В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковой скульптор Аста Бржезицкая

Скульптор Аста Давыдовна Бржезицкая живет в Москве, в Черемушках, а сказку свою творит в Дулеве. Тридцать лет тому назад, будучи студенткой Суриковского института, в мастерской Александра Терентьевича Матвеева, она впервые приехала на подмосковный фарфоровый завод в Дулево. С тех пор судьбы их неразлучны.

Я попал в мастерскую, когда скульптор готовилась к выставке. В двух небольших комнатах — неокрашенные деревянные полки, сверху донизу уставленные фарфоровыми фигурками. Некоторые из них я видел и прежде. Но вот такое полное собрание встречаю впервые.

Десять скульптурных групп составили знаменитую сюиту «Цирка, неоднократно экспонировавшуюся и у нас и за рубежом,— «Клоун с пони», «Клоун с леопардами» («Новый аттракцион»), «Трубачи», «Дрессировщица со львами», «Дрессировщица с леопардом» («Баланс»), «Крокодил Гена с птичкой» («Физики и лирики»), «Укротительница свинок», «Кукуя, «Цирковой роман», «Дама с собачками». Вглядитесь повнимательней в лица животных. Я не оговорился: именно в лица животных. Обратите внимание на то, как прищурился леопард. А сколько озорства в лице у этого огромного, неуклюжего медведя, закрывшего лапами глаза изящной дрессировщицы. А свинки, вполне одобряющие поведение своей хозяйки! Все животные в сюите «Цирк» очеловечены, они ведь и в самом деле — не просто львы и не просто пони. Они умеют выполнять сложные трюки, подчиняясь воле человека. Следовательно, и отношения у них с людьми не совсем обычные. Отсюда и взгляд у животных — то дружеский, то несколько иронический.

—    Почему столько работ посвящено цирку? — спрашиваю скульптора.
—    Так ведь в цирке всегда сказка, — слышу в ответ, — А сказка — моя любовь. Я и в литературе чаще всего обращаюсь к сказке. И «Принцессу Турандот» выбрала по той же причине.

Здесь нужно сказать несколько слов об этой работе. Она создавалась два года, а вынашивалась почти всю жизнь, с того самого дня, когда будущая художница впервые увидела этот знаменитый спектакль на премьере в 1922 году. С тех пор прошло много лет, но первое впечатление не давало покоя. И когда на вахтанговской сцене снова появились герои сказки Гоцци, Аста Давыдовна, вооружившись альбомом и карандашом, стала едва ли не постоянным зрителем каждого представления. Из всех исполнителей она, вероятно, отобрала тех, кто больше всего ей импонировал. И принялась за работу.

«Принцессу Турандот» А. Бржезицкой пока знают немногие. Через некоторое время она по праву получит постоянную прописку в музее Вахтанговского театра. Опираясь не только на то, что живет в нынешних представлениях, но и на воспоминания собственной юности, А. Бржезицкая наделяет скульптуру особой, внутренней динамикой- О се героях никак не скажешь, что они- застыли в театральных позах. Напротив, у вас обязательно создастся впечатление непрерывного движения.

На полках — сюжеты и герои многих известных литературных произведений. Здесь «Каменный гость» и «Руслан н Черномор», «Майская ночь» и «Ревизор», мушкетеры Дюма, «Принцесса на горошине» Андерсена, «Снежная королева», «Красная шапочка», «Гамлет», «Гуливер и лилипуты», «Тартарен из Тараскона», «Дама с собачкой», «Том Сойер», Гаврик и Стороженко — герои повести В. Катаева «Белеет парус одинокий»...

Как правило, сюжеты состоят из нескольких фигур. Иногда совершенно самостоятельных. В «Принцессе на горошине», например, каждый персонаж можно рассматривать совершенно обособленно. Но бывает, что две-три фигуры соединены в одну группу. Как, например, в «Ревизоре» — Хлестаков, Марья Антоновна и Анна Андреевна. Конечно, и здесь А. Бржезицкая стремится к тому, чтобы труд ее не ограничивался чисто иллюстрационными задачами, а предлагает оригинальное решение известных литературных образов.

Особое место в творчестве скульптора занимают самостоятельные композиции, где и сюжет, и тема, и характеры — все принадлежит ей одной. Здесь и история родного Дулевского завода— триптих «У нас в Дулеве», куда входит настенный рельеф «Дулевский сувенир»; и композиция из пяти фигур — «Ох, уж эта молодежь!», где с тонким юмором, в образной форме раскрывается сложный процесс производства и росписи тарелок; и трехфигурная работа «Дулевские живописцы». А рядом еще один триптих «Народные таланты»: «Репетиция «Ревизора» в народном театре», «Перед выступлением», «Русалка» на клубной сцене».

—    Сколько экземпляров вы обычно делаете?
—    По-разному.  Два-три-четыре. Иногда они отличаются росписью, как «Трубачи». А бывает, оставляю фарфор белым. Например, в «Музыке» («Дом Ульяновых») я сразу поняла, что расписывать здесь ничего нельзя. Цвет в данном случае внес бы дисгармонию и безвкусицу. А «Турандот» без красок не получилась бы...

Личное отношение автора к натуре, независимо от того, существует ли реальный первоисточник в жизни или заимствован из литературы, проявляется во всем. Думается, именно этим отличается подлинное искусство от ремесла. Аста Давыдовна Бржезицкая потому и художник, что умеет даже в известном открыть новый смысл, обнаруживая при этом тонкий вкус, особое благородство, подлинное знание законов пластики.


Б. ПОЮРОВСКИЯ

оставить комментарий

Работы скульптора А. Бржезицкой смотрите на 3 стр. обложки.


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100