Блантер М. И. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Блантер М. И.

Блантер Матвей Исаакович (10/23.02.1903, Почеп Черниговской обл.- 27.09.1990, Москва)- композитор. Нар. арт. СССР (1975). Герой Соц. Труда (1983). Гос. премия СССР (1946). Учился в реальном уч-ще г. Курска, пел в хоре, рано овладел фортепиано, скрипкой, мальчиком участвовал в оркестре Курского драм, театра. В 1917 поступил в Моск. филармоническое уч-ще (по классу А. Могилевского и Н. Пото-ловского). Веселый, ироничный, общительный, Б. сблизился с кругом молодых сатириков и юмористов (среди них Н. Эрдман, В. Масс, В. Ти-пот). Заведовал музыкальной частью (он же аккомпаниатор) Мастерской  Н. Фореггера («Ма-стфор», 1920-1922), Ленингр. театра сатиры (1926-1927), Театра обозрений Дома печати (1928-1929), сотрудничал с передвижным театром «Крокодил». Приобрел широкую известность как автор «экзотических» песенок-фокстротов «Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад», танго «Сильнее смерти», многочисленных чарльстонов, шимми и др. Его шлягеры инсценируются в петрогр. кабаре «Балаганчик» (1922) с участием Р. Зеленой («Домик в Батавии» и др.); в моек. «Павлиньем хвосте» (1923) иронический «жестокий» романс «Кожаный ремень» («Он был апаш, она апашка» исполняют в будущем известные драматические артисты В. Топорков и Л. Колумбова). В 30-е гг. характер песен Б. резко меняется. В 1930-1931, работая в Магнитогорском драм, театре, он пишет «Песню о Магнитогорске» и «Мальчишку шлепнули в Иркутске», появились суровая баллада «Партизан Железняк» и «Песня о Щорсе» (обе на ел. М. Голодного). Песни сразу же вошли в репертуар Л. Утесова, Л. Руслановой. Песню-марш «Молодость» (1937), построенную на вопросах и ответах, вместе с многотысячной аудиторией ЦПКиО исполнял М. Гаркави; Русланова, одна из первых, спела шедевр Б., знаменитую «Катюшу» (1938, ел. М. Исаковского). Танцевальность песен Б., основанная в 20-е гг. на модных ритмах, на новом этапе прорастает на почве лирико-плясовой русской песенности: в «Катюше», написанной для Гос. джаз-оркестра (1936, Б. муз. руководитель), она оригинально сочетается с отголосками героических маршей. Песня на долгие годы вошла в быт, стала массовой, как и многие последующие песни Б. Органическое взаимопроникновение героики и лирики, найденное Б. в лучших песнях 30-х гг., получает развитие в песнях военных лет. Одна из первых «До свиданья, города и хаты» (ст. Исаковского) написана 23 июня 1941, с ней уходили на фронт новобранцы. На фронте и в тылу, наряду с довоенной «Катюшей», звучали песни Б.: «Моя любимая» (ст. Е. Долматовского, 1942), «Огонек», «В лесу прифронтовом» (обе на ст. Исаковского, 1943), «Как служил солдат», «Песня военных корреспондентов» (обе на ст. К. Симонова, 1944), «Под звездами балканскими» (ст. Исаковского, 1944) и многие другие (всего около 50 песен в годы Великой Отечественной войны). В 1945 написана «Враги сожгли родную хату» (ст. Исаковского), исполненная на эстраде через 15 лет М. Бернесом (1960), она стала песенной классикой. «Лучше нет}’ того цвету», 1946, «Летят перелетные птицы», 1949 (обе на ст. Исаковского), «В городском саду играет», 1947 (ст. А. Фатьянова), «Присядем, друзья, перед дальней дорогой», 1962 (ст. В. Дыховичного и М. Слободского, стала любимой песней космонавтов), «Черноглазая казачка», 1966 (ст. И. Сельвинско-го), цикл песен-размышлений на ст. Б. Окуджавы (1967) и многие другие получили известность в послевоенные годы. Образно-тематический строй их очень широк: любовь к родной стране, радость единения людей, скорбь утрат… Новаторские приемы Б.-песенника — маршевая ритмизация мелодических оборотов, характерных для русского лирического романса, принцип динамизированной повторности, разноладовое мажорно-минорное «окрашивание» одних и тех же мелодических фрагментов. Импульсивность, открытость, чувство юмора, оптимизм характерны для его творчества. Продолжал сотрудничать с эстрадными театрами: для Ленингр. театра миниатюр под упр. А. Райкина написал песенки к спектаклю «Времена года», 1956 (ст. В. Лившица); для Моск. мюзик-холла — музыку к спектаклям «Москва — Венера, далее везде» (1961), «Тик-так, тик-так…» (1963). Оперетты «Сорок палок», 1925, и «Нос президента», 1926 (обе на либретто А. Глобы); «На берегу Амура». 1938 (либретто Типота и В. Квасницкого).
Лит.: СохорА. «Катюша» М. И. Блантера. М., 1960; ЗакВ. И. Матвей Блантер. М.. 1971.
7: Я. Кареева


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования