В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дрессированные собаки Элеоноры Левицкой

Наверное, в числе первых номеров, с которых началось искусство цирка много тысяч лет тому назад, непременно была дрессировка собак. Спокон веку этот вид прирученных хищников, называемых в науке «канис канис», сосуществует с человеком. И все равно нам интересно наблюдать затем, как послушно выполняют псы разных пород и размеров все приказания своих хозяев, которых уважительно именуют дрессировщиками...

Сколько номеров этого типа видел каждый из нас — зрителей цирка?.. Казалось бы, удивить нас в этой области нечем. Ан нет: меня восхитила работа молодой артистки Элеоноры Левицкой. Ее выступления прошли летним сезоном в Москве. Чем же восхитила? Насыщенностью, темпом, разнообразием трюков.

Начнем с цифр: в этом номере заняты тридцать одна собака, шесть кроликов, одна коза и две «зеленогрудые мартышки». Представление длится восемь минут, но у публики ощущение, будто ее развлекали полчаса, — такова плотность этого номера. Скажу по совести: я никогда не видел подобного ритма в смене трюков. Не надо забывать, что работают-то на арене собаки, а не люди. При всей способности этих животных к восприятию приказов человека всегда остаются возможности срывов, замедлений, отказов со стороны того или иного четвероногого «артиста» выполнить то, что от него требуется в данный момент...

У Левицкой все ее питомцы работают безотказно и быстро. Это похоже на замедленную съемку в кино, которая, как известно, дает эффект ускорения действия. За восемь минут зрители получают 16 трюков — и каких!

Начинается номер с простейших упражнений двух огромных догов: они обегают барьер и занимают установленные им места. Затем появляются сразу 12 небольших собачек (таксы и той-терьеры) и тут-то возникает подлинный карнавал, ибо каждый песик «знает свой маневр». Кто-то прыгает в кольцо, кто-то бежит по барьеру на передних лапах, кто-то совершает восьмерки вокруг ног танцующей повелительницы, кто-то играет в чехарду с партнером той же породы, кто-то преодолевает несколько барьеров... Словом, бездельников мы не видим.

А трюки вс4 усложняются. Вот прошла по барьеру, опираясь на колени передних ног, белоснежная ангорская коза. И тут же внимание зрителей привлекли восемь шоколадных и кофейных такс, которые образовали пирамиду. Мне очень жалко, что я не могу представить читателям «премьеров» собачьей труппы: двенадцатилетнюю Розу, со родного брата Спутника (той-терьеры), десятилетнюю таксу Франтика и, как говорится, других четвероногих «артистов». Существенно, что старожилы труппы не только сами безукоризненно выполняют свои трюки, но еще оказывают благотворное воздействие на молодежь: рядом с точным исполнительством ветеранов любой щенок чувствует себя обязанным не срывать спектакля!..

Этот номер отличается еще тем, что он ни в один момент не нарушает законов публичного зрелища: каждый последующий трюк должен быть интереснее предыдущего, быстрее по темпу, сложнее по замыслу и выполнению! И вот на шестой минуте наступает богатый финал. Его сложность удивляет нас.

На арену вынесена многоярусная карусель. На самом верху крутятся в гнездах белые кролики. Ниже совершают вращение собаки. А по манежу передвигаются работящие таксы, которые приводят в движение весь этот сложный механизм. И еще в середине карусели мы видим большое колесо, мелькающее на одном и том же месте. Знаете, совсем так, как колесо, в которое запущена белка. Но роль белки здесь играет такса Джек. А вокруг карусели едут по треку два маленьких, но очень старательных велосипедиста, которым хвосты не мешают крепко сидеть в седле.

Теперь мысленно добавьте к перечисленному бурное сопровождение оркестра, игру прожекторов и фейерверк, извергаемый с верхней площадки карусели. Разноцветные летучие огни стреляют во все стороны, но собаки не боятся этого холодного пламени...

А когда уже кажется, что зрелище исчерпало себя, сверху по наклонному канату съезжают через всю арену и скрываются за кулисами два велосипедиста вида «канис канис». И под обоими велосипедами висят трапеции, на которых пристроилось еще по собачке.

Публика горячо аплодирует. А в заключение номера выбегают знакомые нам доги, верхом на которых сидят жокеи-мартышки с шелковыми флагами в руках (вспомним, что у обезьян не лапы, а именно руки). Флаги трепещут от быстрого аллюра догов.

Я нарочно оставил под конец описание того, как ведет себя сама дрессировщица. Элеонора Левицкая обладает чудесным, я бы сказал, танцевальным ритмом. Она очень артистично двигается под музыку. Движения се рук также изящны и выразительны. Видно, что собаки и прочие животные не боятся, а любят свою хозяйку. И еще одно наблюдение: в прологе к спектаклю именно этой ортмстке поручен короткий приветственный монолог, обращенный к зрителям. И она читает стихи с таким мастерством, что я сперва недоумевал: что же будет делать во время представления эта чтица? А она оказалась не чтицей, а дрессировщицей!..

Приятно отметить, что Элеонора Левицкая из цирковой семьи. Только это не прежние скитальцы старых цирков. Ее дед долгие годы был директором больших советских цирков. Отец — инспектор манежа, работавший в той же программе. Младший брат, который ассистировал Элеоноре в номере, обучается в ГУЦЭИ, и сестра помогает дрессировщице, ибо такой номер требует большой заботы и неустанных трудов. Однако сколько бы ни хлопотали вокруг животных закулисные труженики, все равно значительную часть артист должен взять на себя: если четвероногие отвыкнут от хозяйки, ничего не получится.

Почему я об этом говорю? Потому что, мне кажется, номер Э. Левицкой может служить примером для многих деятелей арены. Когда в замысел произведения, в его сценарий и выполнение вложено много повседневного труда, когда отличная выдумка сочетается с тщательным и артистичным исполнением, то и эффект от такого выступления будет всегда положительным. А не к этому ли должны стремиться участники и создатели всех номеров нашего цирка?..


ВИКТОР АРДОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100