Цирк «Здравствуй!» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк «Здравствуй!»

Как бы сбегаясь с разных сторон, красные лампочки образуют слова: «Цирк «Здравствуй!».

Его оранжево-голубой шатер, воздвигнутый в парке Монфлери, привлекал прошлым летом многочисленных зрителей, которые приходили целыми семьями. Это было одним из самых знаменательных событий юбилейного 25-го Авиньонского фестиваля.

Впервые цирк был включен в программу этой самой крупной но Франции манифестации народной культуры. На подлинно народном празднике искусства цирк «Здравствуй!» получил свое творческое крещение, ведь ему в то время было от роду вcero два месяца. Однако его успех в Авиньоне был триумфальным. Тридцать вечеров гремели аплодисменты под его шатром, который раздували бурные порывы мистраля. Публика восторженно встречала артистов. Многие номера шли на бис.

Так во Франции появился новый цирк — «"Здравствуй!". Его создал молодой комедиант Жан-Батист Тьерре, который и является ныне его директором. Сначала он увлекся театром, затем снимался в кино. Работал и как театральный постановщик, поставив «Ревизора» Гоголя в Доме культуры Ренна. Но подлинное призвание — цирк — взяло верх. С небольшим номером он начал выступать в 1968 году в парижском мюзик-холле «Бобино», в кабаре "Эклюз", на сцене «Большого цирка Франции».

Вместе с Жаном-Батистом Тьерре в цирке «Здравствуй!» работает его жена Виктория Чаплин, дочь прославленного Чаплина. Вопреки отцовской волн она покинула семью, добровольно избрав трудности и радости бродячей жизни циркового артиста. «У меня, — говорит она, — нет и мысли сниматься в кино. Больше всего на свете я люблю цирк. В нем моя жизнь, мое призвание».

Костяком цирка «Здравствуй!» явилась труппа Морено, хорошо известная во Франции потомственная семья циркачей. От отца к сыну передаются в ней тайны циркового мастерства. У Морено был свой бродячий цирк, но он переживал трудные времена. На Западе крупные цирки безжалостно душат небольшие цирковые труппы, которые едва сводят концы с концами. Да и с каждым днем усиливается также конкуренция «малого экрана» — телевидения, которое удерживает люден вечерами дома.

Большую роль в рождении цирка «Здравствуй!» сыграл Жан Вилар. Этот выдающийся французский театральный деятель был бессменным руководителем Авиньонского фестиваля искусств. Он сразу же дал свое согласие на включение труппы Жана-Батиста Тьерре в программу фестиваля. Внезапная смерть не дала ему, однако, возможности увидеть успех цирка "Здравствуй!". Но его сын Стефан Вилар с пятью музыкантами создал молодежный оркестр, который с успехом выступает сегодня в цирковом представлении.

Цирк «Здравствуй!» стремится быть «бродячим праздником». Три часа длится программа, которая называется «Цирк мечты». В нее включены традиционные номера — клоуны, гимнасты на трапеции, жонглеры, акробаты, эквилибристы, укротители львов, дрессировщики лошадей и собак. Однако спектакль не является простым набором разрозненных номеров. Это настоящая искрометная феерия. где находится место и смеху, и поэзии, и сатире. Многие номера программы связаны с актуальными событиями сегодняшнего дня как во Франции. так и во всем мире. По-плакатному броские репризы и сценки обличают преступную агрессию американского империализма против героического вьетнамского народа, преследования негров и сторонников мира в США.

Жан-Батист Тьерре — удивительно эмоциональный артист, хорошо чувствующий природу циркового искусства. Его не узнать на манеже — он весь преображается, становится каким-то озаренным. Его выступления цепь неожиданных находок, фокусов, связанных с игрой слов, с различными предметами. Часто он тут же объясняет публике секрет своего фокуса, его внутреннюю механику.

Так между артистом и зрителями рождается прочная, неразрывная связь, общение. По словам газеты «Прогрэ», Тьерре полностью обновляет цирковую традицию своим современным чувством поэтического комика.

Главное для цирка «Здравствуй!» — привлечь самые широкие круги населения. Не случайно, цены на его билеты доступны, как говорят здесь, «всем кошелькам». Утром его артисты помогают устанавливать реквизит, а вечером выступают на цирковой дорожке. Таланты их разнообразны. И публика не удивляется, когда «клоун из Занзибара» берет флейту и мастерски исполняет произведение Дебюсси.

«Искренность, серьезность в работе. современная музыка, молодость и прекрасные костюмы все эти качества записаны в актив цирка «Здравствуй!», — пишет еженедельник «Леттр франсэз». «Заслуженный успех цирка «здравствуй!» тем более знаменателен, — подчеркивает газета «Пари-жур», — что интерес к цирку падает повсюду во Франции».

Признание хоть и горькое, - но справедливое. Крупным цирковым коллективам, например «Мажик сиркюс», «Амар», благодаря исключительным усилиям еще удается кое-как удерживаться на поверхности. Но нет, к сожалению, сомнений в том, что для французского цирка настали сейчас поистине трудные времена.

В 1887 году путеводитель "Жоанн" перечислял для туристов многочисленные и различные цирки, существовавшие в ту пору в Париже. Среди них был даже Государственный цирк, расположенный на авеню Елисейские поля. Сейчас во французской столице остался только одни «Зимний цирк» (открыт в 1852 году), да и то никто не знает, сколько ему еще удастся просуществовать.

Прославленный цирк Медрано на бульваре Рошешуар, который когда-то посещали Тулуз-Лотрек и Дега, доживает свои последние дни. На его месте будет построено здание для жилых квартир и «для административного пользования». Сегодня под стеклянным цирковым куполом бойко торгует мюнхенская пивная. Так грустно заканчивается одна из страниц большой истории французского цирка.

На бедственное положение артистов манежа обратил внимание и Фредерико Феллини, выдающийся итальянский кинорежиссер. В фильме «Клоуны» он показал, как умирает на Западе древнее цирковое искусство, как прославленные клоуны, заставлявшие смеяться тысячи людей, бесследно уходят из жизни, не имея возможности передать свое искусство молодым артистам...

После одного из представлений мы встретились с Жаном-Батистом Тьерре.

—    Наш цирк, — рассказывает он. — предоставлен в распоряжение комитетов предприятий, профсоюзов, всех рабочих демократических организаций. которые существуют во Франции. Без их помощи нельзя ничего сделать: ведь мы хотим создать цирк, который не был бы коммерческим предприятием. Вместе с тем мы стараемся стать и цирком творческим. создающим новые формы искусства под древним куполом. Вернуть цирк трудовой демократической публике, народу, создавшему его, — наша задача.

Молодой директор подчеркивает, что цирк «Здравствуй!» только начинает свою творческую деятельность. Создать его было трудно. Да н как единое цирковое представление он еще далек от совершенства.

—    Наши политические скетчи, — продолжает Тьерре, — тоже являются только дебютом. Мы хотим и дальше развивать политический цирковой номер. Введение политики, политического спектакля в цирк — весьма трудная вещь. Надо признать, что к этому у нас не привыкли. Клоун поэтому должен найти свой политический язык. Достаточно в качестве примера привести Чарли Чаплина в фильме «Новые времена». Сейчас, кстати говоря, буржуазный парламент стал цирком, где мне даже хочется
работать. Мы ищем в искусстве современный язык, политическую ориентацию. которую мы считаем наиболее прогрессивной.

—    В наших поисках, в утверждении творческих принципов нас вдохновляет советское цирковое искусство, — говорит в заключение Жан-Батист Тьерре. — Я очень люблю ваш замечательный цирк. Мы всегда ходим смотреть его представления, когда он гастролирует в Париже. Кто сейчас в мире не знает Олега Попова? Я читаю все, что появляется о советском цирке в прессе. Исключительное достоинство вашего цирка — уважительное отношение к артисту, обеспечение его безопасности в работе под куполом. Во Франции цирковое искусство находится на стадии ремесла. Его традиции передаются от отца к сыну в нескольких больших цирковых семьях. Нет специальной школы для подготовки цирковых артистов, как в Советском Союзе. А нам очень нужна такая школа.

Ваши мастера манежа показали всему миру шедевры циркового искусства. Поэтому выступления артистов советского цирка во Франции всегда являются подлинным триумфом. Какие это великолепные высокохудожественные спектакли, какие акробатические номера, какие прекрасные костюмы! Это лучшее, что имеет мировой цирк сегодня. У французских артистов цирка нет, к сожалению, таких возможностей...

После Авиньона цирк «Здравствуй!» с большим успехом выступил на празднике газеты «Юманите». боевого органа Французской компартии. Затем его артисты показали свое искусство виноградарям Шампани, труженикам рабочих пригородов Парижа, шахтерам Лотарингии и рыбакам Бретани.

Верится, что впереди у цирка «Здравствуй!» — новые интересные встречи, новые творческие успехи!

РОБЕРТ СЕРЕБРЕННИКОВ.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования