Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Аверченко А. Т.
АВЕРЧЕНКО Аркадий Тимофеевич (15/27.03.1881, Севастополь- 12.03.1925,
Прага; похоронен на православном Ольшанском кладбище) - прозаик, драматург, театр, критик. Вырос в купеческой семье, отец разорился, когда А. было 10 лет. Обучался дома с помощью старших сестер (по одним сведениям, закончил два класса гимназии). С 15 лет начал работать мелким конторщиком (транспортная контора в Севастополе, на Брянском угольном руднике, в Брянском акц. об-ве в Харькове), приобрел богатый жизненный опыт. Первый рассказ "Как мне пришлось застраховать жизнь" опубликовал в 1903 в харьковской газете "Южный край"; рассказ "Праведник", кот. сам считал дебютом, в "Журнале для всех" (1904, № 4). Сотрудничал в "Харьк. губернских ведомостях", в 1906 издавал журналы "Штык", "Меч". В Петербурге с декабря 1907, сразу начал печататься в журнале "Стрекоза", через неделю был приглашен секретарем редакции. В 1908 стал редактором этого журнала, по инициативе А. переименованного в "Сатирикон" (с 1913 "Новый Сатирикон"). В 1910 выходят первые сборники его рассказов: "Зайчики на стене", "Веселые устрицы"; в 1912- "Круги по воде", "Рассказы для выздоравливающих", они утверждают звание "короля смеха". Юношеские впечатления отложились в памяти множеством лиц, различных говоров, метких словечек. Юмор положений, порой доведенных до абсурда, воссоздает абсурдность жизни российского обывателя, представленного у А. широкой галереей разнообразных характеров и типов. Богатые и бедные, молодые и старые, все они ловчат, хлопочут, стремятся нажиться, что-то урвать от жизни. Наряду с сатирическими зарисовками, миниатюры А. полны комизма, веселого, беззлобного смеха. Его юмор, основанный на здравом смысле, близкий юмору ОТенри, Марка Твена, своего рода лекарство от уныния и тоски. "В то смутное неустойчивое, гиблое время "Сатирикон" был чудесной отдушиной, откуда лил свежий воздух", - писал А. Куприн ("А. и сатириконцы", 1925). Многообразие приемов комического (от фарса, анекдота до создания ярких сатирических масок), использование диалога, речевых характеристик (к тому же популярность самого имени писателя) сделали А. одним из самых репертуарных авторов театров миниатюр. Инсценируются его рассказы, ставятся миниатюры, одноактные пьесы, монологи. Уже в 1911 появляются "Восемь одноактных пьес и инсценированных рассказов", в 1912 - "Миниатюры и монологи для сцены". В одесском театре миниатюр в 1911 ставятся "Рыцарь индустрии", "Конец любви", "Юбилей антрепренера". Удачно дебютировал осенью 1912 в петерб. Литейном театре спектаклем "Новогодняя Пасха". В течение сезона в этом театре было поставлено 16 его вещей. Миниатюры А. вошли в репертуар Интимного, Троицкого театров, "Кривого Джимми", "Кривого зеркала" и др. Тесно связанный с театр, средой, он выпускает бесплатное приложение к "Сатирикону" (1912) - "Спутник театрала" с участием Влад. Азова, А. Бухова, О. Дымова, Тэффи. Как автор-исполнитель выступает с чтением своих рассказов, совершает большие гастрольные поездки по России. В Москве ежегодно выступает в Большом зале Благородного собрания, в моек. лит.-художеств, кружке, в Петровском уч-ще и др. Читает "выразительно, с мягкими оттенками задушевного юмора" (Рампа и жизнь. 1911. №3).
Восторженно принял Февраль 1917-го, уничтожение монархии виделось ему как торжество разума. Оставался редактором "Нового Сатирикона" до закрытия журнала в 1918 (конфискованы помещение, запасы бумаги, банковские счета и др.). Осенью 1918 уехал в Киев, Севастополь. Печатался в газ. "Юг", выступал с чтением рассказов, зав. лит. частью в Севастоп. Доме артиста, создал свой театр "Гнездо перелетных птиц", написал пьесы "Лекарство от глупости", "Игра со смертью". Осенью 1920 навсегда оставил Россию. С июня 1922 в Праге, выезжал в Париж, Берлин, Прибалтику. Польшу, Румынию. Ранее, будучи на гребне успеха, ненадолго покидая Россию, уже через месяц жаловался, что "хотелось завыть от тоски по нашей несчастной, милой родине". Навсегда от нее оторванный, он писал полные желчного сарказма рассказы "Смешное в страшном", окрашенный ностальгией роман о петерб. богеме "Шутка мецената". Продолжал выступать с чтением рассказов - "завзятый гастролер", грустно говорил он о себе. В 1921 в Париже вышел сборник рассказов-памфлетов А. "Дюжина ножей в спину революции". Известный ленинский отзыв, признававший талантливость книги "озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца", некоторое время служил "охранной грамотой". Но уже к концу 20-х гг. началась многолетняя опала А., его книги, продолжавшие издаваться за рубежом, оказывались в спецхране. Первые упоминания об А. появились в 60-е гг. Соч.: Записки театральной крысы. Пг., 1915; О маленьких для больших. Пг., 1916; Без суфлера. Пг.. 1916; Чудаки на подмостках: Сб. пьес и монологов. Пг., 1918: Миниатюры. М., 1923; Избранное. Вашингтон, 1961; Юмористические рассказы. М., 1964; Хлопотливая нация. М., 1991; Миниатюры и монологи для сцены. Л., 1991. Как сделать Айсберг слайм?
Лит.: Евстигнеева Л. А. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы. М., 1968; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала XX в. М., 1974; Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. М., 1989; Русские писатели: Биобиблиогр. словарь. Т. 1. М., 1990.
Е. Д. Уварова
|
|