Богословский Н.В. - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.

    А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

 

Богословский Н.В.

Богословский Никита Владимирович
(род. 22.05.1913, С.-Петербург)- композитор, журналист, писатель. Нар. арт. СССР (1983). Яркий, разносторонне одаренный юноша рос в музыкальной семье. Одно из первых сочинений 13-летнего Б. вальс «Дита» было подарком к дню рождения его сверстнице Э. Л. Утесовой. Начались занятия с композитором и педагогом С. Панченко. Он показал способного ученика А. Глазунову. По его совету Б. поступил на композиторское отделение Ленингр. музыкального техникума, затем в Ленингр. консерваторию по классу М. Штейнберга, В. Щербачева, X. Кушнарева (окончил в 1934). Мастер всевозможных розыгрышей и шуток, Б. еще в студенческие годы вошел в круг писателей, режиссеров, связанных с театром, кино, эстрадой. Сочинил музыку к спектаклям Ленингр. театра малых форм «Уха из петуха», «Весна на Стрелке» и др. (1933-1934). В 1937 принял участие в конкурсе на лучшую песню: «Письмо в Москву» (ст. М. Тевелева) отмечена не была, однако вскоре она вошла в репертуар С. Лемешева. (Впоследствии, в 1948, для Лемешева написал песни «Где ты, утро раннее?», ст. А. Жарова, «Звезда моих полей», ст. Л. Давидович и В. Драгунского и др.). С 1937 начал также писать музыку для кинофильмов: художественных (среди них героико-патриоти-ческие, «военные», приключенческие, комедийные, сатирические) и мультипликационных (всего свыше 100). Уже первый фильм «Остров сокровищ» принес известность песенке Дженни («Я на подвиг тебя провожала», ст. В. Лебедева-Кумача). Вслед за ней на эстраду пришли песни «Любимый город» (ст. Е. Долматовского, к/ф «Истребители», 1939), «Спят курганы темные» (ст. Б. Ласкина, к/ф «Большая жизнь», 1-я сер., 1940). В начале войны (1941-1942) Б., работавший в это время на Киевской киностудии, оказался вместе с ней в Ташкенте. Снова созданные для фильмов песни уходят с экрана в жизнь: «Ночь над Белградом» (1941, из одноименного к/ф), «Лизавета» (1942, ст. Долматовского, к/ф «Александр Пархоменко»), знаменитая, ставшая песенной классикой «Темная ночь» и веселая, лихая «Шаланды, полные кефали» (обе на ст. В. Ага-това, 1942, к/ф «Два бойца»). С первых песен началась дружба Б. с «поющим» артистом М. Бернесом, постоянным участником авторских концертов Б. Песни «Чудо-коса» (из невы-шедшего к/ф «Открытие сезона», ст. Ласкина, 1942) и «Солдатский вальс» (ст. В. Дыховично-го, 1944) исполнял Л. Утесов, еще в конце 30-х гг. «сыгравший» его шуточную «Песню старого извозчика» (ст. Я. Родионова). В послевоенные годы с эстрады зазвучали песни «Три года ты мне снилась» (1946, ст. А. Фатьянова, к/ф «Большая жизнь», 2-я сер.), Песня Рощина («Голова стала белою», ст. Н. Доризо, 1956, к/ф «Разные судьбы») и др. Появляются песни-новеллы «Чистые пруды», «Дождь идет» (обе на ст. М. Матусовского) и др.; комедийная песенная «сценка» «Бывалый старшина» (ст. В. Бахнова и Я. Костюковского). Широкая палитра песенного творчества (у Б. более 300 песен) с его проникновенным мелодизмом, вбирает лирику, юмор, иронию, гротеск. Как человек, тесно связанный с кино и театром, Б. через песню раскрывает характер «персонажа», от лица которого она исполняется. Автор музыки к разного рода театральным спектаклям (Моск. театр сатиры, Центральный театр кукол и др.) и эстрадным представлениям (более 50). Среди них «Где-то в Москве», 1944, Моск. театр миниатюр, «На чашку чая», 1953, Ленингр, театр миниатюр под рук. А. Райкина, «На карнавале», 1954, программа А. Шурова и Н. Рыкунина в «Эрмитаже», «Обозрение Афанасия Белова», 1955, в «Эрмитаже», «Программа Геннадия Дудника», 1959, целый ряд спектаклей Моск. театра миниатюр под рук. В. Полякова («Итак, мы начинаем», 1960, «О, Маргарита!», 1964 и др.) В «театральных» работах композитор добивается самостоятельности музыкального ряда, его особого «равновесия» с драматургией. Этапными в этом смысле стали музыкально-лирические драмы «Незнакомка», 1972 (впервые поставлена студентами фак-та режиссеров эстрады ГИТИС, рук. И. Шароев), и «Балаганчик» А. Блока, 1976 (поставлены Моск. камерным музыкальным театром, 1982). Кроме того, опера «Соль» по рассказу И. Бабеля (либретто и ст. Б. Корнилова, 1932-1980), 8 симфоний. В многогранной творч. деятельности Б. публицистические очерки и статьи, сатирическая проза, юмористич. новеллы-зарисовки; сборники юмора: Божества и убожества. М., 1964; Музей муз. М.. 1968: Тысяча мелочей. М., 1973; Очевидное, но вероятное. М., 1981; Интересное кино: повесть-гипербола. М., 1990; Завещание Глинки: плутовской роман. М., 1993.
Соч.: Что было- то было и кое-что еще. М., 2000. Лит.: Тарновскнй  К. Н. Композитор Никита Богословский. М., 1984.
Т. Н. Кареева


ПОИСК
по энциклопедии

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования