Друг цирка - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Друг цирка

 

Известный поэт и авиатор, друг и соратник Маяковского Василий Каменский всю свою жизнь любил цирк, был связан с ним.

 

Еще ребенком он дал клятву, что, как только вырастет, поступит артистом в цирк и узнает все секреты закулисных тайн. С той детской поры Каменский стал цирковым завсегдатаем. Известный клоун Д. Альперов в книге «На арене старого цирка» вспоминал, как в 1913 году, когда их труппа гастролировала в Перми, Каменский дневал и ночевал среди цирковых артистов.

 

Интерес к цирку отразился и в творчестве поэта. В 1915 году Каменский поместил в альманахе «Стрелец» рассказ из жизни цирка «Поэмия о Хатсу». А в 1916, во время поездки с чтением лекций и стихов по Кавказу. Каменский написал ряд стихотворений о цирке. Одно из них было посвящено чемпиону мира, цирковому борцу Ивану Зайкину, с которым поэт познакомился осенью 1916 года в Тифлисе, В это время Заикин выступал на чемпионате лучших мировых борцов в цирке братьев Ефимовых. Каменский, не пропускавший ни одного циркового представления, скоро стал другом Заикина. В бенефис Заикина поэт неожиданно для всех вышел на арену и прочел стихотворный экспромт, начинавшийся строками:

 

«Заикину, взлелеянному Волгой,

Тебе — кого боготворю,

Желаю песни вольной-долгой

Тебе — Российскому богатырю».

 

Помимо необычайной силы Каменского привлекали в Заикине искренность, душевная широта и сердечность. Дружба поэта и борца, начавшаяся на арене цирка, выдержала испытание временем. Много лет спустя, в 1947 году Заикин писал Каменскому: «Я тебя уважал искренне и глубоко, а ты в своих стихотворениях называл меня чуть ли не Стенькой Разиным». А тогда, в 1916-м, Заикин помог осуществлению детской мечты Каменского. По его совету дирекция зимнего тифлисского цирка братьев Есиковских пригласила поэта выступить на арене с чтением стихов. В местных газетах появились рекламные объявления: «Футурист в цирке. Сюрприз тифлисцам. Дирекция цирка, не останавливаясь перед громадным гонораром, пригласила для широкой публики знаменитого русского футуриста и писателя Василия Каменского на три дня.., Василий Каменский в костюме Стеньки Разина верхом на коне исполнит стих из своего романа «Стенька Разин» и скажет речь о поэзии цирка...»

 

Первое выступление Каменского состоялось 19 октября (916 года. Перед чтением стихов он произнес речь об искусстве цирка, которое назвал самым демократическим из всех искусств. Он подчеркнул, что цирк имеет право на внимание поэтов, художников и артистов. Это выступление Каменский описал а стихотворении «Я — в цирке»:

 

«Бум-трали-лля

Чудо

Сегодня экстра-гастрольное

Сверх-представ ленив;

Василий Каменский

Верхом на коне

Исполнит стихи —

Грянет речь о Поэзии Цирка

(И снова как в Детстве:

Музыка. Блестки. Огни.

Карусельная красота.)»

 

Далее Каменский перечислял цирковых артистов, с которыми ему довелось выступать в одном из представлений, в их числе — известные в свое время рыжие клоуны Мишель и Этардо, гимнаст Джиовании (Ф. Конев), жокеи Феррони.

 

Эти выступления были с таким энтузиазмом встречены публикой, что дирекция цирка продлила контракт еще на пять гастролей, а 25 октября 1916 года был устроен бенефис Каменского. В этот вечер он не только читал стихи, но и нарисовал на глазах у публики большую картину «Осенний пейзаж», Для того времени выступление поэта в цирке было событием необычным. Не только местная пресса, но и столичная — газеты «Утро России» и «Театральная газета», «Журнал журналов» и «Новый Сатирикон» — писали о гастролях Каменского. А сам поэт говорил, что цирк преобразил и возродил его, заставил почувствовать себя совсем молодым.

 

На вырученные от выступлений деньги Каменский с помощью Заикина издал большую книгу стихов «Девушки босиком», вышедшую в Тифлисе в ноябре 1916 года. В книгу вошли и стихи, посвященные цирку. В одном из них, «Странник», вспоминаются цирковые борцы И. Заикин, И. Поддубный, Клеменс Буль, известный спортивный арбитр А. Кельский-Кельцев. Тремя годами позже, когда Каменскому снова довелось побывать я Тифлисе, он написал в местной газете «Искусство» статью «О тифлисском цирке».

 

Был дружен Каменский и с прославленным клоуном Виталием Лазаренко. В книге «Жизнь с Маяковским» Каменский вспоминает, как познакомился с «блестящим мастером» Лазаренко в цирке Никитина в Москве, куда пришел вместе с Маяковским. В журнале, издававшемся Каменским в 1922 году, «Мой журнал» поэт назвал Лазаренко своим учителем по акробатике.

 

В первые годы Советской власти Каменский был в числе активных участников органа по руководству цирками «Секция цирка». Так же как и Мейерхольд, он считал, что цирк должен омолодить театр. Жизнь цирка, которую Каменский хорошо знал, легла в основу его нескольких пьес. В начале 20-х годов в Замоскворецком театре и в провинции шла его цирковая мелодрама «Гений случая, или Роковая наездница». Жизни русского бродячего цирка была посвящена пьеса «Цирк Эльдорадо». В первом номере журнала «Цирк», начавшего выходить в 1925 году, Каменский опубликовал стихотворение «Акробатка из Венеции». А в 1928 году в журнале, который уже назывался «Цирк и эстрада», была помещена информация о первом семейном вечере госцирков, на котором, как писал журнал, «выступал друг цирка поэт Василий Каменский».

 

Т. НИКОЛЬСКАЯ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования