Елена Гордеева и маленький флейтист
Маленький флейтист. Дебют», — объявляет инспектор манежа, — и под звуки бравурного марша на манеж выходит мальчик в черном бархатном комбинезоне и большом черном берете.
Огромные глаза на бледном лице полны растерянности, в руках флейта-пикколо... Он подходит к микрофону, кивок в сторону аккомпаниатора, но... за роялем никого нет. Дебют сорван. Опустив голову, он идет к выходу, но шпрехшталмейстер не пускает его: выкручивайся как хочешь!
С этой минуты мы, зрители, становимся участниками по-цирковому смешной и по-человечески трогательной новеллы.
Маленькому флейтисту приходится быть и солистом и аккомпаниатором одновременно. А все вещи, как назло, против него. Не слушается крышка рояля. Она то закрывается, то открывается, словно живая. В самый неподходящий момент от рояля откатывается стульчик. Чтобы успеть вовремя начать партию рояля или партию флейты, приходится играть в самых невероятных позах: изгибаясь в «мостике», лежа на рояле, стоя спиной к клавиатуре. И маленькому флейтисту это удается.
Для исполнителя это не просто трюки ради трюков, вызывающие смех зрителей, это не надуманные положения, а следствие данной ситуации.
Но вот последние аккорды. Кажется, можно праздновать победу. Но победа эта призрачна. Смеется маленькая крышка рояля, и клавиши, словно зубы оскалившегося чудовища, сверкают в свете прожекторов. Слеза застыла на щеке юного артиста. То, к чему он стремился, о чем мечтал, кажется ему теперь недосягаемым. Как хотелось ему подарить зрителям свою музыку, свое мастерство, принести им радость! И тогда звучит вокализ — это артист жалуется на свою судьбу. В зале — тишина. Удивительная для цирка тишина. Зрители сочувствуют маленькому флейтисту. И он черпает в этом новые силы. Он снова у рояля. Победно звучит музыка. Дебют состоялся! Гремят аплодисменты... Из-под бархатного берета волнами рассыпаются волосы, и мы узнаем, что под маской маленького флейтиста скрывалась Елена Гордеева — лауреат Всесоюзного конкурса произведений циркового искусства, посвященного 60-летию образования СССР.
Давно известный цирковой жанр музыкальной эксцентрики в этом номере вышел за привычные рамки. На манеже музыкальная новелла без слов, и мы, зрители, прекрасно понимаем ее содержание.
В антракте, прогуливаясь по фойе, я повсюду слышала мелодию, которая звучала в номере, ее напевали дети.
— А маленький флейтист все-таки победил, правда? — спрашивала какая-то девочка, у мамы.
— Конечно, победил, — с серьезностью первоклассника отвечал ей брат.
— Он ведь не только музыкант, но и акробат! — вступил в разговор еще один мальчик.
— А крышка какая противная — смеялась над ним!
Я пересказала этот детский разговор не случайно. Ведь когда дети среди множества ярких, праздничных цирковых номеров запоминают и обсуждают один, это значит, что номер достиг цели. Вызвать не только смех, но и раздумья зрителей — мечта каждого артиста.
В чем успех «Маленького флейтиста», чем этот номер отличается от многих других в этом же жанре? На мой взгляд, тем, что цирк с его буффонностью обратился здесь к серьезному сюжету, к прекрасной серьезной музыке, мастерски исполненной цирковой актрисой. И еще одно: этот номер поставил известный кинорежиссер Ролан Антонович Быков.
— Вначале мы шли от Маленького принца Экзюпери, — рассказывала Елена Гордеева вскоре после своего дебюта. Для нее, хотя она в цирке не новичок, этот номер тоже стал дебютом, как и для ее героя.
— Я очень много работала над образом Маленького принца. Мне, конечно, повезло, что Ролан Антонович Быков согласился со мной работать. Такую школу актерского мастерства, какую мне дал он, я могла бы пожелать другим актерам. Это такое счастье — общение с таким режиссером, с таким человеком! И хотя дебют состоялся, работа у нас продолжается.
Репетиции идут каждый день. Всего семь минут длится номер, но какой за ним стоит труд! С акробатикой и гимнастикой Елена Гордеева встретилась впервые. Делать различные каскады с флейтой в руках не так-то просто, тут требуется хорошая техника. Ну а кроме занятий акробатикой и гимнастикой нужно по нескольку часов в день играть на музыкальных инструментах.
Елена Гордеева — актриса молодая. И все же за годы работы в цирке у нее это третья роль. Я не ошиблась, сказав роль, потому что и в первом номере «Старик и девочка» Гордеева не просто играла на музыкальных инструментах, исполняя при этом какие-то трюки, а создала конкретный запоминающийся образ маленькой девочки. Потом в Перми был поставлен спектакль «Бумбараш». Это был, конечно, цирковой спектакль, но образ Софьи, созданный Еленой Гордеевой, был и драматичным и эксцентричным. Именно эта многогранность актрисы обратила на себя внимание известного режиссера Ролана Быкова.
Ролан Антонович ставил перед Еленой Гордеевой все новые и новые задачи. Иногда ей казалось, что ничего не получится. Но настойчивость, умение работать ей привили с детства. Девочке было пять лет, когда она впервые выступила с сольным концертом: играла на рояле и на аккордеоне. В ее репертуаре было двадцать произведений.
— Скажите, Лена, вас, как всех детей, заставляли заниматься музыкой? — спрашиваю я.
— Конечно, какое-то время заставляли, — улыбается Гордеева, — но я помню, когда переборола себя. Мне было двенадцать лет. Была зима, а пианино как раз стояло у окна. Я играла и откладывала фасоль. Да-да, обычную фасоль. Отыграю час — перекладываю фасолинку из правой кучки в левую, еще час — еще фасолинка. У меня было задание — играть шесть часов. Я смотрела в окно. Там дети катались на санках, играли в снежки. Я расплакалась, мне хотелось на улицу, к детям. Но я переборола себя. А потом, когда я позже начала играть Шопена, пришла влюбленность в музыку. И еще я очень полюбила петь. Пела на всех вечерах в училище, в консерватории.
— Вам, наверное, не раз задавали вопрос: как такое серьезное, профессиональное увлечение музыкой могло привести вас в цирк?
Елена улыбается и отвечает:
— А почему серьезную музыку надо обязательно исполнять в филармонии? А если в цирке построить выступление на контрасте? В моем номере звучит музыка Моцарта и рядом музыка Мееровича из кинофильма «Телеграмма», Чем больше контрастов, тем интереснее. Для меня гротеск и есть самая интересная форма в искусстве.
Я задаю последний вопрос Елене Гордеевой: не жалеет ли она, что, окончив консерваторию по классу рояля и по классу вокала, связала свою судьбу с цирком?
— Мне хочется верить, что я нашла себя в цирке. Важно ведь не где работаешь — на эстраде, на сцене или на манеже, главное — доставлять людям радость. Если видишь, что тебе верят, если чувствуешь, что сделанное тобой нравится людям, — это и есть самая большая радость в жизни.
ЭМИЛИЯ БОРОВИК
оставить комментарий