Два одинаковых и разных номера Мстислава Запашного и Татьяны Филатовой
Так уж получилось, что в программах Московских цирков оказались два почти одинаковых номера: в новом, на Ленинских горах, Долорес и Мстислав Запашные показали «Забавы слоненка», а в старом, на Цветном бульваре, выступала Татьяна Филатова также с дрессированным слоненком. Это вольно или невольно наталкивает на сравнение номеров. Но оговорюсь сразу, сравнивая их, я вовсе не хочу доказывать, что один номер лучше, а другой хуже. При всей их жанровой близости они не похожи друг на друга.
В номере Долорес и Мстислава Запашных преобладает игровое начало. Артисты и их «подшефный» как бы забавляются на манеже в свое удовольствие, и трюки, которые они при этом демонстрируют, выглядят своеобразной импровизацией, возникшей во время игры. Вместе с тем номер подкупает элегантностью, четкостью и выверенностью каждой мизансцены, безупречным артистизмом дрессировщиков, все это сочетается с детской угловатостью их «подшефного» — трехлетнего слоненка по кличке Ранни. Но главное, чем привлекает номер, — это атмосфера непосредственного веселья, возникающая во время выступления Запашных.
«Ну, а как же труд?» — спросите вы. Ведь за этой непринужденностью, царящей на манеже во время выступления Запашных, скрывается большой нелегкий труд. Но именно в том, как мне кажется, и заключается настоящий артистизм, что и долгий упорный труд и репетиции «до седьмого лота» остаются за кулисами, а на манеж выходят радостные улыбающиеся артисты...
Думаю, что нет особой нужды представлять читателям Мстислава Запашного, работающего на манеже с детских лет и перепробовавшего свои силы во многих цирковых жанрах. Также хорошо известен всем и Мстислав Запашный как режиссер. Созданный им номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях» и воздушный аттракцион «К звездам», посвященный полетам в космосе, всегда пользуются успехом у зрителей.
Вот уже около десяти лет Мстислав Запашный мечтает создать большой аттракцион «Слоны и тигры». Сейчас его мечта стала понемногу воплощаться в реальность — уже приобретены животные (среди них и нынешний партнер Долорес и Мстислава Запашных — Ранни, Ранечка, как ласково зовет слоненка Мстислав Запашный). Правда, не хватает еще клетки, без которой невозможны репетиции на манеже. Пока приходится репетировать в небольшом загончике, сооруженном в помещении, где находятся клетки с животными.
Так что Ранни — это прежде всего участница будущего аттракциона. Содержится она вместе со своими будущими партнерами — молодыми тиграми. Нельзя сказать, что между ними уже установилось полное взаимопонимание, но начальная стадия мирного сосуществования налицо. А пока, чтобы Ранни привыкла к публике, к манежу, Мстислав Запашный подготовил этот номер.
Получив в свое распоряжение Ранни, Мстислав Запашный поставил перед собой задачу — не столько выдрессировать слоненка, сколько воспитать его. Ведь не надо забывать, что Ранни — это еще ребенок, да к тому же разлученный со своими родителями. Ну а детей, особенно маленьких, в первую очередь воспитывают лаской. Дрессировщик сам кормил Ранни, ухаживал за ней, около месяца его раскладушка стояла в слоновнике, где он и ночевал вместе со своей воспитанницей. И Мстислав Запашный сумел добиться своего: надо видеть, как радостно встречает его Ранни, когда он заходит в слоновник.
Собственно, эти взаимоотношения и определили основную идею будущего номера, его радостную, приподнятую атмосферу. Пусть пока слоненок поиграет, же в свое удовольствие — настоящая впереди.
Однако приходится сожалеть, что жизнь интересного номера медолговечка: после выпуска аттракциона он прекратит свое существование («И номер, и аттракцион — это слишком большая нагрузка для Ранечки»,— говорит Мстислав Запашный). А может быть, стоит подумать, чтобы подготовить Ранни замену? Ведь будет обидно, если номер исчезнет из конвейера.
В августе 1971 года состоялся дебют Татьяны Филатовой в аттракционе отца, народного артиста СССР Валентина Филатова, где она исполнила роль веселого комментатора событий, происходящих в «Медвежьем цирке».
О манеже она мечтала с детства. Родители гастролировали по разным городам нашей страны и за рубежом, а Татьяна училась в Москве, но каникулы всегда проводила с ними, бывала на всех репетициях отца, стараясь постичь секреты дрессировки.
Окончив школу, Татьяна поступает в Московский педагогический институт имени В. И. Ленина на отделение английского языка. Однако тяга к цирку не ослабевает. И летом 1971 года, после окончания института, Татьяна Филатова окончательно выбирает свою будущую профессию.
После успешного дебюта она начинает самостоятельно работать с группой медвежат, готовя их к участию в аттракционе (сейчас эти животные стали одними из основных его артистов). Работая вместе с отцом, Татьяна все время мечтала о своем собственном номере, артистку привлекали крупные животные. Надо сказать, что Валентин Иванович Филатов не очень-то разделял подобные стремления дочери: дрессировка крупных животных — вещь далеко не безопасная.
Он предлагал ей что-нибудь поспокойнее — собачек или голубей, но дочь упорно стояла на своем...
Так в ноябре 1974 года в «Цирке зверей» В. Филатова появился новый артист — двухлетний слоненок Рада. Начались репетиции. Под руководством Татьяны Филатовой Рада осваивает первые премудрости профессии циркового «артиста». И весной 1975 года на манеже Омского цирка состоялась премьера этого номера.
Решен он по-иному принципу, нежели выступления Запашных. Если Запашные являются как бы старшими товарищами слоненка по его играм, то Филатова выступает на манеже в роли доброй учительницы, мягко и ненавязчиво помогающей своему ученику постигать основы цирковой науки. Слоненку приходится и танцевать, и стоять на задних лапах, и ходить по тумбам — словом, осваивать самые разнообразные трюки. Но дрессировщица ведет своего ученика от простого к сложному, и потому он справляется с поставленной перед ним задачей. В том, что Рада уже сейчас исполняет трюки, которые под силу взрослому слону, проявляются традиции дрессуры Валентина Филатова. В его аттракционе и самые маленькие медвежата работают наравне со взрослыми.
Итак, артисты пошли в создании своих номеров разными путями и каждый добился успеха. Дальнейшая судьба «Забав слоненка» Запашных в общем-то известна. Думаю, что и выступление Татьяны Филатовой со временем претерпит определенные изменения: Рада подрастет и акценты в номере станут несколько иными. А пока можно смело констатировать, что дебют молодых дрессировщиков и их подшефных на аренах Московских цирков бесспорно удался.
МИХАИЛ НИКОЛАЕВ
оставить комментарий