Цирковой праздник в «Сокольниках» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковой праздник в «Сокольниках»

Успех Дня цирка в «Сокольниках» был предопределен самим замыслом: воссоздать на обширной территории и для грандиозной аудитории в современном варианте традиционное русское народное празднество.

Оно включало в себя задорное скоморошье зазывное выступление у входа в парк («раус», как говорили во времена балаганных зрелищ) и потешную чуть ли не километровую всежанровую кавалькаду, и приветствия, с которыми обратились к собравшимся генеральный директор Союзгосцирка, заслуженный деятель искусств А. Колеватов, и Герой Социалистического Труда народная артистка СССР И. Бугримова, а затем и торжественный, красочный парад-пролог с милыми девушками-барабанщицами и скульптурными группами на специальных подмостках средь фигурных фонтанных струй. Празднество включило в себя и два — дневное и вечернее — больших цирковых представления в Зеленом театре с невиданным доселе калейдоскопом прославленных клоунов во главе с Олегом Поповым. А между этими спектаклями — встречи с драматургами и композиторами цирка, искусствоведами, режиссерами — словом, теми, кто непосредственно причастен к делам и жизни всенародного любимца — цирка.

О празднике в «Сокольниках» писали «Правда», «Советская культура», а в предыдущем номере нашего журнала дана обширная фотоинформация. Меня заинтересовала, грубо говоря, изнанка всего этого крупномасштабного веселого мероприятия протяженностью в двенадцать часов и со семьюстами участниками. Захотелось заглянуть на режиссерско-постановочную кухню, тем более что «шеф-поваром» Дня цирка был М. Злотников, чья творческая биография начиналась и проходила на моих глазах.

Я помню его сценический дебют двадцать с лишним лет назад, когда он еще студентом показал себя остро-гротесковым актером в программе театра-студии «Юность». Потом, заочно окончив режиссерский факультет Театрального училища имени Щукина, Злотников отдает свою творческую энергию телевидению. Но главное свое призвание он нашел позднее, когда двенадцать лет назад пришел в цирк преподавателем клоунской студии на Цветном бульваре, руководимой народным артистом РСФСР профессором М. Местечкиным. Сегодня Михаил Савельевич на посту главного режиссера одной из творческих мастерских Всесоюзной дирекции по подготовке новых номеров и программ. Ему и была поручена постановка большого праздника в столичном парке «Сокольники» — Дня цирка.

—    Нам хотелось, — делится своими мыслями Михаил Злотников, — в одном парке, в один день дать зрителю максимальную возможность совершить экскурс в недра цирка — от истоков его до наших дней, во всем многообразии жанров. Наше празднество — это, если хотите, как бы живой, движущийся и непрерывно функционирующий музей отечественного манежа, в котором слово и показ сливаются в единое целое.

—    Вы спрашиваете, какие принципы, на мой взгляд, лежат в основе массовых театрализованных зрелищ, — продолжал Михаил Савельевич. — Я бы назвал трех китов: это следование народным традициям, комплексное решение режиссерской задачи и, наконец, четкую организацию всего дела. Если мы внимательно присмотримся к тому, что делали в этом жанре на заре Советской власти и в более поздние годы такие выдающиеся мастера, как Н. Петров, К. Марджанов, С. Радлов, Н. Охлопков, В. Мейерхольд, то убедимся, что в их творчестве присутствовали все перечисленные элементы.

До Дня цирка в «Сокольниках» у меня было несколько Дней в самых различных уголках страны. И повсюду я старался удержать в упряжке «трех китов». Так, в Якутии я положил в основу массового представления народное празднество иссыхой. В Казани, где я недавно поставил в национальном цирковом коллективе юбилейную программу к 60-летию автономной республики, использовал традиции сабантуя... Но не только традиции важны. Я считаю, что в каждое народное празднество должны быть органически включены и местный колорит, географические и исторические особенности данного города. Если бы, скажем, тот же праздник я проводил не в «Сокольниках», а в ЦПКиО или парке Измайлово, то весь рисунок, не говоря уже о деталях мероприятия, был бы иным.

Так, несколько лет назад, проводя в Рыбинске большой праздник, посвященный 200-летию города, я выбрал стержнем программы Волгу. «Главная дорога России» открывала широкие возможности для показа прошлого и настоящего этого края. Каторжный труд бурлаков, челны Стеньки Разина и революционные события времен гражданской войны, наконец, прекрасная трудовая новь. Широка была и палитра художественных средств праздника: от театрализованного митинга-маевки до светозвукового спектакля, от жанровых сцен до водно-спортивного состязания. Праздник стал событием в жизни города, на нем побывало более 120 тысяч человек.

Четкость торжеств в Рыбинске обеспечивалась своего рода боевым художественно-творческим штабом. И подобно- тому как из мозаичных кусочков выкладывается большое панно, так и тщательно состыкованные фрагменты представления создают единую праздничную картину.

Принцип фрагментарной подготовки праздника строго выдерживался на Дне цирка в «Сокольниках». Разные участки празднества возглавляли режиссеры: Ю. Архипцев, В. Крымко, С. Уральский, Б. Довгань, большую помощь оказал начальник художественного отдела Союзгосцирка Ю. Егоров, балетмейстер Р. Рыбаковас и П. Гродницкий, дирижер В. Иоффе.

И, конечно же, в значительной степени успех предопределило отношение к Дню цирка главных участников— артистов. Каждый из семисот исполнителей принял его как свое кровное дело, как личный праздник. Скажу, к примеру, что Ю. Дуров, молодой представитель славной династий? специально приехал со своим слоном из Харькова, из далекого Новокузнецка с группой экзотических животных прибыл Б. Федотов.

В завершении беседы еще вопрос:

—    Когда намечается следующий День цирка?

Пауза. И откровенный ответ:

—    Не знаю. Пока вопрос остается открытым. Дело в том, что за все послевоенные годы нынешний праздник всего лишь третий. Первый состоялся в 1957 году во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, второй — в 1967 году, приуроченный к 50-летию Великого Октября, и, наконец, нынешний, в рамках культурной программы «Олимпиады-80». Нужны ли такие интервалы? Думаю, что нет. Не нужны. Видимо, есть прямой резон проводить такие Дни регулярно. И не только в Москве, но и в других городах — на площадях, стадионах, в парках. На таких праздниках могут показывать свое искусство не только профессиональные мастера циркового искусства, но и многочисленные актеры-любители. Кстати, и в Сокольниках, можно сказать, на равных принимали участие самодеятельные цирковые коллективы дворцов культуры имени Русакова и подмосковного города Видное.

Думается, такие Дни имел в виду А. В. Луначарский, когда говорил, что «главным художественным порождением Революции всегда были и будут народные празднества».

ИМ. ЛЕВИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования