Цирковая династия Феррони - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 18:03 | 7.12.2019

Цирковая династия Феррони

Цирковая династия Феррони

Давно это было, более столетия назад. В 1878 году в московский цирк Карла Гинне, находившийся на Воздвиженке (теперь улица Калинина) прибыл на гастроли итальянский артист Дионисий Феррони.

Как оповещали афиши, «мастер удивительных позитур на канате». Это был потомственный комедиант, чьи предки, в том числе отец, давали представления на площадях европейских городов.

Успех вновь прибывший в Москву артист имел большой, публика ему щедро аплодировала. Но вот сезон в цирке закончился, нужно думать о дальнейшей работе.

Возвращаться обратно в Италию? Но это значило совершить длительное и очень дорогое путешествие, семья-то большая — жена и пятеро сыновей. А не попытать ли счастья в России?! Тем более что жена была наездницей, дети готовились стать артистами цирка, уже начали с успехом показывать свое мастерство.

Пока же, вспомнив выступления в Италии, можно начать выступать прямо на площадях...

У потомков славного канатоходца сохранилась афиша, извещающая, что в одном из городов на Новом рынке Дионисий Феррони, единственный соперник знаменитого Блондена, совершит весьма замечательное и опасное путешествие по большому канату — 250 футов длиной, расположенного на высоте 80 футов. На афише изображен артист, который, танцуя, поднимается по наклонному канату на башню замка. Было это в 1782 году.

По мере того как дети подрастали, они получали все более разностороннее цирковое образование. Пожалуй, не было такого жанра, который не был бы ими освоен. Но вместе с тем каждый из них выбирал одну специальность и в ней достигал наибольших результатов. Так, Оресто стал наездником и канатоходцем, Константин — подлинно универсальным артистом и замечательным клоуном. О нем, как о клоуне, с похвалой отзывался знаменитый французский актер Бенуа Констан Коклен-старший и талантливый, высокообразованный русский драматический артист Ю. Юрьев.

Константин Феррони, по афише Танти, почти не пользовался специальным реквизитом, обыгрывал шамбарьер, обручи, ленты, тумбы, музыкальные инструменты. У него была свинья по кличке Амурчик, соглашающаяся исполнять приказания только после того, как дрессировщик снимал перед нею свой колпак. Клоун с блеском разыгрывал пародию на постановку оперы Джузеппе Верди «Трубадур».

Третий брат — Америго — стая воздушным гимнастом и зквилибристом на перше, а также постановщиком пантомим и исполнителем в них главных ролей. Что касается Орацио, то он поражал сальто-мортале на лошади и еще тем, что, стоя на спине движущегося коня, отлично жонглировал. Он же демонстрировал различные кунштюки на незакрепленной (вольностоящей) лестнице. И, наконец, младший брат — Натали — был канатоходцем, наездником и гимнастом. Конечно, все братья принимали участие в различных групповых номерах, играли роли в пантомимах, исполняли обязанности униформистов, помогали дрессировать лошадей.

Немудрено, что при таких помощниках Феррони-отец открыл в содружестве с Ж. Лютгенсом цирк, программа в нем состояла почти целиком из «семейных» выступлений.

Когда в 1888 году Дионисий Феррони скончался, сыновья продолжили его дело. Тем более что уже подрастали их дети и также становились артистами.

В дореволюционной России Большой итальянский цирк братьев Феррони имел добрую репутацию. Впрочем, особенно большим этот цирк никогда не был, а являл собой передвижное предприятие средней руки.

В журнальной статье невозможно охарактеризовать всех представителей рода Феррони, подвизавшихся на арене. Заметим только: многие представители третьего поколения с успехом работали в советских цирках.

Из многих Феррони выберем нескольких, чтобы дать им самую краткую характеристику. В 20-е годы — это прежде всего знаменитый жонглер на лошади Витторио Феррони. Он не только сохранял классический жанр, представляя его наилучшим образом, но работал также в качестве педагога в открывшейся школе циркового искусства. На арене советского цирка с заслуженным успехом выступал и его сын Виктор Кошкин, также конный жонглер, создавший несколько новых трюковых комбинаций.

С успехом выступали в советском цирке и эквилибристы на проволоке Орландо: в 30-е годы это был дуэт Ивана Курзямова и Сусанны Феррони-Курэя-мовой, позже в номере участвовал их сын Геннадий. Именно Орландо первыми стали исполнять трюки на движущейся проволоке, что усложняло исполнение трюков, но делало их более эффектными.

К семейству Феррони также принадлежат знаменитые музыкальные клоуны братья Леонард и Константин Танти. Начав деятельность еще до революции, попытав силы в разных жанрах, с успехом сыграв роли в пантомимах, Танти окончательно определились в качестве клоунов и добились в этом амплуа выдающихся успехов. Уже в 1922 году в «Правде» писали: «В 1-м Госцирке замечается желание подойти вплотную к современной жизни. Первый шаг в этом направлении несомненно принадлежит талантливым братьям Танти... Они показали, что арена может служить не только утробному смеху, глупым пощечинам и архаической возне, но арена может стать политическим воспитателем народных масс. Только в этом направлении цирк завоюет симпатии зрителя-гражданина».

Широко прибегая к трансформации, используя приемы агитационного театра, в частности живой газеты «Синяя блуза», Танти ставили клоунады на злободневные темы. Вместе с тем они решительно отказывались от грубости, нарочитого комикования, унижения человека. Все это вместе выдвинуло Танти в число наиболее ярких клоунов советского цирка.

И еще один Феррони — Энрико, сын Орацио. В молодости гимнаст на кольцах, он в зрелые годы руководил номером «Бродячие музыканты Франкарди», в котором использовались различные эксцентрические музыкальные инструменты.

В этот же номер входили и другие дети Орацио.

У Энрико Феррони, кстати сказать, ныне здравствующего, поддерживающего связи, кажется, со всеми старыми артистами, есть сын Виктор, также посвятивший себя служению арене. В 1958 году он закончил цирковое училище, был акробатом, жонглером, выступал в комическом антре с автомобилем, а сейчас вместе с женой создал музыкально-буффонный номер. В этом номере артисты играют на бутылках, фужерах, а кончают свое выступление тем, что соединяют игру на рожках-фанфарах с акробатическими прыжками.

Виктор Энрикович, продолжающий выступать на аренах советского цирка,— один из последних представителей рода Феррони. Рода, известного в цирковом мире более столетия...

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования