В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковые юбиляры


ДРУГ ЦИРКОВЫХ АРТИСТОВ

Известно, что Горький часто посещал цирк и увлекался борьбой. Когда готовился к печати очередной труд, посвященный А. М. Горькому, понадобилась научная справка о борьбе и борцах, которых упоминает (с красочными характеристиками) Алексей Максимович в письмах сыну. Ученые обратились в цирк, а оттуда их направили в Музей циркового искусства. Музей же порекомендовал специалиста, собирателя материалов по истории чемпионатов цирковой борьбы, — П. Н. Потокина. И это уже был верный адрес.

Борьба и атлетика — «одна, но пламенная страсть» Павла Николаевича Потокина. Страсть эта завладела им еще в мальчишестве. С четырнадцати лет он начал вести летопись борьбы в своем родном городе — Воронеже. В пятнадцать стал регулярно публиковать небольшие заметки на страницах знаменитого спортизного журнала "Геркулес". Немного, очень немного найдется людей, кто бы столь полно был осведомлен о силачах всех категорий — и профессионалах и любителях, кто располагал бы таким обширным кругом сведений о них. А главное, кто бы так щедро и отзывчиво делился со всеми, кому эти сведения потребуются. Раскроем, к примеру сказать, недавно изданную книгу А. Суханова — «Алекс Аберг — загадка ковра» и мы увидим там слова благодарности Павлу Николаевичу Потокину за помощь и советами и материалами. Материалов же у собирателя считать не пересчитать: книги, фотографии, всевозможных видов реклама и, конечно, самое дорогое — письма. Потокин состоял в переписке и с рядовыми борцами и с первейшими из первых — И. Поддубным, И. Заикиным, И. Лебедевым (дядей Ваней). Этакому-то богатству есть ли цена!

Вот так незаметно за увлеченно горячим собирательством, любовным, не остывающим ни на день, и подкралась (именно подкралась), как говорится, круглая дата — 31 мая Павлу Николаевичу исполнилось 70 лет. Выходит, юбилей. Пожелаем же этому обоятельному, скромному до застенчивости человеку, другу цирковых артистов, члену художественного совета Воронежского цирка и комитета по созданию Музея имени А.Л. Дурова здоровья и сил. В строку просится - и счастья, да ведь Павел Николаевич и сам считает себя настоящим счастливцем.

Р. СЛАВСКИИЙ


ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Недавно отметил свое шестидесятилетие В. Е. Ващенко, режиссер Ростовской группы «Цирк на сцене». Виктор Ефимович прошел большой и трудный путь артиста, работая в различных цирковых жанрах. Он начал выступать на манеже в 1926 году, а в 1964 году перешел на режиссерско-педагогическую работу. Ващенко создал номера воздушной гимнастики. на першах, был дрессировщиком медведей. Оригинальный номер «Акробаты на мотоциклах» был отмечен в 30-е годы как выдающееся достижение советского циркового искусства. Виктор Ефимович много лет участвовал в аттракционе «Мотогонки по вертикальной стене».

В Ростовской группе он работает пять лет, здесь проявился его талант режиссера-педагога. Заботясь о молодом артистическом пополнении. В. Е. Ващенко организовал стажерскую группу. Он безошибочно определяет наиболее сильные профессиональные качества своих учеников, мело направляет их стремления, результат его плодотворной работы весьма ощутим. За годы работы в Ростовской группе режиссер создал более пятидесяти номеров разных жанров. Виктор Ефимович постоянно думает о будущем цирка. Он предполагает создать молодежный коллектив из выпускников своей стажерской группы. Недавно Ващенко организовал просмотр работ всех молодых сил Ростовской группы.

Виктор Ефимович неоднократно получал благодарности и премии Союзгосцирка. он награжден значком "Отличник Министерства культуры", Почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК Профсоюза работников культуры.

М. СИДОРОВА


"УЛЫБКЕ"  ДЕСЯТЬ ЛЕТ

Исполнилось десять лет пионерскому цирку «Улыбка», организованному бывшим артистом эстрады и цирка Савелием Вертеймом в 1962 году при Харьковском Дворце пионеров. Это был первый в городе детский цирк. Сперва не все шло гладко: не было необходимого реквизита, костюмов, удовлетворительного помещения для репетиций. На первых занятиях кружковцы балансировали швабрами, жонглировали яблоками. Постепенно создавался нужный, удобный реквизит, преодолевались другие трудности. Число ребят, желавших заниматься в пионерском цирке, все возрастало. Вначале были группы только жонглеров, акробатов
и клоунов, а затем появились эквилибристы, велофигуристы, иллюзионисты. антиподпеты...

Немало потрудился педагог с будущими артистами: надо было приучить детей к постоянному настойчивому труду, выработать у них не только терпеливое отношение к тренировкам. но и любовь. И вот в результате была подготовлена первая, разнообразная и содержательная программа. Она прошла очень успешно. Со сцены Дворца пионеров «Улыбка» шагнула в залы харьковских школ, в пионерские лагеря, в цехи заводов и фабрик, на площадки колхозов и совхозов. в детские здравницы. Коллектив выезжал за эти годы в Артек и Москву. «Улыбку» видели и на голубом экране, однажды в течение тридцати минут се программу передавали по интервидению.

Сейчас вся учебная и воспитательная работа коллектива направлена на достойную встречу знаменательной даты — 50-летия Союза Советских Социалистических Республик. Пионерский цирк «Улыбка» занял первое место во всеукраинском конкурсе и награжден дипломом Министерства просвещения УССР.

Р. АКЧУРИНА, сотрудница Автодорожного техникума
Харьков

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100