В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Добрая цирковая традиция

Древнее искусство цирка и совсем еще молодое искусство кино связаны между собой с первых дней изобретения «движущейся фотографии». И вот появилась первая работа, посвященная этой связи, — «С арены на экран» Р. Е. Славского.

Работа небольшая по объему — в ней всего семьдесят страничек. Но эта маленькая книжечка насыщена большим фактическим материалом. Заимствованный у циркового искусства эксцентризм, вероятно, во многом предопределил стиль мультипликационных фильмов всего мира. Более того, благодаря экспериментам «факсов» и Сергея Эйзенштейна он сыграл существенную роль в создании современного художественного языка кинематографии. В свою очередь и искусство кино оказало немалое влияние на стиль советского цирка. Как справедливо замечает Р. Славский, фильм Г. Александрова «Цирк»... «помог формированию или, точнее сказать, ускорил формирование того самого романтического стиля советского цирка, который впоследствии зарубежная печать назовет русским».

Но исследование взаимных влияний двух искусств не входило в задачу автора, донельзя ограниченного объемом работы. Его книжечка поневоле носит обзорный характер. И все же Р. Славский сумел убедительно показать, как каждая эпоха по-своему использует цирковые номера в сюжетах художественных фильмов.

Дореволюционное русское кино показывало цирк и его артистов, чтобы мотивировать выпуск дешевых, пошлых мелодрам, таких, как «Позабудь про камин», где князь обольстил гимнастку, а она, увидев в ложе своего соблазнителя, «сорвалась с трапеции и разбилась насмерть».

Сразу же после Октября кинофильмы с участием артистов цирка приобретают совсем иной характер. Шла гражданская война, и динамизм той эпохи впервые нашел свое выражение в приключенческом фильме «Смельчак», снятом в  1919 году по сценарию  А.  В. Луначарского, где клоун, которого играл Дм. Альперов, помогал друзьям революционерам бежать из тюрьмы.  Четыре года спустя в «Красных дьяволятах» исполнители главных ролей — артисты цирка Жозеффи, Есиковский и Бен-Се-лим — с блеском сыграли трюковые эпизоды, и этот приключенческий фильм в полной мере выразил дух беспокойных и победоносных первых лет молодой Советской республики. Так же как и другие фильмы тех лет, где изображалась жизнь цирка, все они стремились показать небывалый прежде подъем духовных и физических сил людей цирка, подъем, которого настоятельно потребовала защита завоеваний революции.

В 1929 году, первом году первой пятилетки, фильм «Смертный номер» показывал уже реальную жизнь советского цирка, а за ним последовали и другие. Здесь гимнаст — председатель месткома, наездница — его секретарь, и тема фильма — советский гуманизм и пролетарский интернационализм. Эти же темы были блистательно воплощены несколько лет спустя в фильме «Цирк».
Автор рецензируемой книжки рассказывает, что в грозовые годы Великой Отечественной войны в армейских клубах на фронте с большим успехом демонстрировался мультипликационный политический памфлет «Киноцирк» с остроумным конферансом Карандаша. Но в то время мы уже встречали артистов цирка на экране и в киножурналах, выступающими перед солдатами и офицерами переднего края, и в фильмах «Концерт фронту». Жаль, что это упущено автором.

Наконец, для послевоенных лет характерно новое явление: творческий уровень советского цирка настолько вырос, что наряду с художественными фильмами, в сюжеты которых органически входит цирк, чем дальше, тем больше выпускаются документальные картины о цирке. Это кинематографические монографии о Дуровых и Э. Кио, о Ю. Никулине, Л, Енгибарове, О. Попове, о «Цирке на льду», о триумфальных гастролях наших мастеров манежа за рубежом.

Словом, в книжечке, к тому же хорошо иллюстрированной, много интересного и поучительного. Автор рассказывает занимательные эпизоды из жизни артистов манежа, снимавшихся в кино, раскрывает «секреты» кинотрюков, касается некоторых зарубежных фильмов по цирку — всего и не перечислишь.

Но досадное впечатление производят просочившиеся некоторые небрежности стиля и фактические неточности. Так, артистка Р. Гаремская названа Гарлем-ской, не упомянут ряд фильмов с участием Карандаша: «Самоотверженный Карандаш» (реж. Сухобоков), «Неистовый рыболов» (реж. Андриевский), «Сеня Пуговкин» (реж. Вернер), «Концерт фронту» (реж. Дзиган), «Высокая награда» (реж. Шнейдер) и другие. Но эти и подобные мелкие упущения не могут зачеркнуть достоинств книжки. В серии брошюр, имеющих целью лишь популяризацию номеров советского цирка и не претендующих на глубину и научность, появление этой работы — заметный факт. Это только первое прикосновение к теме, заслуживающей большого, серьезного исследования.

М. ТРИВАС

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100