге. Все конкурсные номера непременно показывались при публике, причем каждый — не менее трех раз, чтобы жюри могло избежать случайностей в оценках.

На манеже — Г. ПОПОВИЧ

На манеже — Г. ПОПОВИЧ

Коверные В. СОЛОМАТИН и В. СТОЛЯРОВ

Коверные В. СОЛОМАТИН и В. СТОЛЯРОВ
Фото А. ШИБАНОВА

—    И кто же оказался лучшим!

—    Золотые медали вручили Грише Поповичу, его мастерство было бесспорным, а также группе китайских девушек, работающих в жанре «дьяболо». Казалось бы, жанр вчерашнего дня, но у них все получалось удивительно азартно и увлекательно. И третью золотую медаль — группе прыгунов через кольца, которые стояли на манеже одно на другом. Три кольца, диаметр каждого не больше метра. Традиционный и очень трудный китайский номер.

Я рад, что четвертую золотую медаль получила американка Натали Энтерлине. Она исполняла танец и непрерывно жонглировала одной палкой. До сих пор я даже не представлял себе, как много жонглерских вариаций можно извлечь из одной палки. И все это ритмично, четко, красиво. Такой номер — действительно молодость цирка. Серебряную медаль получили клоуны Владимир Столяров и Сергей Соломатин. А Дэвид Шинер — бронзовую.

—    Похоже, Дэвид Шинер произвел на вас впечатление!

— Да. Когда речь пошла о распределении мест среди клоунов, я предложил первым считать его, наших — вторыми, а третьим — французского клоуна, который показывал очень милые фокусы. Но многие члены жюри были против та--ого распределения. Дэвид Шинер живет в Париже и выступает на улицах. Само его участие в профессиональном конкурсе уже было... некоторым нонсенсом. Он — мим, с белым лицом, красным носом, худой, в мешковатом пиджаке. Это клоун-импровизатор, Все его сценки очень отличаются от реприз в нашем понимании этого слова. Это, скорее, миниатюры с бесконечным количеством деталей. Вот он появляется в проходе, хочет шагнуть в манеж. Но, оказывается, манеж отделен от прохода стеклянной стеной. И клоун ищет выход, пытаясь обойти стену. Делает это так смешно, что действительно все время видишь эту стену.

В его сценках есть какие-то диссонирующие точки, очень непривычные для меня. Скажем, он берет фотокамеру у корреспондента, который снимал представление, небрежно кидает ее в свой чемодан. Тут вы, конечно, легко представите себе реакцию зрителей и «пострадавшего». Как бы построил репризу наш клоун? Он возвратил бы камеру владельцу и тут выяснилось бы, что она в полном порядке. У Дэвида Шинера все иначе. Он вынимает из чемодана и отдает фотокорру совсем не его, а другую, маленькую камеру. Затем жестом приказывает «Кидай мне ее назад». Тот кидает, а Шинер не ловит. Камера разбивается. И тут вопреки всякой логике негодовать начинает не зритель, а клоун. Готовится вздуть фотокорреспондента, потом хватает у какой-то мамаши ребенка и сует его фотокорру вместо его камеры. В конце концов он, конечно, возвращает камеру владельцу.

Или такая развернутая сюжетная сценка: на арене два стула и букет. Но для Шинера это не стулья, а автомобиль. Шинер вытаскивает из зала какую-нибудь женщину и ставит ее около стульев. А сам изображает, как он садится в автомобиль, хлопает дверцей, едет, очевидно, приезжает к женщине, стучит к ней в дверь, приглашает ее ехать с ним. Сажает ее в машину (на второй стул), «Закрой дверцу!». Она послушно выполняет его указания. Он едет, подпрыгивая, и требует, чтобы она тоже подпрыгивала на стуле, иначе им будет трудно воображать, что они едут в машине. Клоун обнимает женщину, просит, чтобы она его поцеловала. И она целует его, ведь чем больше она станет сопротивляться, тем смешнее выглядит для зрителей. Потом клоун привозит женщину домой, провожает, прощается, свет гаснет. И клоун, оглядываясь, печально уходит...

Самое смешное, что мы верили в эту поездку, тек убедительны были все детали. Неожиданный, странный для нас клоун. И мне тоже было смешно и грустно... Как все-таки интересно встречаться с молодостью другого поколения, которая является продолжением нашей артистической молодости и так непохожа на нее!

—    А что же Дэвид Шинер! Вернулся на улицу!

—    Нет. С ним сразу заключил контракт на девять месяцев цирк из ФРГ. Он был так рад! А я все думаю: рискнул бы я сам сделать сценку с фотокамерой, вот так слишком вольно обращаясь со зрителем?!

Беседу вела НАТАЛИЯ РУМЯНЦЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования