Акимов Н. П. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Акимов Н. П.

Акимов Николай Павлович (03/16.04.1901, Харьков- 06.09.1968, Москва) - художник театра и кино, режиссер, график, портретист, автор статей о театре и сценографии, педагог. Нар.
арт. СССР (1960), профессор (1960). В 1915 учился у Н. Рериха в школе Об-ва поощрения художеств, в 1915-1918 занимался в студии С. Зайденберга и в это же время посещал Новую художественную мастерскую (педагоги М. Добужинский, В. Шухаев, А.Яковлев), в 1922-1924- студент петрогр. ВХУТЕМАСа (Академия художеств). Как театральный художник дебютирует в 1922 - "Подвиги 1еракла" в Детском театре (Харьков). С 1923 А. работает в петрогр. театрах: "Вольная комедия", "Кривое зеркало", театрах-кабаре "Балаганчик" и "Карусель"; Ленингр. театре сатиры и др. Уже первые работы показали, что A. не просто художник, а художник-режиссер, жестко организующий спектакль, что впоследствии и определило его приход в режиссуру. Визуальными средствами (причем бутафория и игровая вещь для него столь же важны, как и декорация) А. парадоксально раскрывал идею спектакля. Костюмы и гримы, выполненные в гротесковой манере, исчерпывающе характеризовали персонаж, помогали актеру создавать образы-маски.
В работе конца 20-х и 30-х гг. А. продолжает сотрудничать с эстрадой, проявляет неистощимую изобретательность как художник эстрадных аттракционов и зрелищ. По-новому подходя к сценографии эстрады, каждую миниатюру оформляет как целостный спектакль с оригинальным решением сценического пространства ("Пуприяки в Ленинграде" - реж. Д. Гутман и Э. Краснянский, 1926; "Игра" - совместно с художником П. Снопковым, реж. Краснянский, 1926; "Обидно... досадно..."- реж. Гутман, 1927; "Радиоглаз" - исп. Н. Копелянская, 1930; "Женевская конференция"- реж. В. Друцкая, 1931; "Бронепоезд" - реж. Н. Глан, 1931). Утверждал лаконизм, динамику, отказывался от живописных фонов, отдавая предпочтение строеным элементам как основе оформления, делая ставку на эффект мгновенных перемен и трансформаций (например, для трио Кастеллио А. выполнил оформление, построенное на мгновенной перемене фона с черного на белый, на котором с графической четкостью выделялись костюмы танцовщиков, столь же мгновенно менявшиеся с белых на черные). Оформлял спектакли Моск. мюзик-холла (1929) "Букет моей бабушки" (постановка Гутмана, А., К. Голейзовского), Ленингр. мюзик-холла "Условно убитый", совместно с худ. B. Дмитриевым и И. Окороковым, программу "Теаджаз", "Бей врага" (1940) Л. Утесова.
Работая над эстрадными программами, А. приходит к убеждению, высказанному в статье "О путях мюзик-холла" (1934), что обозрение и монтаж аттракционов не отвечают требованиям современной эстрады, репертуар которой должен опираться на сценарии с драматургически развернутым сюжетом. Реализовать свои идеи А. смог в 1933, став главным режиссером Ленингр. мюзик-холла (постановка: "Святыня брака" Э. Лабиша, 1933). А. стремился создать эстрадный театр с постоянной труппой, состоящей из актеров, владеющих разными жанрами и способных участвовать в синтетическом спектакле. Для подготовки таких актеров была создана "Экспериментальная мастерская мюзик-холла". Не найдя поддержки у руководства, запретившего постановку пьесы Е. Шварца "Принцесса и свинопас" (1934), А. уходит из мюзик-холла. Концепцию эстрадного спектакля А. воплощал также в поставленных и оформленных им спектаклях Ленингр. театра миниатюр под руководством А. Райкииа: "Под крышами Парижа" (1951), "На сон грядущий" (1958), "Волшебники живут рядом" (1964).
А. работал как художник и режиссер во многих ленингр. и моек, театрах: БДТ, Акдраме (Александрийский театр), Муз. комедии, театре им. Евг. Вахтангова, Революции и др. С 1935 по 1949 и с 1955 по 1968 художеств, рук. (главный режиссер) Лен. театра комедии, в 1951-1955 гл. реж. Нового театра (театр им. Ленсовета). С 1954 по 1968 преподавал в ЛГИТМиК, основал постановочный факультет.
Соч.: О театре. Л.; М., I960; Не только о театре. Л.; М., 1966; Театральное наследие: В 2 т. / Под ред. С. Л. Цим-бала. Л., 1978.
Лит.: Н. П.Акимов. Сб. ст. Л., 1927; Бартошевич А. А. Акимов. Л., 1933; Бартошевич А. Акимов-художник. Л., 1947; Алянский Ю. Обыкновенный волшебник // Театральные легенды. М., 1973; Эткинд М. Николай Акимов. М., 1980.
Е. И. Струтинская


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования