В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковая одиссея Владимира Дерябкина

Цирковая одиссея Владимира ДерябкинаВначале было вот что: в 1964 году пятнадцатилетний Владимир Дерябкин приехал из станицы Каменск-Шахтинская Ростовской области в Ленинград в гости к старшему брату и впервые в жизни попал в цирк. Тогда в Ленинградском цирке шла программа с участием Олега Попова и Валентина Филатова. Это первое посещение цирка и решило дальнейшую судьбу Владимира Дерябкина.

Он поступает в народный цирк Дома культуры имени Карла Маркса, затем в Ленинградскую группу «Цирк на сцене», оттуда переходит в Новосибирскую группу, снова возвращается в Ленинград, работает в цирке униформистом, затем конюхом у Юрия Ермолаева, а потом в «Русской тройке» Николая Ольховикова. И при этом репетирует постоянно днем и ночью, стремясь овладеть самыми различными цирковыми жанрами.

Одиссея Владимира Дерябкина завершается в 1969 году в Ростове, где режиссер Казимир Бобок, создавший молодежный цирковой коллектив «Поиск», соединил Артиста с Анатолием Хлюпиным, выпускником ГУЦЭИ. Так родился клоунский дуэт Дерябкин — Хлюпин.

Мне кажется, специалисты в свое время явно недооценили этот дуэт. Тем не менее молодых коверных отличали интересный репертуар, артистическое обаяние, выдумка, и вместе с тем чувство меры.

Владимир Дерябкин и Анатолий Хлюпин умели говорить на манеже, владели многими цирковыми жанрами Достаточно вспомнить один из исполняемых ими трюков: Владимир Дерябкин ехал на моноцикле по барьеру с партнером на плечах.

Когда Дерябкин еще был коверным, отец подарил ему свой старый автомобиль. Получив столь желаемый подарок. Владимир Дерябкин со свойственной ему энергией принялся за создание «персональной» клоунской машины. Сам доставал для нее различные детали, паял, сверлил, красил, придумывал различные трюки, которые должна была исполнять его необычная машина, искал ее внешний вид, а точнее, сказать, образ.

И наконец машина была готова. Но, увы, молодые коверные никак не могли найти, ей применение в своем репертуаре. Впрочем, машина не стояла без дела: когда в каком-нибудь цирке падали сборы. Дерябкин отправлялся мл ней распространять билеты, и сборы неизменно поднимались.

Вот тогда-то у Владимира Дерябкина и зародилась мысль попытаться восстановить сценку Василия Калинина «Медведь-таксист». В 1974 году для этой цели в Ленинградском зоопарке покупается медвежонок, получивший имя Герасим.

ПЕРВОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

В девяти случаях из десяти на вопрос о дальнейших творческих планах артисты цирка дают такой (перефразируя известные строчки Маяковского) ответ:

— В дрессировщики хочу, пусть меня научат!

Одни мечтают о клетках с различными хищниками, других привлекают медведи (конечно, бурые и гималайские, но отнюдь не белые), третьих — что-то экзотическое: слоны, удавы, страусы, обезьяны, бегемоты, павлины и т. д. На худой конец можно удовлетвориться наитривиальнейшими собачками.

Один молодой артист объяснил мне, что только в дрессуре он сможет создать масштабное произведение. Будто в других цирковых жанрах это сделать нельзя.

Стремление стать дрессировщиками многие молодые артисты подкрепляют делом. В главк сыплются заявки, сценарии. режиссерские разработки будущих аттракционов, где авторы дают полную волю своей фантазии. При чтении этих произведений членов режиссерской коллегии порой бросает то в жар, то я холод...

ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА ДЕРЯБКИНА

...Владимир Дерябкин не писал в главк заявок, сценариев, не создавал режиссерских разработок — он просто стал дрессировщиком.

Герасим подрастал, скоро начались репетиции, медвежонок понемногу начал постигать азы профессии циркового артиста. Изучая его характер, повадки, Владимир Дерябкин пришел к мысли, что надо не просто восстановить сценку Калинина, а создать свой оригинальный номер. Ток родился замысел «Автосервиса». Помощником в осуществлении его стала жена Людмиле, в прошлом воздушная гимнастка.

О злоключениях Дерябкина в то время можно написать целый роман. Герасима долгое время не ставили на довольствие, и приходилось кормить его за свой счет, запрещали держать его в цирке. Перевозить Герасима из одного города в другой приходилось чуть ли не нелегально. Об ассистенте или рабочем по уходу тогда не могло быть и речи, поэтому Людмиле и Владимиру приходилось вместе с животным путешествовать в товарном вагоне, а во время остановок артисты даже ухитрялись репетировать.

Директор Ереванского цирка Амаяк Андрианникович Хасхазян получил из главка категорический приказ «убрать медведя», но, посмотрев репетиции Владимира Дерябкина, решил приказу не подчиниться.

В Киеве приходилось репетировать по ночам, при свете лишь одной дежурной лампочки. Однажды в зал зашел главный режиссер цирка Борис Михайлович Заец, и с тех пор Дерябкин репетировал при полном свете.

Но настоящими «крестными отцами» номера стали директор Ярославского цирка Александр Николаевич Ядренов и заслуженный артист РСФСР Анатолий Александрович Корнилов, в коллективе которого тогда работали Дерябкин и Хлюпин. Молодому дрессировщику было разрешено не только репетировать, но и дебютировать на манеже Ярославского цирка со своей сценкой «Автосервис». Представитель главка, приехавший в Ярославль «покончить» со строптивым коверным, увозил в Москву акт о приеме номера в эксплуатацию...

ВТОРОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Сегодня просто невозможно представить цирковое представление без участия медведей. Косолапый давно уже стал самым популярным артистом среди всех представителей животного мира. Его успехи поразительны и общеизвестны, чего он только не проделывает на манеже, взлетает под купол цирка, ездит на автомобилях и мотоциклах, играет а футбол и хоккей, прыгает с подкидной доски, как заправский боксер выходит на ринг. Он же турнист, жонглер наездник, иллюзионист, эквилибрист, канатоходец, музыкальный эксцентрик. Возможно, в скором времени мы увидим такую картину: в клетку ко львам входит косолапый, щелкает бичом, и цари зверей послушно становятся перед ним на «оф»...

Но, бесспорно, таких, не побоимся этого слова, феноменальных успехов медведь добился с помощью своих наставников, имена которых хорошо известны любителям циркового искусство: Валентин Филатов, Венедикт Беляков, Иван Кудрявцев, Эльвина Подчерникова, Рустам Касеев и еще целый ряд замечательных дрессировщиков, развивших и дополнивших стройную систему дрессуры, основанную на выработке у животных комплекса условных рефлексов при помощи вкусового поощрения.

Найти свое лицо в этом жанре сейчас далеко не просто. Но Владимиру Дерябкину удалось.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА ВЛАДИМИРА ДЕРЯБКИНА

Все злоключения остались позади: сегодня Людмила и Владимир Дерябкины — дипломанты Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства, посвященного 60-летию Октябрьской революции; недавно с большим успехом выступали на гастролях в Чехословакии; в программе Московского цирка на Ленинских горах их номер «Автосервис» по праву считался одним из лучших.

...У машины, за рулем которой — очаровательная девушка (Л. Дерябкина), неожиданно заглох мотор. Не помощь немедленно приходит «Автосервис» (В. Дерябкин и Герасим), и перед зрителями разыгрывается настоящий спектакль, главным героем которого становится Герасим, воплощающий на манеже целую гамму «медвежьих переживаний».

Косолапый актер с блеском проводит свою роль с ленцой и неохотно помогает чинить машину, стараясь при первой же возможности увильнуть от работы и завалиться спать. Но особенно ему удаются, так сказать, лирические места роли, когда он начинает ухаживать за девушкой В финале номера, где Герасим стоит перед ней на коленях и предлагает свое сердце, зрительный зал неизменно разражается хохотом.

Специалисты отметят, что Людмила и Владимир выходят на манеж с «пустыми» руками и почти не прибегают к подкормке медведя. Ну а зрители восхищаются мастерством косолапого актера тем, как он играет свою роль, но путая ни одной мизансцены, и отметят, как тактично и умело выдвигают дрессировщики своего косолапого партнера на первый план.

МОНОЛОГ ВЛАДИМИРА ДЕРЯБКИНА

—    Мне хочется создать «Медвежий театр миниатюр», — рассказывает Владимир Дерябкин, — добиться того, чтобы животные не просто исполняли набор определенных трюков, а играли свои роли и у зрителей возникала иллюзия разумности действий животных. То, что может сделать медведь на манеже, не может, мне думается, никто из представителей животного мира, и задача дрессировщиков (и нас с Людмилой в том числе) максимально раскрыть его незаурядные способности, заложенные в нем природой.

Уже сейчас «Медвежий театр миниатюр» Людмилы и Владимира Дерябкиных приобретает вполне реальные очертания: репетируется сценка «В ресторане», где партнерами медведей будут два боксера, готова немного модернизированная ладья для сценки «Берлога».

—    И еще мне хочется сказать об одном человеке, которому я обязан бесконечно многим. Это народный артист СССР Олег Константинович Попов. Если бы но он, то еще неизвестно, как бы сложилась наша с Людмилой артистическая судьба.

Однажды Попов увидел в Краснодаре наш «Автосервис», после чего зашел к нам. Мы долго беседовали, я рассказал ему о своих новых замыслах. Олег Константинович не только заинтересовался ими, но и согласился быть режиссером нашего будущего «Медвежьего театра миниатюр». Надо ли говорить, какое для нас счастье работать с таким режиссером. Просто поражаешься его выдумке и изобретательности. А сколько для нас значат его советы, замечания и подсказки, сколько своих замыслов он нам отдал!

Нам пришлось работать в Москве в одной программе с Олегом Константиновичем, и, конечно, наш «Автосервис» не очень-то монтировался с его знаменитой клоунадой «Машина», но артист ни словом не обмолвился об этом, наоборот, постоянно подсказывал, как улучшить номер.

ГОВОРИТ ОЛЕГ ПОПОВ

—    Энрико Растелли как-то сказал, что копирование — это не достижение. Именно поэтому мне и нравится Владимир Дерябкин, что он никого не копирует, а стремится пойти в сложном жанре дрессуры свой путь. Создает не просто смешные сценки с участием медведей и других животных, а старается сделать их сюжетными.

Работает Владимир самозабвенно и увлеченно, я бы сказал, с истинным фанатизмом, не считаясь со временем, часто отказывая себе во многом. И асе ради того, чтобы своим выступлением доставить радость людям. А с этом и есть основной смысл призвание артиста цирка.

И еще: Дерябкин обладает большим даром комического актера и, по-моему, напрасно так мало использует в своих номерах этот свой талант, намеренно уходя в тень и выдвигая на первый план своих четвероногих партнеров...

НАШ САМЫЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ АРТИСТ

...В помещении, где содержатся животные Людмилы и Владимира Дерябкиных, идеальная чистота и порядок. Это «хозяйство» их помощника Анатолия Лукина.

—    О таком ассистенте, как Толя, можно только мечтать, — говорит Людмила. — Он не только ухаживает за животными, переезжает с ними из города в город (а уж мы с Володей знаем, чего это стоит), помогает нам в представлениях и репетициях. Вместе с Володей он изготовил почти весь реквизит для наших сценок, и трудно переоценить его вклад в наш «Медвежий театр миниатюр».

Обходя клетки со своими косолапыми актерами, Владимир Дерябкин дает каждому подробную характеристику:

—    Этот очень талантлив, но порой строптив. Этот, к сожалению, мало талантлив, видно, придется отдать его в зоопарк. Этот — капризуля, но, если захочет, работает хорошо.

Подходя к самой большой клетке в которой помещается Герасим, Владимир неизменно говорит:

—    Ну, а это — наш самый талантливый артист.

Герасим при этом удовлетворенно ворчит, очевидно, полностью соглашаясь с такой оценкой.

Кстати, недавно он с успехом дебютировал в роли живого символа Московской Олимпиады — торжественно вручал на спортивном празднике, посвященном XVIII съезду ВЛКСМ, букет цветов олимпийской чемпионке Людмиле Турищевой.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ

оставить комментарий
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100