Цирковой фотограф Поль Кардон - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковой фотограф Поль Кардон

Всякий раз, когда в Париже гастролирует советский цирк, а зале, где происходят его выступления, и за кулисами можно встретить седого, худощавого человека, с фотоаппаратом.

Держится он застенчиво. Снимает, в отличие от многих профессиональных репортеров, не бесперебойными «очередями», а лишь изредка, подолгу «взвешивая» каждый щелчок и как бы прося при этом извинения у артистов и зрителей за причиненное беспокойство. И только немногие знают, что это крупнейший мастер фотографии, чей объектив вот уже 20 лет бессменно и вдохновенно служит арене.

Любовь к цирку возникла у Поля Кордона еще в раннем детстве. Однажды, маленьким мальчиком, проходя мимо шапито, он случайно подглядел кусочек репетиции: наездницу на великолепном белом коне. Эта длившаяся один миг сцена приоткрывала полный чудес сказочный мир, нетерпеливо звала познакомиться с ним поближе. С тех пор знакомство уже не прекращалось никогда...

Служба в кавалерии углубила неожиданно возникший интерес к цирку. Верховая езда, конюшня, животные — все это оказывалось продолжением цирка, смыкалось с ним. Тогда же он начал осваивать секреты фотосъемки. Освоение шло успешно. Снимки неоднократно выставлялись. Поэтому, когда армия осталась позади и понадобилось определить свое место в штатской жизни, Поль Кордон решил одновременно «убить двух зайцев», то есть объединить два увлечения в одной профессии — профессии циркового фотографа. Правда, посвятить себя исключительно ей было практически невозможно. Хотя работы его не замедлили стать подлинным украшением афиш, стендов у входов в шапито. Хотя благодаря вложенным в них чувствам, их красноречию и заразительности не один француз «заболел» цирком еще до того, как впервые переступил его порог. Но чтобы обеспечить семью, приходилось принимать заказы и от модных журналов и от рекламных фирм. Но цирк неизменно оставался главной, дорогой и любимой темой. В нем были самые близкие друзья. С ним связаны самые волнующие, незабываемые путешествия. Сначала — по Франции, затем — по всему миру.

— Но сколько я не перевидел различных трупп самого высокого международного класса, ни одна не может сравниться с советским цирком, — говорит мне Поль Кордон. — Ни по техническому уровню, ни по артистизму, ни по насыщенности и законченности программ. Эти качества поразили меня еще в самый первый приезд во Францию советских артистов. И не переставали подтверждаться в дальнейшем. Их представления источают такую силу и свет, такую заразительную радость, что не поддаться им не может даже самый мрачно настроенный человек.

О том, какое место в его жизни и сердце занимает советское цирковое искусство, Поль Кордон может говорить подолгу. Но красноречивее всех слов об этом свидетельствуют сами его произведения. Олег Попов, Владимир Дуров, Маргарита Назарова, Запашные... Подолгу изучая каждого из них на манеже, он сумел заглянуть в глубь исполняемых ими номеров, уловить и передать наиболее характерное в стиле, облике, как сумел уловить это и в других выдающихся мастерах цирковой арены мира.

Лучшее из созданного фотографом за долгий творческий путь, в том числе и работы, посвященные советским артистам, с успехом демонстрировалось не так давно в одном из выставочных залов Парижа. Собранные там снимки — сделанные в разные периоды, в разных странах, технически по-разному решенные — отличал единый тон: но жалостливо надрывный, каким стало сейчас во Франции модно говорить о цирке, а бодрый и жизнеутверждающий. В них мир арены был не призраком прошлого, окрашенным ностальгией воспоминаний, а сегодняшним, по-современному праздничным и реальным миром, приобщающим нас к мужеству и красоте. И еще было в них другое: раскрытие самоотверженного труда, который ведет к зрителю, к атмосфере праздника.

В одной и той же фотографии Полю Кордону удавалось передать и внешнюю, поражающую зрителя легкость самого виртуозного номера, и стоящее за ней невероятное напряжение сил, концентрацию воли. «Коким образом?»— спросила я у него. «Очень просто: надо не упустить нужный момент»,— ответил он. Но не сказал только одно: «чтобы не упустить», надо тонко чувствовать цирк, знать ого изнутри, быть в него постоянно и беззаветно влюбленным. Именно таков Поль Кордон. И цирк, обретающий благодаря его искусству новых и новых друзей, говорит ему сегодня за это горячее «спасибо!»

ЕЛЕНА КАРАСЕВА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования