В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Девушка со львами Ольга Борисова

ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОГО ЦИРКА

Создатели программы в Ярославском цирке назвали ее «Когда зажигаются звезды». Мне кажется, они имели в виду нс столько звезды в небе, сколько те, что сверкают на манеже. Может показаться, а не слишком ли претенциозно такое название? Пожалуй, нет. Дело в том, что имена лишь нескольких участников представления известны любителям цирка. Например, заслуженного артиста Азербайджанской ССР Хосрова Абдулаева, Кострюковых, демонстрирующих конную дрессуру, уже заслужила признание «Игра с мячом в воздухе», которую сейчас исполняют Людмила Головко и Петр Любиченко. Большинство же номеров программы новые, в них участвуют молодые исполнители, некоторые из них дебютировали только здесь, в Ярославле.

Первое отделение заканчивал номер под руководством Владимира Михайлова «Акробаты-прыгуны с подкидной доской и ловиторкой», выпущенный сравнительно недавно. В выступлениях акробатов много оригинальных трюковых комбинаций. Артисты перелетают с подкидной доски в руки ловитора, снова на доску, на плечи товарища, третьим на колонну из двух человек. Во время перелетов исполняются сальто, пируэты, сальто-бланш.

Впечатляет выступление юной Марины Осинской. Начинается оно с напряженного восхождения по наклонному канату к воздушному мостику, а завершается еще более напряженным спуском. На высоте, на которой обычно демонстрируют свои трюки канатоходцы, девушка, балансируя веером, исполняет танцевальные па, прыжки. Молодой артистке присуща высокая пластическая выразительность.

Отступает от сложившихся традиций в своем номере «Каучук» Галина Игнатова. Дело не только в том, что из пьедестала поднимаются два стержня, вознося артистку ввысь, необычен сам характер выступления. Мы привыкли, что у исполнительниц пластических этюдов движения плавные, мягкие, одно как бы переливается в другое, у Игнатовой же движения резки, полны экспрессии, задора — на манеже этакий милый бесенок.

Эквилибрист Николай Кузнецов уверенно жонглирует, удерживая равновесие на проволоке, а то и на моноциклс, установив его опять же на проволоке.

Доброго слова заслуживают коверные Роман Абдикеев и Амир Мустафин. Они не новички на манеже, но дебют их клоунского дуэта состоялся в апреле прошлого года. Артисты еще в поиске, им предстоит совершенствовать свои репризы, свои навыки. Привлекает же то, что комики нс избирают проторенных путей, стараются найти свои, лишь им присущие образы. Они стремятся непременно вложить острую мысль в
каждую свою сценку. Комикам но изменяет вкус, чувство меры, а это уже немалые достоинства.

Все второе отделение отдано аттракциону «Львы». Хищников демонстрирует молодая дрессировщица Ольга Борисова. В стальную клетку к львам входит девушка с двумя косичками, проворная, непосредственная в своих движениях . Вначале — сценка-игра с одним животным, этаким своеобразным берберовским Кингом, послушным и на вид добродушным. Она садится на него верхом, расчесывает ему гриву.

Потом в клетку врываются восемь львов, рыча, скаля желтые клыки. Юная дрессировщица сохраняет к ним то же доверчивое отношение, кажется, ее не покидает уверенность, что она сможет поладить с гривастыми великанами. И хотя девушка щелкает бичом, но воспринимается это как дань традиции, тем более, что потом и бич и жезл она отдает своим помощникам и прекрасно обходится без каких-либо обычных аксессуаров дрессировщиков. Зрители уже не сомневаются, что у молодой артистки установились с хищниками самые добрые отношения.

Появление нового аттракциона всегда событие в цирковой жизни. Поэтому о премьере Ольги Борисовой надо сказать подробнее.

САМАЯ МОЛОДАЯ

Сложно давать оценку произведению манежа, которое, по существу, еще в становлении, хотя и состоялась его премьера. В отличие, скажем, от книги, выпущенной в свет, от картины, вывешенной в музее, или от песни, исполненной на концерте, о которых судят, как о чем-то завершенном, к цирковым номерам подходят иначе. Очень часто и поело того, как номер увидели зрители, продолжается его совершенствование. Что касается аттракциона Борисовой, то тут молодой артистке еще предстоит большая работа. Но уже сейчас можно судить, на правильном ли она пути, насколько удачен создаваемый ею образ, глубоко ли осознает она, в каком направлении развивается избранный ею жанр, пытается ли внести что-либо новое в дрессуру хищников.

Признано, что время меняет характер выступлений дрессировщиков. Как меняется и наше собственное отношение к животному миру. В далеком прошлом зверь был объектом охоты, врагом, от которого надо было оборонять посевы, жилье, свою жизнь. Это и определило в большой степени характер первых выступлений укротителей — они показывали, как воля человека покоряет злого, сильного врага.

В наши дни мы озабочены совсем иным: преобразуя Землю, сохранить окружающий нас живой мир. Пожалуй, всюду признано, что звери, даже хищники, нуждаются в защите.

Нашим современникам присуще покровительственное отношение ко всему, что в природе бегает, прыгает, летает. Нас возмущает, когда животному приминают боль, когда над ним свершается насилие. Что касается номеров дрессуры, то здесь дело даже не в том, что на манеже нельзя жестоко обращаться с животными, будь то медведи, тигры или львы, — гуманное начало должно определять весь характер выступления. В самих трюках должно утверждаться доброе отношение к «братьям нашим меньшим», когда складывается впечатление, что животные по доброй воле выполняют то или иное действие.

Трюки такого плана постепенно появлялись у советских дрессировщиков разных поколений. Скажем, Бугримова ввела в свой номер трюк «качели». В нем уже нет той ситуации, в которой дрессировщица командует, а зверь подчиняется. Здесь артистка и лев раскачиваются высоко над манежем, как бы развлекаясь вместе. Назарова стала выводить своих тигров на поводке, ласкает их, подчеркивая свое самое нежное отношение к полосатым красавцам. И они платят ей за это послушанием.

Еще один шаг вперед в развитии жанра дрессуры, на мой взгляд, сделали Людмила и Владимир Шевченко. В их номере артисты и львицы становятся почти равноправными партнерами. Дрессировщики здесь не понуждают зверей, а сами что-то затевают, и звери как бы по своей воле присоединяются к ним. Когда животные вот так, внешне вполне сознательно, участвуют в действиях людей, это вызывает обычно восторг зрителей. Именно такое мы видим в выступлениях акробатов под руководством народного артиста РСФСР Венедикта Белякова, который ввел в свой номер дрессированных медведей.

Как же новые тенденции проявляются в выступлениях Ольги Борисовой? Уже говорилось, что в облике молодой дрессировщицы нет ничего от этакой покорительницы диких зверей. Не случайно Борисова отказалась от предложенного ой костюма, напоминающего не то одеяние средневекового охотника, не то гонщика на мотоцикле, этот костюм облачил бы ее с ног до головы в кожу. На манеже просто смелая, энергичная девушка, которая верит в то, что добром поладишь с хищниками. Она то потреплет их по гриве, то погладит, убеждая зрителей, что она и со львы — хорошие друзья.

В номере есть и традиционные трюки, например, «ковер», но выглядит он как веселая игра. Бесцеремонность, с какой дрессировщица располагает хищников на полу, проявляя полное доверие к ним, вызывает сочувственные улыбки, одобрительные возгласы о зале.

Лев проходит по двум канатам, расположенным весьма высоко. Ольга, ухватившись за петлю на конце веревки, спешит подняться туда же к своему четвероногому другу. Оказавшись на пути льва, она откидывается на канаты, и хищник осторожно, с каким-то сосредоточенным видом, переступает через нее и продолжает свой путь.

Атмосферу выступления определяет хотя бы такая сценка. Закончен трюк «ковер», но один из львов не уходит. Не силой же гнать его! Дрессировщица манит упрямца кусочком мяса. Такое угощение его не соблазняет. Тогда она приносит бутылку с молоком: «На, капризуля!» Вот это детское питание оказывается хищнику по вкусу. Он послушно занимает свое место. Но что такое? Еще один лев выходит на середину манежа и ложится. Видно он решил таким образом заполучить бутылку с молоком. Что ж, и его приходится угостить. А то, что осталось в бутылке, незаметно допивает третий лев, подкравшись к Борисовой сзади. Зрители убеждаются — величественные хищники, чтобы заполучить лакомство, идут на откровенные хитрости, молодая артистка снисходительна к их слабостям, как иные — к шалостям малых детей.

Элемент легкой игры присутствует даже в тех случаях, когда львы не сразу повинуются. Но и тогда дрессировщица обходится с ними по-дружески, не разрушая общего впечатления от выступления.

Но когда говорится о послушании, добродушии хищников, непременно надо напомнить, что, сколько льва ни называй «кисонькой», он остается львом. Специалисты это прекрасно знают, а зрителям надо напоминать. У Ольги Борисовой один из львов в самом мирном настроении ринулся к мясу, случайно задел лапой за костюм своей хозяйки и распорол ткань (к счастью, только ткань) так, что костюм пришлось выбросить.

За легкостью всегда стоит упорный, порой изнурительный труд. Вот еще один эпизод. В финале аттракциона два льва бегут по кругу, перепрыгивая через своих «партнеров», как через своеобразные живые барьеры. Одни из львов с самого начала проделывал это охотно, а другой, способный прыгун, как определила его дрессировщица, забастовал. Когда предстояло энергично устремиться по кругу, он скалил зубы, рычал и отказывался двинуться с места. Приходилось снова и снова рассаживать животных по местам, чтобы, в который уже раз, прорепетировать концовку номера. Но упрямец вновь припадал к тумбе и, казалось, готов был любыми способами отстаивать свое право не двигаться с места. Такое повторялось несколько дней. И это лишь один эпизод, связанный с освоением только одного, далеко нс самого сложного трюка. Подобных конфликтных ситуаций возникало немало...

Теперь коротко об истории появления аттракциона, о том как он готовился.

Ольга Борисова из цирковой семьи. Хорошо был известен ее дед Георгий Борисович (псевдоним Макс Борисов), демонстрировавший группу львов. Отец девушки Владимир Георгиевич, заслуженным артист РСФСР, подготовил интересный номер с хищниками и успешно выступал с ним у нас в стране и за рубежом. Мать — Римма Васильевна, наездница и дрессировщица. Цирк вошел в жизнь Ольги с самого юного возраста. Случалось к ним в дом приносили совсем маленьких львят, которые еще сосали молоко из бутылки. Заботой Ольги было выращивать будущих четвероногих артистов.

Шестнадцати лет Ольга начала демонстрировать номер «Высшей школы верховой езды». Лет в девятнадцать показывать небольшую сценку со своим воспитанником львом Андрюшей. А два года назад Ольга приступила к репетициям с группой хищников под руководством отца. Помощь мм оказывал опытный режиссер Рудольф Грилье. Завершить работу было решено в Харьковском филиале Всесоюзной дирекции по подготовке новых представлений, аттракционов, номеров. Здесь в создании аттракциона приняли участие режиссер Евгений Зискинд, возглавляющий филиал, художник Елена Богданова, композитор Лев Моллер.

Премьера состоялась в январе 1967 года в Ярославле. Конечно, становление большого циркового произведения происходит не сразу. Ольга Борисова и ее отец, Владимир Григорьевич, понимают, что им еще предстоит серьезная работа. Они будут вводить новые трюки. Видимо, есть необходимость подумать и над развитием образа, создаваемого молодой артисткой, это уточнит характер ее поведения с хищниками.

Мне запомнилась одна из репетиций Борисовой. Было это в Харькове, в здании филиала Всесоюзной дирекции. Раннее утро, рядом с клеткой никого, кроме служителей. Мое появление осталось незамеченным. Тогда меня поразила раскованность, веселый настрой дрессировщицы. Она держалась с хищниками задорно, несколько иронично, если львы не спешили выполнить трюк, обращалась к мим непременно а шутливой форме: «Что ты сегодня вареный-жареный какой-то!» Или: «Пошел! Не слышишь? Глуховат стал?»

А вот во время представления Борисова более сдержанна, несколько скованна. Конечно, определенное напряжение понятно — первые выступления. Но хочется, чтобы в дальнейшем у молодой артистки было бы больше задорного юмора, больше ярко выраженных эмоций.

Ну, а что касается новых трюков, то они обязательно появятся. Такая уверенность не случайна — трюки уже подготовлены. А почему их не увидели зрители в дни премьеры — разговор особый. Это разговор о том, что мешает тому, чтобы новые имена, новые «звездочки» быстрее и ярче загорались на цирковом небосклоне.

КОГДА И КАК ВСЕ ЖЕ ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ!


Упрекнуть кого-либо из создателей аттракциона в нерадивости нельзя, работали все упорно. За несколько месяцев до премьеры мне говорили, что животные освоили трюки, но задерживает изготовление реквизита, костюмов. К началу гастролей в Ярославле весь реквизит так и не был готов. Это и не позволило показать некоторые трюки, в частности, очень интересный «Леа на шаре».

А дело, как мне кажется, вот в чем. Надежда, что любой реквизит, любой аппарат смогут изготовить на любом предприятии, часто не оправдывается. У Харьковского филиала нет своих мастерских, вся надежда на заводы города, а у них свои планы, да и специфику цирка там не знают. В результате — задержки с выпуском аттракциона. А многое из того, что было сделано, потребовало переделок. Например, пол покоробился и использовать его было невозможно. В Харькове остались три новых вагончика для животных — брак.

В дни премьеры костюм на Борисовой был такой, какой удалось подобрать, хотя в свое время художник и артистка создали эскиз костюма, отвечающий общему замыслу выступления. Эскиз заблаговременно отправили в художественно-производственные мастерские Союзгосцирка. Уже гастролируя в Ярославле, Борисова приехала на выходной день в Москву, позвонила в мастерские, поинтересовалась, готов ли костюм, а ей ответили: «Да что вы?! Мы и кроить не начинали...»

Подобные трудности с реквизитом и костюмами, к сожалению, не редки. Их испытали, пожалуй, все, кто выступал тогда вместе с Борисовой в Ярославле. В программках, которые продавались в цирке, значился номер «Дрессура собак». Но он не демонстрировался. Причина — задержалось изготовление реквизита. Акробаты из группы Михайлова, не надеясь на мастерские Союзгосцирка, купили в универмаге материал, решили сшить сами новые костюмы. Но даже когда они попросили через Дирекцию необходимые украшения, им их выслали в несколько раз меньше, чем требовалось. Дуэт Аб-дикеева и Мустафина, как уже говорилось, был выпущен Всесоюзной дирекцией в апреле прошлого года, но до сих пор клоуны не могут показывать две репризы — для одной требуется моноцикл, для другой — плечевой перш. Артисты ждут недостающий реквизит уже год. Разве все это не сковывает творческий порыв, не гасит инициативу?

И еще об одной проблеме, связанной с тем, «как загораются звезды». Ярославские зрители оставались довольны молодежной программой. Но порой зрителей приходило меньше, чем мог вместить зал. Пусть это бывало на отдельных спектаклях, в будние дни, и не угрожало финансовому плану, но всегда досадно, если оказываются свободные места. 8 чем же дело? А дело в организации рекламы, которая особенно важна, если в программе нет громких имен.

В Ярославле поспешно отпечатали плакаты, сообщающие о дебюте самой молодой в стране дрессировщицы. Потом была подготовлена передача по телевидению, благо главный режиссер цирка Игорь Воробьев раньше работал на телевидении и смог выступить сценаристом и режиссером передачи. Но почему заблаговременно нс подумали о рекламе нового аттракциона, о выпуске ярких плакатов? Продукция отдела пропаганды циркового искусства Союзгосцирка, конечно, более красочна и выразительна, чем то, что можно сделать на местах, да еще в «пожарном» порядке.

Кстати, из всех участников программы, что шло в Ярославле, свою рекламу имел лишь жонглер Абдулаев со своей партнершей Лидией Ионовой. Да и то, когда начались их выступления, выяснилось, что плакаты засланы в Горький. Нет своей рекламы у коверных, да и номер М. Осинской заслуживает плаката. Могут заметить: «Погодите, со временем дебютанты получат все, что положено». Но почему же оперативно и широко не оповестить о появлении нового и интересного на манеже, не привлечь к этому внимание любителей цирка.

Речь идет нс о сенсационных сообщениях, не о том, чтобы как-то особенно превозносить молодых артистов. На разборе программы им полезно высказать любые замечания. Дело в том, что реклама не может идти вслед за успехом, а должна, наоборот, предшествовать успеху, содействовать ему. 8 конце концов, продуманная реклама, привлекая зрителей в зал, обеспечивает выполнение и перевыполнение финансового плана.

В связи с этим надо сказать о заботах Абдулаева. Демонстрируя свой номер, он энергично готовит оригинальный иллюзионный аттракцион, выпустить его номерен в конце этого лета. Когда а Союзгосцирке он заговорил о заказе рекламы, чтобы ее появление предшествовало премьере аттракциона, ему ответили: «Подождем, посмотрим, что получится». Думается, если есть убеждение, что у Абдулаева ничего нс получится, нужно ли вообще продолжать затраты на новую работу? Во всех остальных случаях реклама, конечно, будет содействовать успеху аттракциона, притоку зрителей в цирк.

Видимо, бесспорно и то, что реклама в городе должна появляться загодя, до премьеры. Однако, выступая в Ярославле, Борисовы не знали в какой город их затем направят, как не знал этого и директор того цирка, куда они затем попали. В таком случае о какой же предварительной рекламе на афишных щитах, в печати, по телевидению может идти речь?

Молодежная программа в Ярославском цирке приносит радость знакомства с интересными исполнителями, но в то же время вызывает невеселые размышления о том, что далеко не все еще сделано, чтобы «звезды» на цирковом небосклоне зажигались быстрее и ярче.

Наверное, Борисова и ее молодые товарищи по программе в Ярославле получат в конце концов недостающий реквизит, костюмы, красочные рекламные плакаты. И хочется верить — зрители узнают и запомнят имена молодых артистов, в том числе и девушки с косами, которая, как к верным друзьям, бесстрашно входит в клетку к могучим хищникам.

К. Ганешин

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100