Цирковому коллективу - больше доверия - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковому коллективу - больше доверия

Проблема коллектива волнует искусствоведов, артистов, организаторов циркового дела. На страницах нашего журнала своими мыслями поделились Ю. ДМИТРИЕВ, Р. ВЕТРОВ, В, АВЕРЬЯНОВ. Предлагаемая статья В. ВОРОБЬЕВА продолжает тему о коллективах.

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «Руслан и Людмила

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «Руслан и Людмила

Когда создавался наш коллектив, скептики говорили: «Это бесперспективно, коллективы быстро распадаются, а уж такой, как «Руслан и Людмила», и подавно. Окупил бы затраты, и то хорошо». Пророчества, к счастью, не сбылись. Затраты в первый же год были возвращены государству.

Поработал коллектив в лучших цирках Советского Союза: Ленинграде, где родился, Москве, в четырехлетнем возрасте отправился в Будапешт, но это уже после упорных слухов, что коллектив разваливается.

Да, действительно можно привести немало примеров, когда цирковые спектакли не выдерживали испытание временем. Достаточно вспомнить пантомиму «Бахчисарайский фонтан» или, скажем, пантомиму «Подвиг», поставленную в Киевском цирке к 30-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Если посчитать все, что было создано и быстро перестало существовать, статистика окажется малоутешительной. И тем отраднее, что спектакль «Руслан и Людмила» живет и здравствует уже более пяти лет. Это и мало и много. Проанализировать весь этот путь у меня нет возможности, да и познакомился я с коллективом в Москве. Тогда он меня поразил. Около ста пятидесяти человек принимало участие в спектакле.

Я смотрел представление с гордостью за советское цирковое искусство и сожалел, что мне самому не пришлось участвовать в этом спектакле-празднике.

Потом мне довелось увидеть коллектив в Уфе.

Но куда все исчезло? Создавалось впечатление, что Черномор разбросал по свету лучшие номера, входившие в спектакль, а номера самых молодых исполнителей оставил как ненужное. Мол, сами сгинут! Многие, видя, как изранен коллектив, ушли, распространяя слух, что коллектив на последнем издыхании. Но младенец, хоть и был болен, оказался стойким.

Коллектив начал битву за свое место под цирковым небом. Мы наметили на художественном совете творческий план и стали готовить новые номера, коверных, новые сцены в спектакле. За два с половиной года было создано двенадцать номеров, помимо этого, многие сцены были переделаны и переставлены в иной последовательности. Отсекли те части спектакля, которые сбивали темпо-ритм действия, тем самым сделав его динамичным, цирковым.

Конечно, нам еще рано успокаиваться, многое в спектакле требует шлифовки. Есть у нас интересные планы и по созданию нового спектакля. Поиски нового, неудовлетворенность сделанным будут сопровождать всю нашу творческую жизнь.

А теперь хочу сказать о том, из-за чего, собственно, я решил написать в редакцию. В своей статье, опубликованной в журнале, КЗ. А. Дмитриев пишет, что коллектив, если не будет делать новых постановок-пантомим, умрет «естественной смертью». Меня очень взволновали эти слова. Хотя понимаю, что разбирались проблемы коллективов во всей системе Союзгосцирка, а не только коллектива «Руслан и Людмила». Но уважаемый Юрий Арсентьевич, коллектив «Руслан и Людмила» выпал из поля вашего зрения на три года. Думаю, поэтому вы так и сказали. Если бы коллектив три года назад прекратил свое существование, то вы были бы правы. Но, как видите, все это время мы строили, создавали, если хотите, творили именно на благо того, чтобы не остановиться на одном спектакле! Этот период был периодом СОЗДАНИЯ коллектива! «Можно создать много хороших постановок, но гораздо труднее создать коллектив единомышленников», — говорил К. С. Станиславский. Единомышленники коллектива должны создавать то, что будет радовать зрителя.

Вы пишете об истории коллективов, начиная с того, что коллективы иногда разваливаются из-за плохого руководителя. А с чего же руководитель будет хорош, если он как администратор не имеет права решать элементарные вопросы по расстановке кадров. Как художественный руководитель он обязан не только поддерживать художественный уровень спектакля, представления, но и делать что-то новое, чтобы избежать творческого застоя. А сколько в художественном отделе Союзгосцирка покоится нерассмотренных заявок, сценариев. Поинтересуйтесь! За них не брались: текучка заедает. Художественный отдел, как я понимаю, занимается не художественными вопросами, а раскладывает сложнейший пасьянс по трудоустройству и переводу артистов из номера в номер. Художественными вопросами ему заниматься нет времени. Если бы мы при возрождении коллектива спросили у работников художественного отдела, как быть, то отдел формирования давно уже предложил бы расформировать «доэксплуатированный коллектив». А мы не «дались», сами без посторонней помощи восстановили силы. Почему бы не поинтересоваться — а тарифицировался ли коллектив за эти пять лет? Сколько же должны получать артисты, принятые на работу в 1979 году? А если говорить честно, то и норма представлений для нашего коллектива должна быть меньше обычной — не более двадцати пяти представлений в месяц. Ведь, как правило, артист цирка много и упорно репетирует, а выступает в дивертисментном представлении всего несколько минут. Артисты в спектакле заняты с начала и до конца, а у нас их не сто пятьдесят, как было в Москве, а всего сорок семь. И задача стоит — выглядеть не хуже, чем в столице.

Интересный исторический факт вы подняли о «цирковых кооперативах», указывая, что они вполне противостояли антрепренерам и могли даже цирк построить. Думаю, серьезный коллектив может и здание цирка построить, но сам цирк без артистов, что он может? А мы-то ведь в наших цирках давно уже на положении ‘пасынков. У директора цирка своих проблем пруд пруди, да тут еще артист просит аппарат сделать, костюм сшить. А зачем директору это нужно, он привык только эксплуатировать, все остальное — пусть Союзгосцирк делает. Конечно, не все директора такие, но озабоченных нашими проблемами директоров мало. Так как же создавать духовные ценности, не имен материальной базы коллектива? Если в 60-е годы достаточно было для того, чтобы сшить костюм, обратиться к одному человеку, то теперь шитье костюма — хождение по мукам. А качество готового изделия? За семнадцать лет я ни разу не получал эстетического удовольствия от костюмов художественно-производственного комбината. Но вынужден систематически туда обращаться и потом все перешивать. Почему? Потому что шьют на артистов зачастую без примерок, и получаются «испанские сапоги» и «смирительная рубашка», а в них тройное сальто не выкрутишь.

Можно доказывать без конца, что то плохо и это плохо, но где же выход? А он прост, давно разработан и подходит нам почти в идеальной форме. При формировании коллективов не следует изобретать велосипед, а надо переводить их на устав и экономический принцип театра, конечно, переработав его для цирковых коллективов. А это значит, что коллективу может быть доверен фонд заработной платы в соответствии со штатно-должностным расписанием коллектива. Ведь есть у нас свой художественный совет, у нас может быть и тарификационная комиссия, которая по истечении определенного времени сама бы тарифицировала начинающих артистов. А то проходят годы, мастерство молодых растет, а ставки остаются прежними. Кроме того, мы бы могли сами, из определенных высшими инстанциями статей расходов и доходов, шить костюмы, делать реквизит, аппаратуру, приглашать талантливого режиссера, балетмейстера, композитора, сценариста. Сегодня мы проходим ряд инстанций и в каждой должны доказывать, что это нам сейчас позарез нужно, а завтра уже будет поздно. Просителей сотни, и попробуй разглядеть, кому, в самом деле, помочь в первую очередь. Вот, к примеру, в нашем коллективе при транспортировке вместо двенадцати вагонов обходимся восемью. Экономия? А что от этого имеет коллектив? Ничего! Мы боремся за каждый сантиметр в товарном вагоне, и в то же время какой-нибудь номерок занимает три платформы и вагон. Кто бы позволил этакую роскошь «номерку», если бы коллектив отвечал за статьи расходов по переездам из города в город. Или еще пример: в начале года работали а Воронеже, потом поехали в Минск, затем в Кишинев, теперь в Курск, который всего в двухстах километрах от Воронежа! Давайте вспомним, как братья Никитины планировали свой сезон, и поймем, что с нашим планированием они бы вмиг прогорели и объявили бы себя банкротами; коллективы же к планированию не имеют отношения, а в этой связи сколько простаивает артист, выходит из спортивной формы, начинает работу без подготовки, едва успев распаковать багаж.

Чтобы создавать высокохудожественные произведения, мне кажется, нужна четкая плановость во всем, от маршрута до шитья костюмов, и все проблемы можно решать внутри коллектива.

Думаю, что если бы коллективу «Руслан и Людмила» оказали больше доверия и передали в наши руки решение всех этих проблем, мы бы с ними справились.

 

В. ВОРОБЬЕВ, директор и художественный руководитель коллектива «Руслан и Людмила»

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования